Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:37, реферат
Профессиональная деятельность социального педагога определяется тем, насколько он способен использовать возможности образовательно-воспитательного пространства в формировании социально-педагогической помощи различным категориям учащихся и педагогов, что предполагает наличие у специалиста умений и навыков социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, установления взаимодействия всех его структур, составляющими содержание жизнедеятельности самых разнообразных образовательных учреждений городского и сельского социума.
1. Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Профессиональная
деятельность социального педагога
определяется тем, насколько он способен
использовать возможности образовательно-
Следует отметить, что собственно выбор профессии в области социально-педагогической деятельности и, в частности, профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях в разрешении проблем детей и подростков, содержание повседневного труда учителя и учащегося, требования к профессионалам изучены недостаточно и слабо представлены, и в общественном сознании и в индивидуальном понимании самого специалиста. Термин “социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях” может употребляться в нескольких основных аспектах: им может быть обозначена практическая специальная деятельность специалиста, работающего в школе; учебная дисциплина, ориентированная на подготовку школьных социальных педагогов – специалистов в области социального воспитания учащихся.
Учитывая, многофункциональность
и разнообразие ролей
В социально-педагогической
деятельности присутствуют те
направления, которые были
Задачами социально-
1. Учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;
2. Создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
3. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогическим проблематике для детей и семей группы риска.
4. Оказание комплексной помощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условий в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты.
5. Социально-педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей и подростков.
6. Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых.
7. Культурно-просветительская работа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.
8. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей.
9. Предупреждение негативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др.
2. Содержание деятельности
социального педагога в школе-
Название специалиста
«социальный педагог» является производным
от слова «педагог», но вместе с тем
профессиональная деятельность этих специалистов
имеет ряд существенных отличий.
Миссия социального педагога состоит
в обеспечении интеграции ребенка,
находящегося в процессе социализации,
в динамично развивающееся
Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:
Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
Эмоциональные и психологические проблемы;
Нужда и бедность;
Алкоголизм и наркомания;
Насилие и дискриминация;
Национальные проблемы и миграция;
Преступление и правонарушение;
Безработица и профессиональная адаптация;
Жилищная проблема;
Опекунство, попечительство, усыновление;
Родительская жестокость и другие.
Главной сферой деятельности
социального педагога является социум
(сфера ближайшего окружения личности,
сфера человеческих отношений). При
этом приоритетной (особенно в современных
условиях) является сфера отношений
в семье и ее ближайшем окружении,
по месту жительства. Социальный педагог
работает с детьми, их семьями, семейно-соседским
окружением и цель его деятельности
– организация
В задачи практической деятельности социального педагога входит:
организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;
изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
взаимодействует с учителями,
родителями (лицами, их заменяющими), специалистами
социальных служб, семейных и молодёжных
служб занятости и других служб
в оказании помощи обучающимся, детям,
нуждающимся в опеке и
участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.
Содержание практической
деятельности социального педагога
можно представить как
Чаще всего социальный педагог выполняет роль «посредника», связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о нравственном, физическом и психическом здоровье населения. В роли «посредника» социальный педагог содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением («третейский судья»), влияет на реализацию государственной социальной политике в конкретном районе. Социальный педагог выполняет роль «защитника» интересов, законных прав ребенка, его семьи, представляет права ребенка в суде, добивается справедливости в решении спорных вопросов, организует совместную деятельность детей и взрослых по защите прав ребенка. Роль «наставника» предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, заботу о психическом, физическом и нравственном здоровье ребенка, своевременном разрешении возникающих проблем. В качестве «эксперта» социальный педагог осуществляет своеобразную постановку социального диагноза, определяет оптимальную совокупность методов эффективного взаимодействия педагогов, родителей, представителей общественных организаций и ребенка, имеющего проблемы в социальной жизни. Социальный педагог в роли общественного деятеля – поддерживает, развивает, возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.
3. Система социальной зашиты населения и ее структура
Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Она включает в себя:
1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.
Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:
гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
общедоступность и бесплатность образования;
минимальный размер оплаты труда;
минимальный размер пенсии, стипендии;
социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.
Разновидностью социальных
гарантий являются социальные льготы.
Они представляют собой систему
общественных гарантий, предоставляемых
отдельным группам населения (инвалидам,
участникам войны, ветеранам труда
и пр.). В 2005 году произошла замена
натуральных льгот этим категориям
населения денежными
С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.
Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях