Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа
Цель работы: выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.
Задачи:
- установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков г.Бийска;
- раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;
- обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков г.Бийска.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации
Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации
Принципы социальной профилактики и её методы
Этапы профилактики в социальной работе и её методы
Вывод по первой главе
Глава 2. Состояние и профилактика алкогольной зависимости среди молодёжи и подростков г. Бийска
2.1. Потребление алкоголя подростками г.Бийска
2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости
2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Принятые на основе социальной профилактики решения и рекомендации реализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика[9].
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1. Предотвращение возможных
физических, психологических или
социокультурных коллизий у
2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.
1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы
Социальная профилактика – это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе[11].
В Российском педагогическом словаре социальной работы понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучение причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социальный диагноз[9], как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной, базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
- предварительное ознакомление
с объектом, которое предполагает
получение достоверного
- проведение общей
профилактики, т.е. постановка задач,
выделение состава
- проведение специальной профилактики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
- построение выводов, на
основе которых делается
Социальная профилактика основывается на ряде принципов[6]:
- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
- комплексный подход в изучении социальных проблем объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
- научная обоснованность
и подтверждаемость особенно
важны, ибо за каждым решением,
принятым на основе
1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой[9]. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Психолого-педагогическая профилактика[11] – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.
Социальная защита детства[18] – специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.
Ребенок[6] – лицо, не
достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).
В практике социального и
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развить активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.
Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая, таким образом, педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка.
Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – специальной. Специальной профилактикой[13] можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п.
В последние годы много внимание уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами:
- детство является тем периодом, в которой закладывается фундамент личности;
- в детстве закладывается нравственные и эстетические эталоны;
- в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;
- нервная система ребенка
чрезвычайно пластична и
- в этом периоде ребенок
обладает повышенной
- в этом периоде ребенок
зависим от взрослого; а родители
и педагоги – главные
Социально-педагогическая профилактика[11] – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективности (какой она реально является) и субъективного (какой она переживается и воспринимается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания и перестройку их взаимодействия.
Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей:
- охрана здоровья населения
– искоренять причины
- профилактика девиантного поведения:
а) профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;
б) профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, алкоголизм и токсикомания – основная цель – создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.
Формы и виды
- нейтрализирующие;
- компенсирующие;
- предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
- устраняющие эти
- мероприятия по осуществлению
последующего контроля за
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.
Вывод по первой главе
Таким образом, профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективности (какой она реально является) и субъективного (какой она переживается и воспринимается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания и перестройку их взаимодействия.
Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Бийска
2.1. Потребление алкоголя подростками г. Бийск
База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Бийска. В исследовании принимали участие 60 учеников из 9-того «А», «Б», «В» и «Г».
Сроки проведения экспериментального исследования: 2011 г.
Всего, с той или иной частотой, сейчас алкоголь употребляет 86,3% молодых бийчан, что несколько больше чем в 2001 г. — 71,3%. В табл. 1 представлены данные, иллюстрирующие частоту употребления алкоголя молодыми Бийчанами в 2001 и 2005 гг. Хорошо видно, что увеличение количества потребителей алкоголя произошло за счёт тех, кто употреблял его эпизодически — 1–2 или несколько раз, в то время как процент употребляющих алкоголь часто или регулярно вырос незначительно.