Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность социального педагога определяется тем, насколько он способен использовать возможности образовательно-воспитательного пространства в формировании социально-педагогической помощи различным категориям учащихся и педагогов, что предполагает наличие у специалиста умений и навыков социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, установления взаимодействия всех его структур, составляющими содержание жизнедеятельности самых разнообразных образовательных учреждений городского и сельского социума.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 1.Лысенко.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень  — 800 рублей; детям-инвалидам будет  выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения  к трудовой деятельности, за исключением  детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка  не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых  отдельным лицам или группам  населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального  обслуживания в России развивается  весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось  на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов  выросло по сравнению с 1985 годом  более чем в полтора раза, а  по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров  социальной помощи семье и детям  за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев  общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя 
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее  образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько  десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы  либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства  долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности  тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и  при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные  негативные последствия массированной  социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать  решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

4. Социальные службы: типы, структура, особенности функционирования

Социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Два типа соц.служб: Центры соц.обслуживания и службы срочной соц.помощи.

В зависимости от направленности соц.службы: приюты, консультации, социально-реабилитационные центры, центры соц.обслуживания, телефон доверия, дом престарелых.

Система социальной защиты основывается на принципах системности  и комплексности. Она создается  как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как  целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных  структурных элементов, которые  в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы  социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно  обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы  субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее  объекта и субъекта звено –  формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный  процесс оказания помощи и поддержки  нуждающемуся человеку.

С системностью в организации  и содержании социальной защиты тесно  связана комплексность, т.е. обеспечение  тесного единства всего комплекса  мер экономического, социального, правового  и другого характера по обеспечению  гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

единством целей, принципов  и направлений деятельности;

сочетанием исторического  опыта и традиций с современной  практикой помощи человеку;

всесторонним изучением  объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной  общности, трудового коллектива);

координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;

контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки  людям.

Сущность социального  обслуживания как социальной системы  в ее статике раскрывается путем  выявления и уяснения структуры  видов, форм и методов социальных услуг, структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы  территориальных и ведомственных  социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и  иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное). Структура перечисленных подсистем и элементов характеризует Систему социального обслуживания с точки зрения устойчивости, стабильности, качественной определенности, делающих ее эффективным направлением социальной защиты населения. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается посредством анализа функций учреждений социального обслуживания населения, различных субъектов социальной работы и постижения сущности функционирования социальных служб в целом. Существуют две группы функций системы социального обслуживания:

сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);

нравственно-гуманистические  функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Совершенствуется их внутренняя структура: половина всех центров социального  обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть – отделения  социальной помощи семье и детям.

Социальная работа реализует  важнейшие функции социального  обслуживания:

а) оказание социальной помощи:

выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;

создание нуждающимся  условий для самостоятельного обеспечения  своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой  бедности; o предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);

содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);

организация совместно с  органами народного образования  временного вынужденного пребывания ребенка  вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;

б) консультирование:

консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога  и др.);

участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

подготовка юношей и девушек  к браку и сознательному родительству;

родительский медико-психологический  всеобуч;

в) социальное корректирование  и реабилитация:

социальная, медико-психологическая  реабилитация несовершеннолетних с  отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без  попечения родителей или лиц, их заменяющих;

медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями  и их семей;

г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных  направления:

предоставление клиенту  информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

распространение среди населения  медико-психологических, педагогических и иных знаний;

изучение специалистами  по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями  потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные  ситуации в регионе, разработка и  реализация конкретных способов их устранения;

д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов: участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригад социальных работников, готовых в случае необходимости  прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой  оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической  и иной помощи. Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.                                                                                  

 


Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях