Педагогическая культура
— существенная составная часть, слагаемое
общей культуры педагога, характеризующее
степень глубины и основательности овладения
им знаниями педагогической теории в ее
постоянном развитии, умение применять
эти знания самостоятельно, методически
обоснованно и с высокой эффективностью
в педагогическом процессе с учетом индивидуально-
8
типических особенностей обучающихся,
их интересов и в неразрывной связи с развитием
науки и практики.
Культура педагога выполняет
ряд функций:
а) передачу знаний, умений и
навыков обучающимся, способствующих
формированию их мировоззрения;
б) развитие интеллектуальных
возможностей и способностей, эмоционально-волевой
и действенно-практической сфер и психики;
в) обеспечение сознательного
усвоения обучающимися нравственных
принципов и навыков поведения в обществе;
г) формирование эстетического
отношения к действительности;
д) укрепление здоровья
детей, развитие их физических
сил и способностей .
Педагог должен владеть следующими типами
профессиональных знаний: методологические,
теоретические, методические и технологические.
Профессиональные умения включают: информационные,
организаторские, коммуникативные, прикладные,
умения владения педагогическими техниками,
постановки цели, анализа и самоанализа,
воспитательная работа.
Одной из основных целей образования является
компетентность человека. Компетентность
— способность человека адекватно и глубоко
понимать реальность, правильно оценивать
ситуацию, в которой приходится действовать,
и правильно применять свои знания. Фактически
компетентность — способность человека
решать проблемы. Компетентность определяется
не только знаниями, имеющими непосредственное
практическое значение, но и мировоззренческой
позицией человека, его общими представлениями
о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная
и общекультурная компетентность.
Профессиональная компетентность
— способность человека решать проблемы
в своей профессиональной области. Профессиональная
деятельность человека в современном
мире осуществляется на основе науки,
техники и технологии. Компетентность
в любой профессиональной области имеет
неотъемлемую социально-культурную, гуманитарную
компоненту.
Общекультурная компетентность
— это компетентность человека за пределами
его профессиональной сферы. Эту цель
преследует общее образование, непрофессиональное
гуманитарное образование, многие компоненты
непрерывного образования, образования
для взрослых и т. п.
В разных областях профессиональной деятельности,
в том числе и
9
педагогической, компетентность
будет раскрываться с помощью различных
познавательно-творческих понятий. Это
такие понятия, как
знания, умения, навыки, творческое
мышление, теоретическое мышление, способность
принимать решение в нестандартных
условиях и т.д.
К педагогической культуре педагога относят
педагогическую направленность, она определенным
образом соотносится с направленностью
личности.
По Н.В. Кузьминой личностная направленность
— один из важнейших субъективных факторов
достижения вершин профессионального
мастерства. Направленность личности
— это «совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность личности
и относительно независимых от наличных
ситуаций. Личностная направленность
характеризуется интересами, склонностями,
убеждениями, идеалами, в которых выражается
мировоззрение человека» . Н.В. Кузьмина
добавляет к педагогической направленности
интерес к обучающимся, к творчеству, к
педагогической профессии, склонность
заниматься ею, осознание своих способностей.
Она считает, что три типа направленности
обусловливают выбор главных стратегий
деятельности:
1) истинно педагогическая;
2) формально педагогическая;
3) ложно педагогическая.
Только первая обеспечивает
высокую эффективность деятельности.
«Истинно педагогическая направленность
состоит в устойчивой мотивации на формирование
личности учащегося средствами преподаваемого
предмета, на переструктурирование предмета
в расчете на формирование исходной потребности
учащегося в знании, носителем которого
является педагог» .
В педагогическую направленность как
высший уровень включается призвание,
которое соотносится в своем развитии
с потребностью к избранной деятельности.
Выделяют три уровня педагогической культуры:
репродуктивный; профессионально-адаптивный;
профессионально-творческий.
Профессиональные
компетенции воспитателя
Профессиональная
компетентность педагога – это многофакторное явление,
включающее в себя систему теоретических
знаний педагога и способов их применения
в конкретных педагогических ситуациях,
ценностные ориентации педагога, а также
интегративные показатели его культуры
(речь, стиль общения,
10
отношение к себе и своей деятельности,
к смежным областям знания и др.).
В соответствии с определением понятия
«профессиональная компетентность» оценивание
уровня профессиональной компетентности
педагогических работников предлагается
осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими
технологиями и их применение в профессиональной
деятельности.
2. Готовность решать профессиональные
предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность
в соответствии с принятыми правилами
и нормами.
В качестве одной из важнейших
составляющих профессиональной компетентности
является способность самостоятельно приобретать
новые знания и умения, а также использовать их
в практической деятельности. Сегодня
общество испытывает самые глубокие и
стремительные перемены за всю свою историю.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного
образования хватало на всю жизнь, приходит
новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной
компетентности воспитателя является
его способность к самообразованию, которое
проявляется в неудовлетворенности, осознании
несовершенства настоящего положения
образовательного процесса и стремлении
к росту, самосовершенствованию. Воспитатель
21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая
личность, стремящаяся к духовному, профессиональному,
общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные
приемы, средства и
технологии обучения и воспитания для
реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную
деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной
компетентности, педагог должен постоянно
совершенствовать свои знания и умения,
заниматься самообразованием, обладать
многогранностью интересов.
Современная система образования требует
от воспитателя постоянного совершенствования
знаний. Знания можно получать разными
способами. На сегодняшний день педагогам
предлагается огромный спектр услуг повышения
квалификации: в учебных заведениях - очное
обучение, очно-заочное обучение, заочное
обучение, на курсах повышения квалификации,
семинары и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство
новых знаний и
11
технологий утрачивает свою актуальность
в среднем уже через пять лет. Наиболее
эффективный способ повышения педагогического
мастерства педагогов – это самообразование.
Постоянное
самообразование - вот тот определяющий
актив жизни современного человека, который
поможет не «отстать от поезда современности».
Основными критериями самообразования
педагогов являются: эффективность профессиональной
педагогической деятельности (рост качества
образовательного процесса, воспитанности
дошкольников), творческий рост педагогов,
внедрение новых педагогической технологий
в образовательный процесс МДОУ.
Среди мотивов самообразования можно
выделить следующие: мотивы успеха, преодоления
профессиональных затруднений, мотивы,
направленные на улучшение материального
благополучия, профессионального признания,
карьерные мотивы и др.
Заключение
Искусством воспитания и обучения
может овладеть лишь человек большой культуры,
хорошо знающий психологию и методику
работы с детьми, имеющий высокий авторитет
и обладающий педагогическим тактом. Для
работы с детьми дошкольного возраста
важно также уметь петь и танцевать, красиво
двигаться, правильно говорить, владеть
навыками художественного чтения. Большим
авторитетом у маленьких детей пользуется
воспитатель с ловкими и умелыми руками.
А. С. Макаренко писал: «Мастерство
воспитателя не является каким-то особым
искусством, требующим таланта, но это
специальность, которой надо учить, как
надо учить врача его мастерству, как надо
учить музыканта».
12
Литература
- КуликоваТ.В., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М-2006
Ашикова С. Воспитатель и родители. Дошкольное воспитание - №10, 2004 стр. 44-47
Вайнер Э.Н. Формирование здоровье сберегающей среды в системе
общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.
Педагогическая энциклопедия. — М., 1965.
— Т2. —С.739.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольная работа
по дисциплине ПЕДАГОГИКА
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Вариант №11
Выполнила студентка 3 курса 6 группа
Якушева Наталья Петровна
Преподаватель Гончарова
Ростов-на-Дону
2014-2015 уч. год