Состояние образования в КНР в 1949-1976 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 07:44, доклад

Краткое описание

К середине XX в. экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. В 1949 г. провозглашается Китайская Народная Республика, а с 1950 г. начинается ее признание в мире. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80 % населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

образование в китае.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

  • ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

  • Состояние образования в КНР в 1949-1976 гг.
  • К середине XX в. экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. В 1949 г. провозглашается Китайская Народная Республика, а с 1950 г. начинается ее признание в мире. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80 % населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации.

    После образования КНР  были проведены реформы в интересах  создания единой системы образования. В 1949-1957 гг. были увеличены расходы на образование, разработаны единые программы обучения и учебные материалы. Уже в 1956 г. уровень неграмотности снизился до 78%, была создана система школ для обучения взрослого населения. К 1949 г. 93 университета из 223, над которыми коммунистическая партия взяла контроль, были частными вузами. Вследствие национализации в начале 1950-х г., все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 гг. частное высшее образование полностью исчезло.

    В связи с расширением  международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В 1949-1959 гг. в учебных заведениях Китая работало свыше 760 советских преподавателей, при их участии было создано 337 кафедр и почти 560 лабораторий. Одновременно они подготовили свыше 4 000 аспирантов и свыше 7 000 педагогических работников. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 100 000 китайских специалистов.

    Кроме того, начинается централизация  высшего образования - вузы передаются в ведение Министерства просвещения. Все вузы разделяются на университеты и институты, а так же делятся по профилям на политехнические, технические, лесные, сельскохозяйственные, медицинские и педагогические. Организуется Народный Университет Китая для подготовки руководящих кадров.

    Перед новым правительством встала острая проблема нехватки педагогических кадров. В связи с этим значительно  расширилась сеть педагогических учебных  заведений, в каждой провинции было создано хотя бы по одному педагогическому институту. Началось укрупнение педагогических университетов - образовательный факультет Пекинского университета, кафедра образования Народного Университета Китая слились в одно с кафедрой Пекинского педагогического университета, однако, эта мера не принесла желаемых результатов, так как эти кафедры и факультет имели слишком разные программы и разные уровни подготовки.

    Таким образом, можно  видеть, что впервые мероприятия  КНР в области образования  были направлены на скорейшее преодоление  неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.

    В 1958 г. КНР провозгласила «Большой скачок» как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Для осуществления программы планировалось использование внутренних резервов страны наравне с внешней помощью. В рамках программы стали организовывать коммуны на селе и в слаборазвитых пригородных зонах. Однако Кампания «большого скачка» с треском проваливается. В результате, в апреле 1959 г. Мао, который был вдохновителем и организатором кампании, был смещен с поста председателя КНР и на его место пришел Лю Шаоци. Начинается охлаждение отношений между СССР и Китаем.

    После провозглашения политики «Большого скачка» управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.

    В соответствии с ранее объявленной Мао программой «Учимся социализму», в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого «буржуазного» влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. Во всех сферах науки, культуры, искусства главным стал вопрос классовой борьбы и социалистического реализма. В это же время была объявлена еще одна кампания по организации движения «Народной освободительной армии».

    В структуре самой  партии началась активная борьба с  оппозицией. С одной стороны группа Маоистов при поддержке Народной освободительной армии, с другой стороны Лю Шаоци и Ден Сяопин.

    Мао чувствовал, что он не может далее зависеть от формальной партийной организации, которая  постепенно скатывалась, по его мнению, к буржуазному абстракционизму. Он объявляет очередной лозунг борьбы за тех, кто «левый формально, но правый по содержанию». В эту работу он активно вовлекает Народную освободительную армию, которая, по его мнению, «должна стать школой для нового поколения революционных борцов и лидеров». Он обращается и к студентам средней школы, к которым потом примкнут студенты некоторых высших учебных заведений, они впоследствии составят костяк так называемых «Красных бригад» - хунвейбинов. В рамках кампании «Культурной Революции» хунвейбины станут опорой партии в ее борьбе с инакомыслящими на местных и региональных уровнях.

    «Культурная революция» в Китае вылилась в результате в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. Хунвейбины активно занимались поисками «пережитков буржуазной идеологии», на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в «школах 7 мая».

    «Культурная революция» нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции. Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. «Культурная революция» практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50-х г.г.

  • Восстановление системы образования в Китае в 70-90-е гг.
  • В историю КНР 50-70-е  гг. вошли как время массовых политических кампаний: с помощью социально-экономических экспериментов КПК пыталась разработать собственные модели и коммунизма, и модернизации. Партия проводила тотальное огосударствление и обобществление собственности, сопровождавшиеся постоянными репрессиями против инакомыслящих внутри правящей партии и за ее пределами.

    В итоге к середине 70-х г. континентальный Китай оставался слаборазвитым. КНР, как и прежде, была далека от модернизации. Тридцатилетний коммунистический путь воплощения национального идеала оказался неэффективным.

    Восстановление и дальнейшее развитие высшего образования началось с 1978 г., когда было признано, что «Культурная революция» привела высшее образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений. В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях.

