Социализация межличностных отношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель: является изучение становления социализации у дошкольников с нарушением межличностных отношений.
Объект: представления детей 4-7 лет о межличностных отношениях
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие социализации у детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

1.Анкетирование;

2.методики «Капитан корабля», «Два домика»;

3.методика «Шкала самооценки»;

4.проективная методика «Картинки».

1)Ответы детей заносились в специально составленный протокол. 
На заполнение анкеты «Что мешает Вашему ребёнку?» отводилось 7 дней, чтобы все взрослые члены семьи могли ответить на предложенные вопросы (приложение А).

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Результаты анкетирования

 

Качества ребенка

Ответы родителей в %

Отсутствие навыков общения

6

Завышенное мнение о себе

4

Драчливость

11

Застенчивость

25

Неуверенность в себе

10

Обидчивость

7

Плаксивость

4

Замкнутость

15

Возбудимость

3

Медлительность

5

Упрямство

7

Пассивность

3


 

2) Характеристика статусного  положение ребенка в группе (приложение Б).

 

Статус ребенка

Характеристика

Количество в %

«Предпочитаемые»

Дети, которые по наблюдениям воспитателей проявляют активность, могут играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.

50

«Отверженные»

1)Неадекватность защитных  реакций на обиды;

2)Повышенная чувствительность  к тому, как к ним относятся  окружающие;

3) Некоторые физические  особенности и личностные черты.

25

«Изолированные»

В группу «изолированных» дошкольников попадают часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

10

«Популярные»

Активные, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относятся.

15


 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

3) Уровень развития самооценки  у старших дошкольников

В обследование детей четырёх лет не была включена методика «Шкала самооценки», по нашему мнению, её целесообразнее проводить в конце обучения средней группы, когда испытуемые смогут оценивать себя с точки зрения других людей, преодолевая эгоцентризм мышления(приложение В).

 

Социальный статус ребенка

Характеристика

Количество в %

Благоприятный

Конфликтные ситуации предпочитают разрешать самостоятельно или с помощью взрослого

75

Неблагоприятный

Преобладание агрессивных действий, возбуждённого состояния, чрезмерных нарушений общепринятых правил

15


 

4) Изучение социального интеллекта  дошкольников по методике «Картинки»  позволило обнаружить богатый  материал для анализа качественного  отношения ребёнка к сверстнику. Решая конфликтную ситуацию, обычно  дети давали следующие варианты  ответов:

  • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).

  • Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).

  • Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).

  • Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

Результаты анкетирования родителей дополнили необходимые сведения об особенностях поведения воспитанников, были сопоставлены с экспертными оценками воспитателей( приложение Г).

 

Трудности в воспитании ребенка

Количество опросчиков(воспитателей, родителей)в %

Упрямство, плаксивость, обидчивость

75

Повышенная возбудимость

45

Медлительность

20

Застенчивость, неуверенность

5


 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Мнение воспитателей несколько расходилось с ответами родителей. Обработав результаты исследования, мы выстроили ряд факторов, наиболее препятствующих в работе педагогов с дошкольниками:

  • детское упрямство, завышенное мнение о себе (в старшей группе);

  • возбудимость, медлительность (особенно в средних группах);

  • драчливость, отсутствие навыков поведения.

Проведя качественный и количественный анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, мы подошли к завершению констатирующего эксперимента, определив детей «группы риска» для развивающе-коррекционной работы. В каждой из экспериментальных групп дошкольного учреждения было выделено 7-8 мальчиков и девочек с явно выраженными проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

2.2.  Психолого-педагогическая коррекция нарушений межличностных отношений  у дошкольников.

 

  Неблагополучие ребенка дает начало устойчивым отрицательным чертам характера и делает чрезвычайно трудной и сложной их коррекцию. Не менее трудной становится и коррекция негативного отношения сверстников к подобным детям. Межличностные отношения дошкольников очень консервативны и ригидны, с трудом поддаются перестройке. Сказанное делает целесообразным акцентирование внимания на необходимости ранней диагностики и коррекции случаев детского неблагополучия, следствием которого становятся негативные формы поведения ребенка. Самым эффективным методом коррекции является игра. Можно предположить, что обучение ребенка способам общения со сверстниками путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры, где предметом осознания ребенка выступает область взаимоотношений с другими детьми - партнерами по игре, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей и достижению более адекватной адаптации и социализации детей. В процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на следующих положениях:

1) теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно  влиять на процесс развития - значит  управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя  на ведущую деятельность дошкольника - игру;

2) Д.Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;

3) разработанных в теоретической  концепции В.Н. Мясищева, согласно  которым личность является продуктом  системы значимых отношений.

Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей. В процессе игровой коррекции использовались специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам. На занятиях детям был предложен большой выбор сюжетно-ролевых игр: специальные игры-драматизации; игры, снимающие барьеры в общении; игры, направленные на развитие операций. Можно утверждать, что многие из предложенных в работе игр являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи.

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать тонизирующий эффект, для третьего - являться уроком коллективных отношений. Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Заключение

Анализ научно-методической литературы и материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам определить особенности формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста, причины возникновения проблем социально-эмоционального развития, пути их коррекции:

  • Хронологически первым этапом социализации является социализация в семье, где человек начинает свою жизнь и продолжает себя в детях;

  • Нарушения общения ребёнка в семье негативно влияют на его взаимодействие со сверстниками, так как особенности семейного воспитания влияют на социальную адаптированность человека;

  • Основными показателями протекания процесса процесса социализации детей дошкольного возраста являются: полоролевое поведение, способность разрешения конфликтов, самосознание, самооценка, усвоение социальной информации;

  • Предупредить нарушения межличностных отношений детей можно с помощью разнообразных развивающе-коррекционных программ, применяющих эффективные методы работы.

  • Коррекционная работа по развитию социальной компетентности дошкольников должна быть рассчитана на продолжительный срок, её качество зависит от подбора программного материала, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметно-развивающей среды, тесного взаимодействия воспитательного учреждения с семьёй.Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. На количество и качество социальных контактов оказывают влияние различные факторы: темперамент ребёнка, его самооценка, самочувствие, социальная среда. Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков также большая загруженность родителей на работе (как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье); усиленный поток информации через различные СМИ (который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность); социальное неравенство населения; неравномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье. Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и, как следствие, часто попадают в разряд неуспевающих.

Информация о работе Социализация межличностных отношений дошкольников