Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:17, реферат
В нынешних условиях наиболее востребованы обществом специалист по социальной работе с семьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения.
Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются:
планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;
Процессуальная сторона деятельности специалистов социальных служб
Составление индивидуальных карт
Как показывают психологические
исследования и практика, вмешательство
со стороны встречает ярко выраженное
сопротивление членов неблагополучной
семьи. Хронические проблемы, кризисное
состояние становятся нормой их существования.
Как правило, люди, живущие в таких
семьях, не обращаются за помощью, а
равнодушно отрицают возможность каких-либо
изменений к лучшему или
Вместе с тем кризисное
состояние семьи можно
Четвертым компонентом модели социальных действий с семьей является разработка программы социальных действий на нее коррекционно-воспитательной направленности и соответственной выделенным в ходе дифференциации типам семей.
Предлагаемая нами апробированная программа таких действий на семью состоит из следующих блоков:
блок повышения педагогической культуры родителей;
блок совместных видов деятельности родителей и детей;
блок индивидуальной работы с родителями и детьми и семьей-системой в целом.
Последний (пятый) компонент модели социальных действий с семьей обусловливает вхождение и контакт с семьей-системой и ее членами с целью реализации программы социальных действий.
Вхождение в контакт с воспитательно-коррекционной целью — один из наиболее сложных видов в работе с семьей и личностью — членом семьи.
Психолого-педагогические особенности методической системы социальной работы с детьми в социуме семьи и школы
Существующие проблемы в
функционировании семьи на современном
этапе обусловливают
Основанием для данного
утверждения служит понимание социально-
На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию — первичной базисной социализации личности ребенка — в силу различного рода причин или социальных дефицитов (структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах ее, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на нее извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в ее функционирование, т.е. внести изменения.
Главная задача специалистов
центра — найти наиболее адекватную
форму помощи, которая обеспечит
максимальную активность и искренность
участников, веру в свои силы и возможности.
И решить её можно с помощью
профессионального и
Успешность деятельности социальных служб во многом зависит от принципов, лежащих в её основе. Вот главные из них:
Личностно-опосредованный характер
отношений между всеми
Коллективная организация помощи.
Принцип рефлексивности — осознание целей, способов и средств реализуемой деятельности, характера собственных изменений.
Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы.
На наш взгляд, затруднения
специалистов центра помощи и поддержки
чаще всего связаны с изменениями
в их отношении к своей
эмоциональное истощение, чувство личной несостоятельности;
нежелание работать, усталость,подмена продуктивной деятельностиформальным исполнением своих обязанностей;
сомнения в необходимости и полезности своей деятельности для общества: «Это никому не нужно. Все усилиябесполезны!» .
Социально-педагогическая работа с семьей открывает неограниченные возможности в повышении ее роли в социализации личности ребенка. Однако при организации этой деятельности с семьей следует учитывать ряд психолого-педагогических особенностей.
Во-первых, понимая социально-педагогическую работу как деятельность по изменению, следует учитывать, при каких условиях внешние воздействия переходят во внутренние и ведут к изменениям в личности, а также роль самой личности в этом процессе.
Второй психолого-
Здесь существуют два подхода:
Первый связывается с многочисленными и подробными собеседованиями «трансформатора» для получения информации, могущей повлиять в дальнейшем на принятие решения о воздействии извне на семью.
В другом подходе главное внимание обращается на понимание действий и реакций клиента с началом процесса изменений и на способности и умение начать эти изменения социальным работником, т.е. исходят не из потребностей клиента, а из «функций действия».
Содержательный аспект этих подходов определил и название их: первый — диагностический, второй — функциональный.
Третьей психолого-педагогической особенностью социальной работы с семьей является учет того обстоятельства, что семья является системой и необходимо войти в нее, чтобы осуществить изменения. Вообще воздействие на систему возможно и извне, но оно менее эффективно, поэтому более эффективный путь - воздействие на систему изнутри, что требует вхождения в нее.
Социальный педагог должен войти в семью, чтобы, изнутри воздействуя, произвести необходимые изменения.
Войти — это значит стать частью семьи (системы). В этом случае он должен обладать определенным сходством с этой системой (или подсистемой) внутри нее, иначе он не будет принят ею.
Следующей психолого-педагогической особенностью социальной работы с семьей является создание эмоционального поля во взаимоотношениях между социальным педагогом и семьей-системой (каждым членом семьи). Оно складывается из следующих компонентов: умения со стороны социального педагога слушать клиента как часть семьи-системы, умения показать это клиенту и умения понимать то, что говорит клиент. Фактически это эмпатическое умение в действии или своеобразная модель общения [2, 67-72].
Как продуктивно и профессионально выстроить работу с дисфункциональной семьёй при личном контакте
Главное правило специалиста — осторожность и корректность в действиях и словах, гак как дисфункциональная семья крайне уязвима к внешним воздействиям.
Первое действие специалиста направлено на сбор информации и анализ проблемных зон семейной ситуации. Следует понять причины сопротивления позитивным изменениям, не спускаясь до уровня житейских суждений о том, кто прав и кто виноват.
Второе действие социального работника направлено на оказание помощи в установлении контактов семьи с окружающими.
Анализ социального
Третья задача социального
работника связана с
С принятием Закона РФ «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы.
В сложных современных
условиях семье требуется
не заставляйте меня чувствовать себя малышом;
не делайте мне замечания в присутствии других людей;
не пытайтесь меня всё время поучать;
не придирайтесь ко мне и не ворчите;
не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы;
относитесь ко мне, как вы относитесь к своим друзьям, я тоже хочу быть вашим другом;
мне нужно ваше понимание и поддержка;
не давайте пустых обещаний и т.д.