Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:48, курсовая работа
Цель исследования: определить содержание социально- педагогического сопровождения социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями как механизм подготовки данной категории детей к самостоятельной жизни.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
2. Выявить особенности социальной адаптации у детей с ОВЗ.
3. Определить проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
4. Разработать программу педагогического сопровождения процесса социальной адаптации.
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растёт преступность, увеличивается количество правонарушений среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, но и в том, что отсутствует целостная система психолого-педагогической адаптации населения к современным реалиям нашей страны, в том числе и подростков, имеющие интеллектуальные недостатки.
Процесс социальной адаптации личности - это сложное общественное явление, которое включает различные стороны жизнедеятельности человека.
Эта ситуация становится более проблематичной в отношении детей, имеющих ограниченные возможности в здоровье (ОВЗ), в том, что дети, по окончании образовательного учреждения, стали пополнять асоциальные слои населения.
Данная ситуация требует глубокого, полного пересмотра системы социальной адаптации таких детей и поиска новых путей и технологий по формированию их социальной компетентности.
Эти проблемы актуальны и для сельской школы, которая решает задачи обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями (ООП), развивает потенциальные возможности их познавательной деятельности и личности в целом, обеспечивает профессиональную подготовку воспитанников и, таким образом, готовит их к самостоятельной жизни в качестве полноценных членов общества.
Тема курсовой : «Проблема социальной адаптации учащихся коррекционных классов в условиях инклюзивного образования в сельской школе».
Социальная адаптация детей, с ограниченными возможностями в здоровье как объект исследования данной работы требует своего рассмотрения в различных ракурсах, однако, в данном случае, предметом исследования обозначено следующее: специфика социальной адаптации умственно отсталых детей в процессе обучения и воспитания в рамках общеобразовательного учреждения.
Цель исследования: определить содержание социально- педагогического сопровождения социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями как механизм подготовки данной категории детей к самостоятельной жизни.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Цели и задачи социальной адаптации такого ребёнка определяются общими принципами психологии и педагогики – подготовки к активной общественно-полезной жизни, формирование у него гражданских качеств, но реализуются они в доступном объёме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. (5,48).
Гипотеза исследования: социальная адаптация учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы имеет свою специфику, требует выявления проблем и социально-педагогического сопровождения, заключающегося в особой программе педагогической поддержки данного процесса, которая включает в себя:
1) заботу о сохранении психического и физического здоровья детей с ОВЗ;
2) вооружение детей с отклонениями в развитии знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и осмыслению своего места в нём;
3) развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности;
4) формирование
сознательного отношения к
Новизна исследования: рассматривается социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в сельской школе.
Практическая значимость: педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Современная сельская школа – это школа малочисленная, в ряде случаев малокомплектная, в которой обучаются все дети данного района, независимо от состояния их психофизического развития.
В настоящее время на селе возникли новые проблемы, с которыми общество раньше в такой острой форме не сталкивалось: слабое финансирование, сокращение штата учителей, отсутствие элементарной материальной базы, низкое материальное положение семьи и др. Особенно тревожит рост количества детей со сниженным уровнем здоровья, психофизическим недоразвитием. Совместное обучение таких детей в школе с учащимися, не имеющими отклонений, в образовательном пространстве сельской школы определяется отсутствием специальных (коррекционных) учреждений по месту их жительства, невозможностью перевода детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения в силу их удалённости. Поэтому в школах открывают коррекционные классы, отсюда вытекает необходимость искать новые подходы к инклюзивному обучению детей, имеющих и не имеющих отклонения в развитии. (6,20).
Большинство российских школ
к инклюзиву все же не готовы.
Трудно. И с психологической, и
с организационной точки
Специалистов по инклюзиву
По официальным данным, в России 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии.
Понятие
«умственная отсталость»
Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики - олигофренопедагогикой. Термин олигофрения для обозначения нарушения интеллектуального развития был введён (1915) немецким психиатром Э.Крепелином.
У
всех детей с особыми
Нарушения интеллекта (умственно отсталые дети)
Понятие «умственная
В России первое
В нашем случае как раз речь идёт о детях, обучающихся по программе специального образования VIII вида, с диагнозом олигофрения в степени дебильности в условиях общеобразовательной школы.
Приоритетным направлением является высокий уровень преподавания труда. Трудовое обучение в коррекционных классах имеет профессиональную направленность.
Задача трудовой подготовки решается путём воспитания у учащихся общей готовности к труду и сообщение им системы знаний, умений и навыков по швейному и слесарному делу.
Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению.
Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Следует также отметить, что для повышения социальной адаптации учащихся коррекционных классов VIII вида способствует изучение таких дисциплин как «СБО» (Социально-бытовая ориентировка) и «Домоводство».
Областной базисный учебный
Большое значение при обучении таких детей отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Учитель,
воспитывающий и обучающий
Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей.
Мы изучали проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы. Для этого необходимо было изучить литературу по данному вопросу, выявить особенности и проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ и разработать программу их социально-педагогического сопровождения.
Успешная адаптация может быть реализована только в совместной деятельности школы, семьи и общественности. Важно определить содержание, формы и методы этой деятельности, поскольку они влияют на подготовку детей с нарушенным интеллектом к самостоятельной жизни и труду.
Социальная
адаптация таких детей в
При правильно организованном
врачебном, психолого-
Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность социальной адаптации определяется нормальным функционированием систем физиологического и психического уровня.
Также необходимо помогать
каждому воспитаннику
Среди проблем, требующих
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида) учреждениях, так и в условиях инклюзивного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения.
Информация о работе Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями