1
«Умение воспитывать — это
все – таки искусство, такое же
искусство, как хорошо играть на скрипке
или рояле,
хорошо писать картины».
А. С. Макаренко.
Искусство воспитания имеет
ту особенность, что почти всем оно кажется
делом знакомым и понятным, а иным — даже
легким, и тем понятнее и легче кажется
оно, чем менее человек с ним знаком теоретически
или практически.
Ушинский К. Д.
Введение
«Педагогика» - слово греческого
происхождения. Оно состоит из двух слов:
«pais» - дитя и «ago» - веду, воспитываю. Буквальный
перевод - «детовождение» или искусство
воспитания. Русские книжники, знавшие
греческий язык, внесли в обиход новые
слова - «педагог» и «педагогика». В результате
в древней Руси слова «воспитатель» и
«воспитание» имели тот же смысл, что и
греческие «педагог» и «педагогика».
Профессия воспитателя
или педагога является крайне почетной
и уважаемой. Именно воспитатель ответственен
за формирование личности воспитанников
и развитие их дальнейшей судьбы.
Особенно важна и ответственна
должность воспитателя детского сада.
Ведь это фактически первый человек, который
вводит ребёнка в социум, учит общению
и даёт первоначальные знания и общие
понятия, позволяющие малышу ориентироваться.
Профессия воспитателя
детского сада появилась сравнительно
недавно, когда стал популярным новый
вид воспитания детей до школы: воспитание
общественное, в противовес домашнему,
частному воспитанию и обучению. В прежние
эпохи им занимался гувернер, а еще раньше,
в Древней Греции, специальный раб. Сегодня
в детских садах ребенок стал воспитываться
в обществе сверстников, получая навыки
общения, коллективизма, взаимовыручки.
Профессия
воспитатель относится к одной из самых
гуманных и важных. Но в то же время мировые
исследования показывают, что работа,
связанная с воспитанием детей – это сложнейшее
и ответственное занятие. Ведь детская
психика, забота, о
2
формировании которой отчасти
лежит на воспитателе, чрезвычайно хрупка
и ранима.
Социальное значения
и особенности профессии воспитателя
Профессия воспитателя чрезвычайно
важна для общества, ведь он должен организовать
свою работу так, чтобы ребенок развивался
всесторонне. В равной степени должны
развиваться и нравственная, и физическая,
и психологическая стороны его личности.
Кроме того, воспитатель готовит ребенка
к школе, закладывая элементарные навыки
счета, письма, рисования, пения. Если у
ребенка есть таланты в какой-либо области,
воспитатель должен их увидеть и сообщить
родителям о них. Не менее важным является
формирование правильного отношения к
труду, навыков общения, отзывчивости,
способности к сопереживанию, тактичности.
Духовное воспроизводство
человека, сотворение личности - таково
назначение педагога в обществе. В этом
заключается важнейшая социальная функция
педагога.
Воспитатель работает непосредственно
с детьми в каком-либо определенном учебном
заведении, организуя их жизнь, выполняя
предусмотренные мероприятия. Чтобы работа
была успешной, воспитатель должен отлично
знать возрастную психологию детей, педагогику,
основные принципы организации воспитания
детей младшего школьного и дошкольного
возраста.
Для общества особенно важными являются
высокая образованность, безупречная
компетентность и развитая всесторонне
личность воспитателя, который сопровождает
ребенка в его самом раннем возрасте. Ведь
именно в детстве в человеке закладываются
его характер, взгляды и моральные принципы,
жизненная позиция. Отношение ребенка
к обществу, к труду, к самому себе формируется
в условиях дошкольного и младшего школьного
воспитания. Работая с ребенком, воспитатель
создает не только новую личность, но и
гражданина государства.
Основой профессиональной
деятельности воспитателя ДОУ является
знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических
особенностей развития детей дошкольного
возраста. Учитывая их, воспитатель планирует
дальнейшую работу: организовывает игровую
деятельность, самостоятельную, учебную,
3
конструктивную, изобразительную и др.
Знание возрастных особенностей необходимо
при использовании форм, методов и приемов
работы с детьми: педагог учитывает закономерности
развития познавательных способностей
детей разного возраста.
Для каждого возраста нужен свой подход
и методики воспитания и обучения, но самым
главным методом является игра.
Программа детского сада включает в себя
развитие речи, занятия по математике
и музыке, физкультуре и литературе, рисованию
и лепке. Именно здесь прививаются начальные
трудовые навыки, и уделяется внимание
знакомству с окружающим миром и природой
Выделяют три периода дошкольного возраста:
1. Младший – 3–4 года.
2. Средний – 4–5 лет.
3. Старший – 5–7 лет.
Основные функции воспитателя
Учитывая все выше сказанное,
воспитатель ДОУ должен владеть знаниями: методологическими (знание
общих принципов изучения педагогических
явлений, закономерностей социализации
воспитания и обучения); теоретическими (знание
целей, принципов, содержания, методов
и форм педагогической деятельности и
закономерностей формирования и развития
личности ребенка дошкольного возраста); методическими (знание
методик воспитания и обучения детей дошкольного
возраста); технологическими (знание
способов и приемов воспитания и обучения
детей дошкольного возраста).
Функциональные компоненты
(далее функция) профессионально-педагогической
культуры воспитателя ДОУ :
образовательную,
воспитательную, развивающую, нормативную,
коммуникативную, информационную, координирующую,
рефлексивную и диагностическую.
Образовательная
функция направлена на сознательное
овладение воспитателями ДОУ дидактической
теорией, системой профессиональных знаний,
умений, навыков, социальным опытом в интересах
личности и общества. Данная функция направлена
также на удовлетворение информационных
знаний, т.к. в настоящее время дошкольные
учреждения именуются образовательными.
Теоретические и практические аспекты
реализации образовательной
4
функции профессионально-педагогической
культуры обеспечивают овладение содержательными
и организационно-методическими основами
по воспитанию и обучению дошкольников
в ДОУ.
Воспитательная
функция профессионально-педагогической
культуры воспитателя ДОУ отражает область
воспитательной деятельности. Педагог
на основе психолого-педагогических и
специальных знаний воспитывает в себе
убеждения, мотивы,
ценности, нормы поведения в
отношении окружающих людей и природного
окружения. Данная функция связана с развитием
духовности личности, направлена не только
на педагога, но и на ребенка.
Развивающая функция профессионально-педагогической культуры
заключается в том, что совершенствование
и активизация дидактических знаний и
умений воспитателей происходит одновременно
с развитием профессионального мышления,
памяти и речи, педагогических способностей,
которые позволяют использовать и применять
более эффективный и творческий подход
в создании условий для гармоничного развития
детей, организации воспитательно -образовательного
процесса в дошкольном образовательном
учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры
воспитателя ДОУ осуществляет регулирование
в системе деятельности педагога. Знание
норм педагогической деятельности воспитателю
придает уверенность в правильности своих
действий. Педагогические нормы, выполняя
функцию ценностей, помогают воспитателю
ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы
деятельности, утвердить идеалы и профессиональные
приоритеты. Нормы педагогической деятельности
направлены на разрешение противоречий,
возникающих в процессе взаимодействия
воспитателя с детьми, коллегами, с родителями
и администрацией, на обеспечение их сотрудничества
и достижения совместных действия по воспитанию
детей дошкольного возраста.
Коммуникативная
функция выделена нами, исходя из следующей
идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте
складывается, главным образом, в ходе
общения со взрослыми. Не умея мыслить
критически, дети этого возраста подражают
всему, что они видят и слышат в окружающей
обстановке, но более всего тем людям,
которые непосредственно с ними связаны,
к которым у детей сложилось положительное
отношение. Таким близким человеком, с
5
которым непосредственно связан
ребенок в детском саду, является воспитатель.
Он должен владеть приемами коммуникабельности
с детьми разного возраста и различными
психолого-педагогическими особенностями
развития.
Ведущими признаками
педагогической коммуникабельности воспитателя
дошкольного учреждения являются: потребность
в общении с детьми; положительная эмоциональная
тональность общения; доминирующее переживание
чувства удовлетворения от общения и организованного
воспитательно-образовательного процесса;
понимание детей, способность устанавливать
индивидуальные и групповые контакты;
умение конструктивно разрешать межличностные
противоречия; гуманизм и демократизм
общения; эстетика общения.
