Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей………………………………………………………………………………………..….5
1.1 Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей……………………………………………………………………………………………5
1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и педагогов ДОУ……………………………….9
1.3 Этапы становления родителей как активных помощников и единомышленников воспитателей……………………………………………………………………………….…14
1.4 Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………………………………………………………..16
1.5Установление контакта с семьей…………………………………………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании детей.22
Заключение……………………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.[3]

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

1.3 Этапы  становления родителей как активных  помощников и единомышленников  воспитателей

 

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными помощниками  и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь  детского сада, постоянно держать  в курсе всех событий.

Работа с  семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

 

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".

Второй этап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).

Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.

Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".

Важнейшим результатом  содержательного и эмоционально насыщенного общения воспитателя  с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию  собственных установок, транслируемых  ребенку.[16]

Уникальный  воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении.

В детском саду ребенок получает образование, приобретает  умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.[4]

Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию  педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

Хотя в последнее  время и наметились новшества, перспективные  формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному  участию в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с  родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. И в результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семенного воспитания не используются в полной мере.

 

1.4 Установление контакта с семьей

Современные отечественные  и зарубежные исследователи рассматривают  проблему помощи родителям с точки  зрения взаимодействия семьи и дошкольного  учреждения. В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного  и общественного воспитания выделяют три вида связи между семьей и детским садом.

К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы активизировать влияние  семьи на ребенка через повышение  педагогической культуры родителей, оказание им помощи.

Второй вид характеризует включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Третий вид  связи возникает тогда, когда  родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические  возможности в воспитании детей. [14]

В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

•    Привлекать родителей к участию в жизни  дошкольного учреждения, принимать  решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.

•    Поощрять сотрудничество и партнерские отношения  внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.

•    Обеспечивать удобный доступ семей к игровой  деятельности детей и участию  в жизни группы.[2]

Анализ опыта  семейного воспитания и данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что нередко родители понимают, к каким целям в воспитании своего ребенка нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие методы и средства выбрать. Причинами педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед обществом за воспитание ребенка. Поэтому родителям недостаточно одной любви к ребенку и желания его вырастить, необходимо еще знать, как строить отношения с ним, основываясь на возрастных физических и психических особенностях дошкольников.

Работа детского сада с семьей была и остается одним  из наиболее активных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают результаты современных педагогических исследований, это объясняется рядом причин:

1.Низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;

2.Неумением родителей анализировать собственную воспитательную деятельность;

3.Непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;

4.Недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. [14]

Воспитатель ежедневно  общается с родителями своих воспитанников: с одними чаще, с другими реже. Опрос, проведенный Е.А. Панько, позволил выделить 7 основных групп «трудных» для воспитателя родителей:

1. Родители, не  уделяющие должного внимания  воспитанию своих детей, не  проявляющие заинтересованность  в их судьбе;

2. Родители высокомерные, не воспринимающие воспитателя  детского сада как авторитетное  лицо в области педагогики;

3. Родители, безразличные  к работе детского сада, пассивные;

4. Родители, чрезмерно  опекающие своего ребенка, переоценивающие  его;

5. Родители, недооценивающие  роль дошкольного воспитания  в развитии ребенка;

6. Родители, индивидуальные  и возрастные особенности которых затрудняют установление с ними доверительных отношений, контакта (конфликтные, старше по возрасту и т.п.);

7. Родители с  общей низкой культурой, необразованные  в области педагогики и психологии  и не проявляющие при этом  желания к росту себя как воспитателей.

Познание родителей  воспитанников – важное условие  успеха во взаимодействии с семьями  не только воспитателя, но и других специалистов дошкольного образования.[6]

Анализ ответов  на вопрос «Считаете ли вы нужным присутствовать на занятиях у ребенка в детском саду?» свидетельствует, что не все родители осознают важность этих посещений. Только 50% опрошенных родителей ответили утвердительно, треть не видит необходимости в этом, 16% родителей не дали ответа на этот вопрос. Однако следует иметь в виду, что 18% родителей говорят об отсутствии такой практики в детском саду, а 24 % — вообще ничего не знают о такой форме сотрудничества. Значит, воспитатели не доводят до сведения всех родителей, что им можно присутствовать на занятиях.

Из этого  следует, что далеко не все воспитатели готовы сотрудничать с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка. А ведь это принесло бы пользу, и прежде всего детям. Они бы воспринимали родителей по-новому — как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает детские проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.[14]

Из всего  вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения зависит именно от того, какую позицию займет педагог в отношениях с родителями с первых дней посещения ребенком детского сада. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.

 

 

 

 

1.5 Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе

 

Если раньше детский сад рассматривался многими  семьями лишь как выход из затруднительного положения, то сегодня уже мало кто  сомневается в его воспитательной роли. Можно предположить, что родители должны только радоваться той педагогической работе, которая в настоящее время проводится в детских садах. Но, к сожалению, все не так просто. Работа, телевизор, домашние обязанности и многое другое, чем насыщена жизнь современной женщины, оставляют мало времени для свободного, радостного общения с детьми. В этой ситуации на детский сад как бы переносится ответственность за воспитание. Он становится для родителей важным источником их душевного равновесия, делает возможным сохранение их привычного жизненного стиля, освобождает от чувства вины по отношению к детям и, кроме того, в какой-то степени освобождает от страха, что их собственная педагогическая некомпетентность может повлечь за собой проблемы в воспитании детей. Результативность взаимодействия во многом определяется умением воспитателя общаться с родителями, использовать в своей работе разнообразные формы работы с семьей.[13]

 

Рассмотрим  формы сотрудничества семьи и  дошкольного учреждения в воспитании детей на примере детского сада №14 города Йошкар-Олы.

 

Согласно плану  взаимодействия с родителями на 2010-2011 уч. г. (Приложение1), в группе «Васильки» 4-5 год жизни проводится следующая работа:

1.                     Родительские собрания.

2.                     Консультации.

3.                     Анкетирование.

4.                     Совместные праздники.

5.                     Совместное оформление газет.  Выставки.

6.                     Работа родительского комитета.

 

Групповые родительские собрания проводятся 2 раза в год. На них присутствуют, кроме воспитателей, заведующий, старшая мед. сестра, физрук, психолог. На осуждение выносится несколько вопросов. Такие как: задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы, касающиеся здоровья детей.

Несколько раз  в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители разных групп, имеющие одинаковые проблемы.

Информация о работе Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей