Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:37, реферат
Профессиональная деятельность социального педагога определяется тем, насколько он способен использовать возможности образовательно-воспитательного пространства в формировании социально-педагогической помощи различным категориям учащихся и педагогов, что предполагает наличие у специалиста умений и навыков социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, установления взаимодействия всех его структур, составляющими содержание жизнедеятельности самых разнообразных образовательных учреждений городского и сельского социума.
Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.
Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка
не ограничивается только материальной
помощью. Она включает также меры
в виде содействия и услуг, оказываемых
отдельным лицам или группам
населения социальными службами
для преодоления жизненных
Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся
в посторонней помощи: старики, пенсионеры,
инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие
в тя
желую жизненную ситуацию: безработные,
наркоманы, подростки, попавшие в дурную
компанию, неполные семьи, осужденные
и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы
и пр.
Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).
4. Социальные службы: типы,
структура, особенности
Социальные службы - предприятия
и учреждения независимо от форм собственности,
предоставляющие социальные услуги,
а также граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью по социальному обслуживанию
населения без образования
Два типа соц.служб: Центры соц.обслуживания и службы срочной соц.помощи.
В зависимости от направленности соц.службы: приюты, консультации, социально-реабилитационные центры, центры соц.обслуживания, телефон доверия, дом престарелых.
Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.
С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.
Комплексность обеспечивается:
единством целей, принципов и направлений деятельности;
сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);
координацией и
контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.
Сущность социального
обслуживания как социальной системы
в ее статике раскрывается путем
выявления и уяснения структуры
видов, форм и методов социальных
услуг, структуры отдельных учреждений
социального обслуживания населения;
подсистем и элементов системы
территориальных и
сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);
нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).
Совершенствуется их внутренняя структура: половина всех центров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть – отделения социальной помощи семье и детям.
Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:
а) оказание социальной помощи:
выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;
создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности; o предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);
содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);
организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;
б) консультирование:
консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);
участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
подготовка юношей и девушек
к браку и сознательному
родительский медико-
в) социальное корректирование и реабилитация:
социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;
г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:
предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;
изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных способов их устранения;
д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов: участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
формирование в рамках
спасательных служб, организуемых на центральном
(межреспубликанском, республиканском,
региональном уровнях) бригад социальных
работников, готовых в случае необходимости
прибыть в район стихийного бедствия
или на территорию, население которой
оказалось втянутым в социальный
конфликт, для оказания профессиональной,
реабилитационной, психологической
и иной помощи. Владение современными
технологиями социальной работы позволяет
специалистам своевременно удовлетворять
жизненно важные потребности людей, обеспечивать
их выживание в кризисные периоды и непосредственно
воздействовать на формирование качества
и уровня их жизни.
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях