Социализация межличностных отношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель: является изучение становления социализации у дошкольников с нарушением межличностных отношений.
Объект: представления детей 4-7 лет о межличностных отношениях
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие социализации у детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Исследования и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных эмоций.

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

  • привлечение к себе внимания сверстников;

  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство;

  • защита и месть;

  • стремление быть главным;

  • необходимость овладения желанным предметом.

Проявления выраженной склонности к агрессивности:

  • высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырёх актов, направленных на причинение вреда сверстникам;

  • преобладание прямой физической агрессии;

  • наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку. Но главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе. Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.

Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям относятся следующие:

  • игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны;

  • отказ в чём-то нужном и желанном;

  • неуважительное отношение со стороны других;

  • успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы.

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Всё это приносит ребёнку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных отношений.

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс, недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы.  
Замкнутость качественно отличается от застенчивости, но в поведенческом плане они бывают похожи.

Особенности поведения застенчивых детей:

  • избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми, что вызывает эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в робости, неуверенности, напряжении; страх любых публичных выступлений;

  • повышенная чувствительность к оценке взрослого. Удача вдохновляет и успокаивает, малейшее замечание вызывает новый всплеск робости и смущения;

  • дисгармония в общей самооценке. С одной стороны, ребёнок имеет высокую общую самооценку, а с другой – сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.

Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека.

Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации. Среди «негативных» тактик воспитания ребёнка, вызывающих состояние тревоги, можно выделить три основных:

  • отвержение (неприятие, демонстрация недоброжелательного отношения);

  • сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, наказание за малейшую провинность);

  • гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребёнок лишён возможности самостоятельно действовать).

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающий трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив. Демонстративность как устойчивая личностная особенность.  
Такое поведение детей выражается в стремлении привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Отношения являются не целью, а средством самоутверждения. Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с другими. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой ребёнок постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении. Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.  
Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении, в основе почти всех межличностных проблем выступают сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем определяется фиксацией ребёнка на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение. Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения. Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников. Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений На этом этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

 

Ф 7.02-13 Курсовая ра

 

Глава II  Исследование межличностных отношений  
детей 4 - 7 лет

2.1. Методы изучения межличностных  отношений дошкольников

 

Каждая исследовательская программа представляет собой структуру, включающую 2 раздела: методологический, методический. Первый раздел предполагает формулирование проблемы исследования, определение цели, задач, объекта и предмета работы,  интерпретацию основных понятий. Методический раздел состоит из построения выборки, разработки основных процедур сбора и анализа исходных данных, плана исследования.

Программа исследования осуществляется в три этапа:

  • констатирующий,

  • формирующий

  • контрольный.

С помощью первого этапа происходит тестирование детей, их родителей, воспитателей. Изучение личностных особенностей детей проводится в начале и в конце учебного года, после завершения годичного практического курса «Уроки добра». Участие в диагностическом исследовании воспитателей и родителей необходимо для определения содержания будущих занятий, подборе методических приёмов и материалов в работе воспитателя, реализации индивидуального подхода к детям с целью коррекции имеющихся социально-эмоциональных проблем. Мы предлагаем использовать констатирующие методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников, общий уровень усвоенной социальной информации, адекватность детской самооценки . Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К первым относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии и антипатии и воссоздать более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Качественные и количественные критерии анализа результатов предоставляют возможность проверки результатов исследования: действительно ли своевременное выявление и коррекция проблемных межличностных отношений детей дошкольного возраста, способствует развитию социальной компетентности, облегчает им прохождение процесса адаптации.

Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений:

  • Выявление особенностей отношения ребёнка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии.

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

  • Использование диагностических методик может дать достаточно надёжные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий.

  • Методики должны использоваться в комплексе (не менее трёх-четырёх), так как ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надёжной информации. Использование проективных методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или в проблемных ситуациях.

  • Диагностику лучше проводить в отдельном помещении, где ничто не отвлекает ребёнка от решения предложенной задачи. Присутствие посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы, исказив реальную картину отношений.

  • Все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между ребёнком и взрослым.

  • Диагностическое обследование проводится в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. Недопустимы оценки, порицания или поощрения.

  • Результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции диагноста, не сообщаются ребёнку и его родителям.

Уже в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее.. Положение детей в группе в психологии выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился в сентябре-ноябре 2014 года д./с. комбинированного вида «Арман» г.Шымкента. В эксперименте приняли участие 93 ребёнка 4-7 лет (2 средние, 1 старшая, 2 подготовительные группы).

Обследование проводилось на основе выше перечисленных нами методов изучения детских взаимоотношений. Во время индивидуальной работы с каждым ребёнком мы предлагали задания в следующей последовательности:

Информация о работе Социализация межличностных отношений дошкольников