Осуществление коммуникативной
функции профессионально-педагогической
культуры требует перехода от авторитарной
позиции воспитателя и субординированной
позиции ребенка к личностному, равноправному
сотрудничеству и сотворчеству.
Информационная функция профессионально-педагогической культуры
связана со всеми ее функциональными компонентами.
Педагог должен владеть системой современного
психолого-педагогического знания, историей
его развития, методологией научного познания
и др. Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован
в многообразном потоке психолого-педагогической
и методической информации, уметь пользоваться
различными носителями информации, владеть
средствами информационных технологий;
уметь работать с информацией с помощью
этих средств для удовлетворения личных
и общественных потребностей.
Координирующая функция профессионально-педагогической культуры
заключается в вариативности содержания
учебного процесса, подборе технологий.
В сельских дошкольных учреждениях работают
воспитатели, окончившие педагогические
училища или педагогические классы, так
же встречаются педагоги, не имеющие специального
педагогического образования, а значит,
не владеющие в совершенстве методиками
дошкольного образования. В городских
дошкольных учреждениях работают воспитатели,
имеющие специальное педагогическое образование,
но в связи с социально-экономическими
переменами в стране, в последнее время
на должность воспитателя принимают педагогов,
не имеющие специального дошкольного
образования, а владеющие знаниями в одной
области науки. Следовательно, данная
функция профессионально-педагогической
культуры воспитателя ДОУ
6
является основой совершенствования
его дальнейшей профессиональной деятельности.
С реализацией координирующей
функции профессионально-педагогической
культуры связана ее образовательная
функция.
Рефлексивная функция. Согласно гуманитарно-культурологической
ориентации в толковании рефлексии, она
трактуется как «переосмысление и перестройка
субъектом содержания своего опыта, которые
отражают проблемно-конфликтные ситуации
и порождают
действенное отношение его
как целостного «Я» к собственному поведению
и общению, к осуществляемой деятельности,
ее корпорантам, социокультурному и вещно
экологическому окружению».
Рефлексия связана не только
с пониманием воспитателем собственной
педагогической деятельности, но также
с оцениванием личностных качеств, эмоциональных
реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего»
другими воспитателями, руководителем,
педагогами. Эффективность реализации
рассматриваемой функции тесно связана
с наличием у воспитателя таких качеств,
как критическое мышление, стремление
к анализу и доказательности, обоснованности
своей позиции, готовности к адекватному
восприятию информации.
Педагогическая рефлексия –
это самоанализ осуществленной деятельности,
оценка полученных результатов. Воспитатель
должен уметь размышлять над причинами
успехов и неудач, ошибок и затруднений
в воспитательно-образовательном процессе,
чтобы внести изменения в последующую
деятельность, добиться лучших результатов.
Диагностическая
функция. Воспитатель дошкольного учреждения,
осуществляя воспитательно-образовательный
процесс. Он должен уметь на высоком уровне,
комплексно и творчески решать сложные
профессиональные задачи, а именно: выстраивать
диагностические цели, прогнозировать
результаты диагностической деятельности,
подбирать (разрабатывать) диагностический
инструментарий. Совместно с другими педагогическими
работниками (психологами, музыкальным
работником, логопедом) осуществлять грамотное
психолого-педагогическое диагностирование,
осуществлять анализ и интерпретацию
диагностических данных, проектировать
и реализовывать воспитательно-образовательный
процесс на основе системной диагностики.
Однако самое главное в
работе воспитателя детского сада- это
ответственность за каждого малыша. Именно
он следит за тем, чтобы
7
в жизни ребенка не было разбитых
коленок и носов и переломанных рук и ног.
Постоянное общение с ребенком
- важнейшая функция воспитателя. На множество
вопросов воспитатель должен суметь дать
ответ с
учетом возраста. От того, как
правильно и насколько быстро найдет
подход к каждому ребенку, сумеет организовать
жизнь детей в условиях дошкольного учреждения,
зависит, будут дети спокойными,
лаковыми , общительными или
же они вырастут беспокойными, настороженными,
замкнутыми .
Педагогическая культура воспитателя
Культура профессионального
общения предполагает организацию правильных
взаимоотношений в системах «педагог
- ребенок», «педагог - родители», «ребенок
- ребенок», «педагог - коллеги», понимание
детей и окружающих, уважение к ним, создание
положительного микроклимата.