Социальное значения и особенности профессии воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Профессия воспитателя детского сада появилась сравнительно недавно, когда стал популярным новый вид воспитания детей до школы: воспитание общественное, в противовес домашнему, частному воспитанию и обучению. В прежние эпохи им занимался гувернер, а еще раньше, в Древней Греции, специальный раб. Сегодня в детских садах ребенок стал воспитываться в обществе сверстников, получая навыки общения, коллективизма, взаимовыручки.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогики.docx

— 68.71 Кб (Скачать файл)

  Педагогическая культура — существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-

8

 

типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики. 
  

   Культура педагога выполняет ряд функций:

а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения;

 б) развитие интеллектуальных  возможностей и способностей, эмоционально-волевой  и действенно-практической сфер и психики;

 в) обеспечение сознательного  усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

 г) формирование эстетического  отношения к действительности;

 д) укрепление здоровья  детей, развитие их физических  сил и способностей . 
  Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические. 
  Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа. 
  Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях. 
  В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность.

  Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурную, гуманитарную компоненту.

Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п. 
  В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и

9

 

педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как

знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных

условиях и т.д. 
  К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности. 
  По Н.В. Кузьминой личностная направленность — один из важнейших субъективных факторов достижения вершин профессионального мастерства. Направленность личности — это «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» . Н.В. Кузьмина добавляет к педагогической направленности интерес к обучающимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Она считает, что три типа направленности обусловливают выбор главных стратегий деятельности:

1) истинно педагогическая;

2) формально педагогическая;

3) ложно педагогическая.

  Только первая обеспечивает высокую эффективность деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» . 
  В педагогическую направленность как высший уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью к избранной деятельности. Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессионально-адаптивный; профессионально-творческий.

 

Профессиональные компетенции воспитателя

 

 

    Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения,

10

 

отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

 

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1.      Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2.      Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3.      Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

 

     В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века – это: 
  - Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 
  - Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и

технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;  
   -Умеющий организовать рефлексивную деятельность;  
  - Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.  
         Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.  
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и

11

 

технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное

самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

Среди мотивов самообразования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

 

 

 

Заключение

 

Искусством воспитания и обучения может овладеть лишь человек большой культуры, хорошо знающий психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет и обладающий педагогическим тактом. Для работы с детьми дошкольного возраста важно также уметь петь и танцевать, красиво двигаться, правильно говорить, владеть навыками художественного чтения. Большим авторитетом у маленьких детей пользуется воспитатель с ловкими и умелыми руками. 
А. С. Макаренко писал: «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

Литература

 

 

  1. КуликоваТ.В., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М-2006
  1. Ашикова С. Воспитатель и родители. Дошкольное воспитание - №10, 2004  стр. 44-47

  1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровье сберегающей среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26   

  1.  Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.

  1.  Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.

  1. Педагогическая энциклопедия. — М., 1965. — Т2. —С.739.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

       ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

            УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

                   ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

                «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

                               Контрольная работа 

                                     

                                       по дисциплине ПЕДАГОГИКА

 

 

                    Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

 

                                                                                                Вариант №11

 

 

 

 

                                                     Выполнила студентка 3 курса 6 группа

                                                                Якушева Наталья Петровна

 

                                       Преподаватель Гончарова

 

 

 

 

 

                                               

 

                                              Ростов-на-Дону

                                                     2014-2015 уч. год

 

 

 


Информация о работе Социальное значения и особенности профессии воспитателя