Социальная педагогика введение в специальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

На фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей, изъяснения мельчайших подробностей психической деятельности человека проблема собственной мировоззренческой позиции педагога, который призван учить и воспитывать, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие. Ещё апостол Иаков предупреждал: «...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2). В этой связи несомненный интерес представляет рассмотрение взаимосвязи духовно-нравственной культуры педагогов и социально-психологической атмосферы общества. Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся. Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагогов, которые сегодня воспитывают подрастающее поколение.

Содержание

Введение…………………………...………………………………………………3

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА….4

1. Личность педагога в процессе педагогической деятельности. Духовный смысл педагогического служения………………………………………………..4

2. Нравственные качества социального педагога……………………………….6

3. Авторитет воспитателя………………………………………………………...9

4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога……...11

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная педагогика.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

2. Искажение авторитета может являться результатом своеобразного понимания авторитета самим учеником и его родителями, для которых школа — есть инструмент принуждения, обладающий правом приказания. Как правило, семья, не умеющая самостоятельно справиться с воспитанием ребенка, ждет этого от школы. С этой точки зрения и шалости ребенка есть проявление его неправильного взгляда на школу как на место, где действуют определенные правила. В нарушении этих правил и заключается для ребенка особая прелесть его шалостей.

Итак, человеку, взявшему на себя обязанности воспитателя, педагога, наставника детей, родители вручают важные полномочия, они передают ему на определенное время свою власть, в том числе и в отношении права награждать и наказывать детей, руководить ими, «давая пищу» как для сердца, так и для ума. Учитывая неопытность, эмоциональность, открытость и незащищенность детей, перед учителем всегда стоит проблема не злоупотребления своей властью. Это проблема и нравственной ответственности педагога за того, кого он принимает на воспитание, поскольку известно: что было воспринято в детстве, то и отзовется во взрослой жизни. Влияние учителя косвенным образом распространяется и на семьи воспитанников. Поэтому педагог и должен стремиться к тому, чтобы быть лицом «чистейшим, Богоизбранным и святым». Только в этом случае при добросовестном и умелом исполнении своих обязанностей он сможет оказать действительно благотворное содействие делу становления подрастающей личности ребенка, раскрывая образ Божий в нем, помогая его спасению.

 

4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

 

Еще в начале XX века П. Ф. Каптерев  выделил объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности. С точки зрения православной педагогической мысли они являются иерархически более важными. Однако педагогу для квалифицированного выполнения своих обязанностей необходимо овладеть и рядом специальных свойств. Профессионально обусловленные требования к учителю суммированы в понятии «профессиональная готовность» к педагогической деятельности, под которой мы будем понимать обратившуюся в навык склонность к образованию детей, соединенную с некоторым прирожденным талантом, т. е. умением руководствоваться здравым рассудком и истинно благочестивым христианским сердцем.

«Если общение с детьми, — писала С. С. Куломзина,  — участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, — вы можете быть уверенны, что у вас призвание педагога ». Такое призвание является даром Божиим. Этот дар довольно часто проявляется уже в детстве. Ребенок, обладающий этим даром, стремится помогать в учении другим детям, охотно делится с ними знаниями, рассказывая просто и вразумительно;

Содержание профессиональной готовности отражено в понятии «профессиограмма». При обосновании профессиограммы педагога перечисляют те способности личности, которые представляют собой синтез качеств ее ума, воли и чувств. Наиболее часто выделяют коммуникативные, академические, прогностические, перцептивные, дидактические, организаторские, конструктивные способности, необходимые для осуществления педагогической деятельности.

Коммуникативные  способности проявляются при общении с детьми, коллегами, родителями, представителями общественности. Здесь необходимо учесть тот факт, что все это люди разных возрастных категорий, поэтому педагогу необходимо владеть хотя бы общими представлениями о психолого-педагогических особенностях работы с людьми разных возрастов. В процессе общения своей реализации требуют такие личностные качества учителя, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и т. п.

Дидактические способности проявляются в умении учителя передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, умении вызывать интерес к предмету, активизировать учащихся и т. п. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости реконструировать учебный материал, делая его более или менее сложным, организовать самостоятельную работу учащихся, «дирижируя» их познавательной активностью.

Академическими  называют способности к соответствующей области наук. Способный учитель знает свой предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже. Еще К. Д. Ушинский  отмечал, что учитель живет до тех пор, пока он учится.

Перцептивные  способности связаны с умением видеть внутренний мир ребенка, понимать его психические состояния.

Организаторские способности — это, с одной стороны, умение учителя организовать учащихся, вовлечь их в те или иные формы учебно-воспитательного процесса, а, с другой стороны, умение организовать самого себя на выполнение определенной работы (осуществить планирование и самоконтроль).

Прогностические  способности выражаются в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании развития тех или иных качеств личности ребенка.

Конструктивные  способности проявляются в создании творческой атмосферы в учебно-воспитательном процессе, в чувствительности к наиболее оптимальному построению уроков и воспитательных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профессия социального педагога относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на специалиста, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост педагога, ведет его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.

Социальный педагог осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др. Социальный педагог должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социально-педагогической деятельности.

Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности социальных педагогов. Педагоги всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной педагогике являются базисными при становлении профессионального мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ «Полиграф. ресурсы». – М., 2006.

2. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1Москва; 2003

3.  Куломзина С. С . Наша Церковь и наши дети. М., 1994.

4. Сурова Л. В.  Методика православной педагогики. Ч. 1. Педагогика. Школа. Человек. Клин, 2002. - 64 с.

5. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000.

 

 


Информация о работе Социальная педагогика введение в специальность