Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

В нынешних условиях наиболее востребованы обществом специалист по социальной работе с семьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения.
Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются:
планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по социальной педагогике.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Социальная  педагогика.

  В нынешних условиях наиболее востребованы обществом специалист по социальной работе с семьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения.

Составляющими «семейной» специализации  социального педагога являются:

планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;

помощь в преодолении  семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о  детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;

вмешательство в случае жестокого  обращения с детьми, физического  или психического насилия над  ними;

работа с неблагополучными семьями;

помощь семьям в кризисных  ситуациях (развод, воспитаниев неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи к продаже квартиры за долги);

помощь семьям, имеющим  межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.

Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном  родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый  образ жизни ее старших и младших  членов, определенная структура ролей  и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки  и защиты.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние  школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата  в современной семье, духовного  и физического становления в  ней детей в наибольшей степени  зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Теоретические основы социализации личности

 

Ведущим фактором социализации личности ребенка является семья, осуществляющая первичную (базисную) ее социализацию и обладающая для этого возможностями .

Известно, что под личностью  понимается устойчивая система социально  значимых черт, характеризующих индивида, и что личность есть продукт общественного  развития и включения индивида в  систему социальных отношений посредством  активной предметной деятельности и  общения. Личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций  и развития самосознания

Это становится возможным  благодаря такому существующему  в человеческом обществе явлению, как  социализация.

Социализация — сложное  научное понятие.

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит

Фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «я», обусловливаемое структурой каждой конкретной личности

Одну из групп факторов социализации личности составляют: религиозные организация, общество сверстников, средства массовой коммуникации, институты воспитания и семья.

Религия традиционно играла большую роль в жизни различных  обществ. В социализации подрастающих поколений религиозные организации  были важнейшим — после семьи  — институтом.

Однако главную роль в  процессе социализации личности ребенка играет семья.

Действуя в интересах  ребенка, социальный педагог призван  оказывать необходимую помощь и  поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с  семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

 

Социальная работа с семьей как социальная проблема

 

Общеизвестно, что семья  является уникальным социальным созданием  человечества. Фактически, это является первый вид общения людей. В то же время как социальная система  семья имеет черты социального  института и одновременно малой  социальной группы.

Черты семьи как социального  института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения  между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как  малую группу, основанную на браке  или кровном родстве, ее характеризуют  общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и  взаимопомощь.

Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в  ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.

В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим  функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются  в семье), рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая  взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования.

Весьма существенно нынешняя семья отличается от семьи прошлых времен коренными изменениями и в своих эмоционально-психологических проявлениях. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.

Отношения детей и родителей  в последние десятилетия начинают определяться глубиной и привязанностью друг к другу, так как для большинства  людей дети становятся одной из главных  ценностей. Однако, это усложняет отношения в современной семье. Причины здесь заключены в том, что меняются привычные позиции родителей. Отец в большей части перестал быть экономическим главой семьи, часто эту функцию выполняет мать, не работает как было ранее авторитет родительской власти. На смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети сейчас часто лучше образованы, чем родители

Все менее контролируемыми  и реализуемыми становятся запреты  родителей. Порою родители и сами не могут решить, что следует разрешать, а что необходимо запрещать. Это  делает позиции отца и матери в  отношениях с детьми нередко драматичной .

Методики социально-педагогической работы с семьей

 

Диагностика семьи — постоянно  присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность  проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения  и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих  в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность  информации; оперативность получения  сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая  обеспечивается единством избранных  позиций при сборе и анализе  информации; сочетание обобщающих и  дифференцированных оценок и выводов .

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме (см. приложение). В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи). Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию  и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи  и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.

 

Методика социального  патронажа и надзора

 

Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семьей.

А.К. Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в  рамках патронажа.

1-й этап. Знакомство. Договор  с семьей,

Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным  учреждением в лице социального  педагога. Договор не имеет юридической  силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга  взаимных обязательств и прав, а  также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения  для достижения общей цели

2-й этап. Вхождение в  семью. Создание и поддержание  мотивации к выходу из кризиса.

Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся  позитивный потенциал семьи в  планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

3-й этап. Сбор информации о семье:

применение широкого диапазона  методов сбора информации;

сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;

сбор информации, необходимой  и достаточной для работы с  семьей;

тщательный отбор объективной  информации в местах пребывания членов семьи;

сопоставление информации из различных источников. Социальный педагог  начинает свою работу со сбора точной,

полной, достоверной, объективной  информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:

состав семьи;

характеристику внешних  и внутренних контактов семьи;

нормы, ценности, правила, представления  данной семьи;

способности и возможности  членов семьи;

уровень материального обеспечения, особенности организации быта;

состояние здоровья, образ  жизни и привычки членов семьи.

Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором  методов. Прежде всего это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон

4-й этап. Анализ информации  о семье.

Анализ информации о семье  социальный педагог осуществляет с  целью найти оптимальные подходы  к решению проблем семьи и  наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет  имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для  него информацию о возможных теоретических  и практических подходах к решению  тех или иных проблем семьи.

5-й этап. Выведение семьи  из социальной изоляции. План  и контракт в работе с семьей.

Цели, задачи и перспективы  работы социального педагога и семьи  находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом  на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у неё проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем  семьи из лиц, работающих в различных  государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций  с тем, чтобы воздействие на семью  было согласованным, своевременным  и нужной интенсивности, соответствовало  потребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь

Информация о работе Социальная педагогика