Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:23, курсовая работа
Цель исследования: изучить специфику работы социального педагога с одаренными детьми дошкольного возраста и рассмотреть особенности социально-педагогического взаимодействия с ними.
Задачи исследования:
изучить особенности одаренных детей как объекта социального педагога;
рассмотреть направления работы социального педагога с одаренными детьми;
рассмотреть методы работы социального педагога с одаренными детьми.
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………...……………..…...3-6
1. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ. ОДАРЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………..………...........7-8
1.1Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности........................................................................................................9-15
1.2 Феномен развития одаренности детей дошкольного возраста……………….…………….…………………………………….…..16-19
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ..…………………..………...……..19
2.1 Деятельность социального педагога с одаренными детьми…………………………………..……………………………………..20-23
2.2 Социально-педагогические методы выявления и диагностики одаренности……………………………..……………………………....…....24-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………..…………..……32-33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...…….…………..........…...33-37
Одаренность ребенка нередко проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
По мнению Дьяченко О.М., в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога [14, 47 с.].
В отдельных случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются какие-либо трудности развития ребенка. К примеру, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер взаимодействия и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Рассматривая особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о истинных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, и одаренность они пока не смогли увидеть.
Среди определений терминов «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции» Д.Б. Богоявленской: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [5, 13 с.].
Знаменитый специалист в области детской одаренности Н. Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых называют одаренными: дети с высоким IQ; дети, которые достигли выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высоким уровнем креативности. [19, 83 с.]
А.И. Савенков представляет категории одаренных детей:
1-ая категория одаренных – ребята с высокими показателями по уровню общей одаренности.
2-ая категория одаренных – дети, которые достигнули успехов в каких-либо сферах деятельности. Их обнаружение строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные певцы, художники, физики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Такую категорию детей обычно называют талантливыми
3-я категория одаренных - дети, которые хорошо обучаются в подготовительных классах и школе («академическая одаренность») [29, 79 с.].
Имеется определенная последовательность появления одаренности в возрасте в различных областях. Особенно вначале дошкольники могут проявить талант к музыке, затем - к рисованию, вообще, одаренность в к искусству проявляется раньше, чем к науке; и в науке, прежде проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем умственного развития и качественным своеобразием интеллектуальной деятельности.
На взгляд В.П. Эфроимсона, одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать надлежащие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей [36, 134 c.].
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. Одаренные дети также имеют полное концентрирование внимания на чем-либо, настойчивость в достижении результата в сфере, которая их интересует. Тем не менее, типичная для многих из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел сразу, и задают себе слишком сложные задачи [3, 56 c.].
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ по сравнению с их сверстниками, и они сталкиваются с особыми трудностями. Это в первую очередь связано с отношениями родителей к своим детям, точнее к их одаренности. Некоторые, выявляя у своего ребенка ранние проявления одаренности, усилия направляют на развитие его способностей в соответствии с их собственными представлениями о целях и задачах воспитания. В этом случае, как считает А.В. Петровский, полагая, что ребенок- вундеркинд, обращают внимание только на первую часть слова - подчеркивают исключительность ребенка, забывая, что он еще ребенок. Если талант проявляется в той или иной области, то родители пытаются заполнить его жизнь занятиями в этой области, препятствующих полноценному развитию других способностей и склонностей ребенка [27, 145 с.]. Именно здесь необходимо отметить, как важно социальному педагогу вовремя выделить такого ребенка и начать профилактическую работу с его родителями, ведь они, как и ребенок, нуждаются в информационной поддержке, проведении бесед и тренингов, которые помогут в воспитании одаренного ребенка.
Тот факт, что существует актуальная и потенциальная, явная и косвенная, ранняя и поздняя одаренности еще раз подчеркивает сложность и важность проблемы прогнозирования развития. Какие признаки, личных качеств характеристик. Особые проявления поведения и деятельности могут свидетельствовать для взрослого, о том, что ребенок в будущем станет выдающимся ученым, художником и т.д. Ученые обнаружили ряд моделей, которые предсказывают будущее ребенка, но алгоритм для построения надежных, действительно обоснованных прогнозов еще беспредельно далеко.
Д.И. Фельдштейн указывает несколько видов одаренности:
По критерию «степень сформированности одаренности» можно выделить: актуальную одаренность, потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность предста
Как полагает Д.И. Фельдштейн, выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, так как речь идет о еще не сформировавшейся системе способностей, о последующем развитии которой можно судить лишь на основе некоторых признаков. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при подходящих условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка [33, 174 с.].
По критерию «форма проявления можно говорить о явной одаренности; скрытой одаренности.
Проявляется явная одаренность в деятельности ребенка довольно отчетливо и явственно, в том числе при неблагоприятном воздействии факторов влияния среды. Достижения ребенка настолько бесспорны, что его талант не вызывает сомнений.
Скрытая одаренность выражается в жизнедеятельности ребенка в менее проявленной форме. Из-за этого существует риск ложных выводов об отсутствии одаренности у такого ребенка. Это можно отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимых для развития его способностей.
По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить: общую одаренность; специальную одаренность.
Общая одаренность, как считает Н.С. Лейтес, выражается по отношению к разнообразным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологической основой общей одаренности являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одаренность обнаруживается в конкретных видах деятельности и возможность ее определить существует лишь в отношении отдельных видов деятельности (музыка, живопись, и др.)
По критерию «особенности возрастного развития» следует выделить: раннюю одаренность; позднюю одаренность [20, 57 c.].
Примером ранней одаренности, как считает Т. Мейснер, являются дети, которых называют «вундеркиндами». «Вундеркинд» (в переводе – «чудесный ребенок») – это ребенок, дошкольного или младшего школьного возраста, с безмерными, невероятными успехами в каком-либо определенном виде деятельности таких как, в музыке, рисовании, пении и т.д. Неповторимое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, возможности которых проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Их отличает чрезвычайно раннее, с двух-трех лет постижение чтения и счета, выбор сложной деятельности без принуждения [23, 58 c.].
Таким образом, каждый персональный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что детская одаренность является многомерным явлением.
1.2 Феномен развития одаренности детей дошкольного возраста
Возраст 5-8 лет, иногда называют золотым веком, так как именно в этом возрасте можно увидеть все богатство проявлений творчества ребенка. Это время насыщенного и независимого творчества. В этом возрасте творческая, как считает И. В. Пелихова , деятельность детей не знает пределов, нередко вызывая у родителей неправильное представление об исключительной талантливости своих детей. К сожалению, в ближайшие несколько лет эта иллюзия подверглась разрушению. По мнению экспертов, с возрастом образная впечатлительность ослабевает, усиливается критичность мышления, кроме того происходит накопление шаблонов и стереотипов. Природное творчество детей теряется. Раскрывая феноменологию одаренности детей дошкольного возраста, выделяют биологическую, психологическую, социокультурную, духовно-нравственную природу данного феномена. Необходимо рассмотреть каждую из данных элементов феномена развития и становления детской одаренности детей дошкольного возраста.
Биологический
феномен одаренности
Креативность (творчество) рассматривается
не как отдельный фактор, а как набор способностей,
каждая из которых может быть выражена
в различной степени у какой-то личности
[22, 15 с.].
Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольника, объясняется тем, что художественные и творческие таланты наиболее ярко выражаются в дошкольном возрасте, так как ребенок, имеющий образное мышление, лучше запоминает все красочное и выразительное (именно этими свойствами наделено творчество) и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. А.М. Матюшкин одаренность понимает как развивающееся творчество, в первую очередь творческих способностей. Дошкольный возраст выступает с наиболее благоприятными возможностями для развития многообразных форм образного мышления, в сочетании с прогрессивным развитием воображения, что обеспечивает развитие творческих способностей [22, 16 с.].
Л.С. Выготский показывает, что воображение приобретает большее развитие в дошкольном возрасте, начинает складываться в игровой и получает последующее развитие и олицетворение в самых разнообразных видах детской творческой деятельности – изобразительной, музыкальной, театральной и др. Воображение является показателем ярко выраженных художественно-творческих способностей. Л.С. Выгодский, формулируя основной закон детского творчества, акцентирует внимание на том, что: «…ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе» [11, 63 с.].
Одаренные дети отличаются упорством в достижении той или иной задачи, обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.
В тот момент, когда ребенок достигает старшего дошкольного возраста, происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непринужденная впечатлительность ребенка уменьшается, в это же время он становится наиболее активным в поиске новой информации. Таким образом, дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Одаренные дети отличаются настойчивостью в достижении конкретной задачи, имеют большой словарный запас, что позволяет им свободно выражать свои мысли четко и ясно.
Социокультурный феномен, по мнению И. И. Манюк, развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что творческая самореализация личности приобретает всё большее значение в современных социокультурных условиях, когда высокоразвитое творческое мышление и активное, творчески инициативное отношение к явлениям окружающей действительности рассматривается в обществе как высшая ценность [22, 17 c.].
Особое место в социальном развитии личности ребенка дошкольного возраста принадлежит освоению культурного наследия. Современные концепции образования в большинстве своем ориентированы на формирование личности, способной эмоционально откликаться, творчески усваивать и преумножать ценности отечественной и мировой культуры. Сила культуры заключена в ее порождающих и творческих возможностях (Л.С. Выготский) [10, 112 с.].
Духовно-нравственный феномен развития одаренности детей в дошкольном детстве определяется тем, утверждает И. И. Манюк, что ребенок как член человеческого сообщества всегда введен в предмет познания, в систему социальных отношений, где происходит неизменный диалог личностей, ценностных установок. Дошкольник «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как творческая личность. Индивидуальный поиск жизненных ценностей, освоение творческих образцов и норм творческой деятельности осмысленно соединено у ребенка с важным Другим: семьей, преподавателями, сверстниками. Исторические факты удостоверяют, что гениальные люди разделяются на две категории: альтруистов и эгоистов. Как раз в дошкольный период детства формируются качества ребенка, необходимые для самоактуализации, уяснения новых общественных связей, установок и правил поведения, поэтому уже в дошкольном детстве необходимо целенаправленно развивать системные качества личности ребенка [22, 18 c.].
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми дошкольного возраста