Состояние образования в КНР в 1949-1976 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 07:44, доклад

Краткое описание

К середине XX в. экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. В 1949 г. провозглашается Китайская Народная Республика, а с 1950 г. начинается ее признание в мире. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80 % населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

образование в китае.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Программы и обучение. Для востребованности будущих выпускников большинство частных колледжей концентрируются на программах, которые отвечают требованиям рынка: бизнес-администрирование, маркетинг, финансы, иностранные языки, вычислительная техника, экономика и пр. Некоторые частные вузы специализируются на профессионально-технических программах, по которым готовят инженеров для местных предприятий. В сравнении с государственными вузами, программы в частных вузах более гибкие и приспособлены к изменениям на рынке труда.

Большинство частных  колледжей предлагают двух- трех-годичные программы. К 2002 году 133 частных вуза получили аккредитацию выдавать дипломы  выпускникам (MOE, 2003). Почти все частные  школы помогают студентам проходить национальные экзамены. В частных вузах существуют специальные программы. Такие вузы принимают выпускников средних школ, которые не прошли по конкурсу в государственные вузы. Благодаря курсам частных вузов, студенты могут сдать государственные и местные экзамены (около 70 % общего числа курсов), а также университетские экзамены (30 % всех курсов), таким образом имея возможность получить сертификат или диплом. Из-за различной степени подготовленности студентов, поступающих в частные вузы, и недостатка факультетов, большинство частных вузов не могут гарантировать высокий уровень обучения.

Несмотря на бурное развитие частного сектора в Китае, частные  вузы сталкиваются со сложными задачами и проблемами, которые требуют  решения.

Во-первых, некоторые финансовые проблемы ограничивают нормальное развитие частного высшего образования.

1. Большинство частных  вузов обладают ограниченными  финансовыми средствами, кроме тех,  которые щедро спонсируются некоторыми  предприятиями. В результате, ряд частных колледжей не имеет собственных кампусов или средств обслуживания.

2. Высокая плата за  обучение в определенной степени  стала причиной несправедливости  в высшем образовании. К примеру,  в 2003 году в университете Zhejinag Wanli плата за обучение составляла 17 тысяч юаней, а плата за проживание варьировалась от 1100 до 1200 юаней в год (Wanli Education Group, 2003). В то время как в 2002 году чистый годовой доход на душу населения в городе равнялся 12 970 юаней, в сельской местности он составлял 5 764 юаня (Ningbo, 2003). Можно сделать вывод, что стоимость обучения равнялась почти двойному годовому доходу на душу населения в городе, а это за рамками возможностей городских жителей. Учеба в частном колледже или университете является привилегией семей высшего сословия.

3. В частных вузах  не существует программ финансовой  помощи студентам. Государственные  программы финансовой помощи  не распространяются на студентов  частных университетов. Вопрос  в том, как финансово помочь  студентам продолжить образование,  все еще является «больным» вопросом частного сектора.

4. В некоторых вузах  царит беспорядок, так как не  урегулированы вопросы финансового  менеджмента, бюджетирования, систем  аудита.

5. Многие вузы ориентированы  на привлечение большего числа  студентов для увеличения прибыли, а не на улучшение качества образования. Поэтому многие частные вузы называют «фабриками по выдачи дипломов». Злоупотребление служебным положением приводит к плохой репутации всего частного сектора.

Во-вторых, нужно усилить  руководство в частных вузах. В период учреждения и функционирования вуза он должен взаимодействовать с отделами образования, труда, социального обеспечения и налогообложения. Как скоординировать помощь частному сектору во всей этой бюрократической системе и как построить эффективное сотрудничество между государственными органами и частными вузами — вот вопросы, которые требуют разрешения и урегулирования.

По закону, выбранный  президент вуза должен им управлять, но фактически он не имеет на это  права. Также необходимо определить участие профессорско-преподавательского состава и студентов в вузовском управлении. В действительности частные вузы управляются и контролируются учредителями, которые не обладают ни опытом в управлении вузами, ни должной компетенцией. Существование такого феномена показывает несостоятельность учреждения.

В итоге, какую роль должно играть правительство в развитии частного высшего образования? Роль правительства включает в себя:

  • Утверждение образования частного вуза. Как говорилось выше, различные государственные подразделения утверждают разные типы частных вузов. Как должно правительство контролировать учреждение частных вузов? В какой степени оно должно вмешиваться в образование и функционирование частного высшего учебного заведения?
  • Благоприятные финансовые политики, такие как специальные поощрительные фонды; аренда или продажа земли; государственные активы; благоприятная политика налогообложения; поощрение пожертвований; ссуды правительственных банков и прочие политики, которые нужно должным образом внедрить.
  • Кем должны производиться оценка качества образования и аккредитация программ и присвоение степеней — правительственными организациями или негосударственными учреждениями, такими как профессиональные ассоциации?

Между государственным контролем и вузовской автономией должен быть баланс.

  • Литература
  • 1. China Education Daily. (2003a). Good prospect in Beijing. Retrieved May 6, 2003, from http://www.jyb.com.cn/gb/jybzt/2002zt/mbjy/179.htm

    2. China Education Daily. (2003b). New framework established in Shanghai. Retrieved May 6, 2003, from http://www.jyb.com.cn/gb/jybzt/2002zt/mbjy/176.htm

    3. Lin J. (1999). Social transformation and private education in China. Westport, Connecticut: Praeger Publishers.

    4. Ministry of Education. (2003). 2002 Chief Results and Analysis on Educational Statistics. Retrieved April 25, 2003, from http://www.moe.gov.cn/stat/tjgongbao/report_2002.doc

    5. Ningbo. (2003). Ningbo Statistical Communique 2002. Retrieved May 4, 2003, from http://www.ningbo.gov.cn/home/page001-003-001-001.php/id=1047259445&location=...

    6. Wanli Education Group. (2003). Admission regulations. Retrieved May 4, 2003, from http://www.zsw.zjwu.net/zkzc/zkzcnr.asp?txt=29

    7. Zha Q. (2001). The resurgence and growth of private higher education in China. Retrieved April 20, 2003, from http://www.education.mcgill.ca/csshe/2001_conference/CSSHE2001_Zha.pdf

    © Ш. Юань, 2004

     


    Юань Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы / Ш. Юань // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 3(31). С. 77-80.

    Ключевые слова

    высшее образование Китай развитие образования развитие системы образования управление образованием

    См. также:

    Виля Гдальевич  Гельбрас

    Китай: возрождение национальной идеи

    Полития. 2003.  № 2. С. 80-90. 

    [Статья]

    Виля Гдальевич Гельбрас

    30 лет реформ открытости Китая

    Общественные науки  и современность. 2009.  № 3. С. 109-117. 

    [Статья]

    Институт педагогики и психологии профессионального образования (ИПП ПО РАО)

    [Центр] 

    Екатерина Николаевна Васильева, Ван Чэньсин

    Модернизация как поиск новой идентичности России: арктическая модель

    Вестник международных организаций. 2011.  № 3. С. 20-26. 

    [Статья]

    Arizona State University (ASU)

    [Центр]

    Институт развития образования (ИРО)

    [Центр] 

    Michael D. Intriligator

    Чему Россия может научиться у Китая при переходе к рыночной экономике

    Экономическая наука современной  России. 1998.  № 3. С. 121-129. 

    [Статья]

    Все публикации на ту же тему>>

     


    Информация о работе Состояние образования в КНР в 1949-1976 гг