    Увеличиваются государственные  расходы на образование. В 1977 г. проведена реформа высшего образования, по которой срок обучения в вузах отныне составляет 4-5 лет, организуются новые институты, разрабатываются единые экзаменационные нормы для поступления в вузы.

    В 1978 г. решением Госсовета КНР было введено 10-летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В первой половине 80-х гг. восстановлено 12-летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).

    Однако на развитие высшего образования  продолжает оказывать влияние тенденция  к прагматизации и элитарности  высшего образования, характерная  для технократически настроенной  части руководства КПК. Игнорируя принципы демократизации образования, открываются «элитарные» («ключевые») учебные заведения.

    Заново начинается процесс централизации  вузов, воссоздается Министерство просвещения. Все вузы делятся на пять категорий: университеты общего профиля с естественным и гуманитарным отделениями, технологические университеты и институты, отраслевые институты, педагогические университеты и колледжи, специальные колледжи. Обучение в вузах становится платным. Расширяется их автономия: учебные планы и программы утверждаются непосредственно самими вузами, Государственный комитет по вопросам образования (организованный вместо Министерства просвещения) только контролирует выполнение основных требований. Распространяются факультативы и европейская система зачетных единиц. Организуются вечерние и заочные отделения, экстернат. С 1978 г. действует Единый государственный экзамен. А с 1985 г. прием в вузы осуществляется по трем направлениям:

    1. По государственному плану;

    2. По заявкам организаций;

    3. Обучение за собственный счет.

    В первых двух случаях обучение оплачивают государство и организация, а  в последнем - сам студент.

    В конце 80-х гг. проводится целый  ряд реформ высшего образования, основными направлениями которых  являются:

    1. Осуществление интеграции образования,  науки и производства;

    2. Замена системы распределения  выбором самого выпускника;

    3. Комплексная перестройка внутри  вузов. Вуз должен реализовывать  образовательные задачи исходя  из реальных условий, найти  свою модель учебного процесса, соответствующую его уровню и категории;

    4. Улучшение идейно-нравственного  воспитания, повышение качества  образования.

    Кроме того, создается три ведомства  подчинения вузов: Государственный  комитет образования, отраслевые ведомственные  центры и местные органы власти. Местным органам власти подчиняется наибольшее количество вузов.

    После "Великой культурной революции", в конце 70-х гг. стали приниматься  меры по развитию педагогической науки, начался пересмотр ряда положений  Мао Цзэдуна об образовании.

    В 1978 в Пекине возобновил работу Центральный научно-исследовательский институт педагогики, а также аналогичные НИИ в ряде провинций и крупных городах.

    В кон. 70-х г.г. создана Национальная педагогическая ассоциация, в состав которой входят научные общества педагогики, истории педагогики, сравнительной педагогики, дошкольного воспитания, преподавания китайского языка в школе, преподавания иностранных языков.

    В 1983 году организован Комитет по координации педагогических исследований.

    К концу 80-х г.г. действовало более 30 научных учреждений в области педагогики и народного образования. Выпускаются периодические педагогические издания, книги, монографии; журналы "Цзяоюй яньцзю" ("Педагогические исследования"), "Женьминь цзяоюй" ("Народное образование") и "Вайго цзяоюй" ("Зарубежная педагогика"), а также "Чжунго цзяоюй бао"("Китайская педагогическая газета") и др.

    Проведение большого количества реформ, увеличение расходов на образование, создание централизованной системы высшего  образования с одной стороны  и предоставление широкой автономии  вузам с другой, позволили Китаю выйти из кризиса 60-х гг. и поднять высшее образование на достаточно высокий уровень. Но оставался еще целый ряд проблем, центральное место среди которых занимают перекос в сторону технических специальностей в ущерб гуманитарным и плохая обеспеченность провинций и сел в получении высшего образования. Кроме того, достаточно высокая плата за обучение в вузах не позволяет обучаться всем желающим.

    Вернуться к содержанию...

  • Образование в КНР на рубеже веков
  • На рубеже веков образование  в Китае переживает период существенных преобразований. При этом важно, насколько  удачно сумеет китайское образование  вписаться в мировые образовательные процессы. В своем выступлении на 15 съезде партии генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Цзян Цзэминь подчеркнул, что расцвет и упадок страны связаны с просвещением, и каждый гражданин ответственен за развитие просвещения. Он также указал, что именно повышение образовательной подготовки граждан - это основная цель просвещения, а обучение должно осуществляться в духе новаторства и развития способностей на практике. Необходимо воспитать и подготовить продолжателей дела политического и социально-экономического подъема страны, которые будут не только всесторонне развиты, но также будут обладать моральными, культурными, волевыми качествами. Следует отметить, что в ходе начального этапа реформы китайской системы образования были осмыслены передовые зарубежные педагогические идеи и опыт школьных реформ других стран. В результате началось обновление содержания образования, форм и методов обучения в Китае. Одновременно совершенствовалась технология педагогической деятельности, были созданы благоприятные условия переориентации системы общего образования на развитие личности. Сегодня, по мере глобализации образования, любая образовательная реформа в мире не только может, но и оказывает реальное влияние на развитие всего человеческого общества. Процессы модернизации системы образования радикальным образом влияют на социально-экономические изменения в Китае.

    Информация о работе Состояние образования в КНР в 1949-1976 гг