Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность социального педагога определяется тем, насколько он способен использовать возможности образовательно-воспитательного пространства в формировании социально-педагогической помощи различным категориям учащихся и педагогов, что предполагает наличие у специалиста умений и навыков социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, установления взаимодействия всех его структур, составляющими содержание жизнедеятельности самых разнообразных образовательных учреждений городского и сельского социума.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 1.Лысенко.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

1.  Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях  

Профессиональная  деятельность социального педагога определяется тем, насколько он способен использовать возможности образовательно-воспитательного  пространства в формировании социально-педагогической помощи различным категориям учащихся и педагогов, что предполагает наличие  у специалиста умений и навыков  социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, установления взаимодействия всех его  структур, составляющими содержание жизнедеятельности самых разнообразных  образовательных учреждений городского и сельского социума.          

 Следует отметить,  что собственно выбор профессии в области социально-педагогической деятельности и, в частности, профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях в разрешении проблем детей и подростков, содержание повседневного труда учителя и учащегося, требования к профессионалам изучены недостаточно и слабо представлены, и в общественном сознании и в индивидуальном понимании самого специалиста. Термин “социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях” может употребляться  в нескольких основных аспектах: им может быть обозначена практическая специальная деятельность специалиста, работающего в школе; учебная дисциплина, ориентированная на подготовку школьных социальных педагогов – специалистов в области социального воспитания учащихся.          

 Учитывая, многофункциональность  и разнообразие ролей выполняемых  специалистом, трудности и проблемы, постоянно повышающиеся в служебной  карьере, возникает необходимость  в теоретическом осмыслении этого  явления, для практики подготовки  в вузе. В качестве инструмента  предлагается использовать  концепцию социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях - понимаемую как интегративное описание служебной деятельности специалиста, в конкретной социальной среде, в современных социально-экономических условиях, деятельности направленной на реализацию задач по оказанию социально-педагогической  помощи и поддержки различным категориям детей и взрослых в контексте учебно-воспитательного процесса. Социально-педагогическая деятельность - составная часть деятельности органов социальной поддержки населению, осуществляемая на основании и во исполнение законов РФ, декларируемой социальной политики. Социально-педагогическая деятельность рассматривается как  научно-практическое направление в организации социально–педагогической помощи, присущими детско–подростковой среде средствами. В комплексе рассмотрены теоретические вопросы служебной деятельности специалиста, ее современное состояние, проблемы организации социально-педагогической деятельности и развития детей.        

 В социально-педагогической  деятельности присутствуют те  направления, которые были освещены  в курсах социальная педагогика, введение в профессию и методика  и технология работы социального  педагога, проявлены в стандарте  специалиста по социальной педагогике. Освоение специалистами социально-педагогической  деятельности позволяет соединить  в единый комплекс управленческие, педагогические, медицинские, психологические,  а также и правовые знания  в сфере общеобразовательного  учреждения. Основой социально-педагогической  деятельности как интегративного  научного направления должен  стать поведенческий подход. Он  базируется на  моделировании служебной деятельности специалиста с учетом личностных проявлений.   

Задачами социально-педагогической деятельности в общеобразовательных  учреждениях являются:

1.  Учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;

2.    Создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.

3. Обеспечение диагностики,  коррекции и консультирования  по социально-педагогическим проблематике для детей и семей группы риска.

4.   Оказание комплексной помощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условий в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты.

5.   Социально-педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей и подростков.

6.  Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых.

7. Культурно-просветительская  работа среди населения по  пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.

8.  Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей.

9.  Предупреждение негативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др.  

2. Содержание деятельности  социального педагога в школе-интернате.

Название специалиста  «социальный педагог» является производным  от слова «педагог», но вместе с тем  профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит  в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию  усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь  специалистом по воспитанию детей и  подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального развития детей. Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист  по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и  созданы для решения социальных проблем человека и общества, в  их числе:

Социальные и психологические  конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

Эмоциональные и психологические  проблемы;

Нужда и бедность;

Алкоголизм и наркомания;

Насилие и дискриминация;

Национальные проблемы и  миграция;

Преступление и правонарушение;

Безработица и профессиональная адаптация;

Жилищная проблема;

Опекунство, попечительство, усыновление;

Родительская жестокость и другие.

Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При  этом приоритетной (особенно в современных  условиях) является сфера отношений  в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог  работает с детьми, их семьями, семейно-соседским  окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей  и взрослых в социуме.

В задачи практической деятельности социального педагога входит:

организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных  учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию  личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и  потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в  поведении и своевременно оказывает  социальную помощь и поддержку обучающимся  и воспитанникам;

выступает посредником между  личностью и образовательным  учреждением, семьёй, средой, органами власти;

способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и  здоровья;

создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами  социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб  в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими  возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных  программ учреждения, несёт ответственность  за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Содержание практической деятельности социального педагога можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя.

Чаще всего социальный педагог выполняет роль «посредника», связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о нравственном, физическом и психическом здоровье населения. В роли «посредника» социальный педагог содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением («третейский судья»), влияет на реализацию государственной социальной политике в конкретном районе. Социальный педагог выполняет роль «защитника» интересов, законных прав ребенка, его семьи, представляет права ребенка в суде, добивается справедливости в решении спорных вопросов, организует совместную деятельность детей и взрослых по защите прав ребенка. Роль «наставника» предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, заботу о психическом, физическом и нравственном здоровье ребенка, своевременном разрешении возникающих проблем. В качестве «эксперта» социальный педагог осуществляет своеобразную постановку социального диагноза, определяет оптимальную совокупность методов эффективного взаимодействия педагогов, родителей, представителей общественных организаций и ребенка, имеющего проблемы в социальной жизни. Социальный педагог в роли общественного деятеля – поддерживает, развивает, возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

3. Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному  обеспечению относились пособия  по временной нетрудоспособности и  родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или  на льготных условиях ясли, детские  сады, интернаты, пионерские лагеря и  пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах  престарелых и пр.), бесплатная или  на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии, стипендии;

социальные пенсии (инвалидам  с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены  размеры пособий, связанных с  рождением ребенка. Так, размер единовременного  пособия при рождении ребенка  возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное  пособие на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему  общественных гарантий, предоставляемых  отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда  и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория  граждан имеет право на пользование  социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные  денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в  следующих размерах: инвалиды Великой  Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий  льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и  других военных объектов, члены семей  погибших или умерших инвалидов  войны, участников ВОВ и ветеранов  боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях