Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является: изучение специфики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, а также разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:
– исследовать особенности социально-педагогической реабилитации;
– выявить сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
– разработать программу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Особенности социально-педагогической реабилитации 6
1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов 6
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 14
Выводы по главе I. 20
Глава II. Содержание программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 22
2.1. Особенности построения программы социально-педагогической реабилитации детей инвалидов 22
2.2. Моделирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 26
Выводы по главе II. 30
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с общественным производством имеет определенные закономерности. Роль и содержание комплексной реабилитации инвалидов в общественном воспроизводстве меняется в зависимости от характера этих отношений, социально-экономической системы, основной цели социально-экономического развития, уровня экономического благосостояния и материально-технической базы общества, а также его духовно-культурной программы. В этом заключается объективная закономерность взаимодействия комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством системы экономических отношений. Назовем ее закономерностью «А».

Закономерность «Б» заключается в том, что выделение общественных ресурсов на осуществление комплексной реабилитации инвалидов увеличивает трудовой потенциал, обусловливает объем производства общественно полезной продукции, а также соответствующее увеличение ценности этой продукции в результате лее частого использования трудового потенциала инвалидов, в определенной мере компенсирует затраты общества на комплексную реабилитацию инвалидов, а при известных условиях может не только компенсировать эти затраты, но и обеспечивать избыток ценности над ними.

Закономерность «В». Масштабы и степень развития процесса комплексной реабилитации инвалидов зависят главным образом от взаимодействия двух моментов – с одной стороны, экономического благосостояния общества и уровня развития производительных сил, а с другой стороны, от духовно-культурной программы общества и места и роли в ней нравственного долга в части помощи инвалидам и социальной заботы о них.

Закономерность «Г». В рамках равного ресурсного обеспечения действенность отдачи мероприятий по комплектной реабилитации инвалидов определяется адресностью и индивидуальной конкретностью соответствующих мер.

Закономерность «Д». Развитие процесса комплексной реабилитации инвалидов создает все возрастающий спрос на научную и технически сложную продукцию, производимую для удовлетворения разнообразных потребностей инвалидов в труде и быту.

Закономерность «Е». По мере перерастания индустриального общества в информационно-индустриальное, чему соответствует как развитие медицинской науки и техники протезирования, так возрастающее техническое оснащение не только производства, и всех функций быта, увеличиваются возможности осуществления комплексной реабилитации инвалидов, а также opганизуются условия для того, чтобы ценность создаваемой инвалидов     и продукции превышала всю совокупность затрат по осуществлению этой комплексной реабилитации.

Закономерность «Ж». Комплексная реабилитация инвалидов объективно не только направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей инвалида, но и выполняет функцию общественного страхования здоровья людей на случай boзможной инвалидности.                                                                

Закономерность «3». Обеспечение действенности комплекснй реабилитации инвалидов гармонизирует социальные отношения в обществе, укрепляет взаимосвязь и развивает взаимопонимание разных поколений, способствует стабильности и уменьшает конфликтность.

Закономерность «И». Воспроизводство методов механизма комплексной реабилитации инвалидов определяется сочетанием социально-государственных особенностей страны и выбранной ею социально-экономической системы.                                            

Закономерность «К». С развитием глобализации, чему соответствуют расширение и интенсификация воспроизводства международных экономических, информационных и других отношений определенные элементы комплексной реабилитации инвалидов и интернационализируются в возрастающей степени.

Закономерность «Л». По мере развития и гуманизации человеческого общества закономерным становится проведение широкого спектра действенных мероприятий по профилактике инвалидности от рождения, болезней, бытовых, производственны транспортных травм на основе перехода от потребительского здоровому образу жизни, всемирной экологизации производства и быта, осуществления эффективных мер по возрождению природы.

Закономерность «М». С развитием разрядки международной напряженности, отказом от гонки вооружений общественный спрос в определении государственных заказов должен быть переориентирован с военной техники в существенной мере на разработку, создание и массовое производство научных технических среда комплексной реабилитации инвалидов.

 

1.2. Сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов

Дети как особая возрастная категория людей (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – от рождения до достижения 18-летнего возраста) с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация – процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью, способной функционировать в данном обществе. Но это, же означает, что ребенок – это индивид, процесс социализации которого не завершился, т.е. у него еще не сформировались устойчивые социальные установки и система ценностей, он не приобрел достаточного социального опыта и других качеств, важных для успешного включения в жизнь общества. И эта социальная незрелость, несформированность личности существенно осложняют процесс социальной адаптации ребенка в каждой конкретной проблемной ситуации. Поэтому дети, в отличие от многих других категорий людей, как правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом на его успешную социализацию.4

Понятие социализации, которое появилось в социологии, активно включается в понятийный аппарат педагогики, и многие ученые (А.В.Мудрик, В.А.Никитин и др.) начинают рассматривать его как одну из центральных категорий социальной педагогики. Социализация определяется как развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (А.В.Мудрик).

В настоящее время понятие «социализация» носит междисциплинарный характер и широко используется в педагогике, социологии, психологии. Выделяют три сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Эти сферы создают для человека «расширяющую действительность» (Г.М.Андреева), в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только микросреду, но и всю систему социальных отношений.

Вхождение в систему социальных отношений осуществляется за счет усвоения и реализации социальных ролей. Социальная роль – это модель ожидаемого поведения, обусловленного статусом или социальной позицией человека. Процесс усвоения социальной роли – условие и результат вхождения инвалида в систему социальных, связей, занятая в ней определенной позиции, есть составная часть процесса социализации. На всех этапах социализации человека общество оказывает на него определенное воздействие. Конкретные группы людей, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей общества, называются институтами социализации. Институты социализации: семья, детские учреждения, школа, группа сверстников, коллектив – на разных этапах жизненного пути оказывают разное влияние.

Современные концепции социальной работы предусматривают более широкое понимание социальной помощи, которая включает также защиту прав и интересов детей-инвалидов, оказание им информационной, психологической и педагогической помощи и поддержки (через работу консультаций, телефонов доверия, кабинетов анонимного приема и других служб).

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») – это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других.

Отметим, что дети этой категории всегда находились в поле зрения педагогов – ученых и практиков. В советский период получила интенсивное развитие наука о психофизиологических особенностях развития, закономерностях обучения и воспитания таких детей, которая носила название «дефектология», а в настоящее время все чаще называется специальной, или коррекционной педагогикой. Многие достижения российских ученых и практических работников в области сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики и логопедии получили широкое признание в мире. В то же время в современных условиях некоторые теории, методики и технологии специальной педагогики требуют обновления.

Следует отметить, что изначально помощь этой категории детей во всех странах, в том числе и в России, развивалась в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, в результате чего постепенно усиливалась сегрегация и изоляция детей с ограниченными возможностями в обществе. Примерно с середины 70-х гг. XX в. наметились и стали получать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, новые подходы в отношении людей, в том числе и детей, с ограниченными возможностями, которые выражаются понятием «интеграция». Существуют различные трактовки термина интеграция в специальной педагогике, но суть их заключается в том, что инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и др., не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.5

Реальное, практическое воплощение идей интеграции – проблема комплексная и очень сложная даже для социально и экономически благополучных стран, а тем более в условиях экономической нестабильности, как, например, в России. Сложность заключается даже не столько в том, что это требует огромных средств (переоборудования зданий, общественных мест, транспортных средств и многого другого), сколько в необходимости изменения сознания как самих людей с ограниченными возможностями, так и всех других членов общества. Однако очевидно, что уже сегодня необходимо предпринимать определенные шаги в этом направлении.

Ст. 23 Конвенции ООН о правах ребенка гласит, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества», что он имеет право на особую заботу и что в признание особых нужд  неполноценного ребенка помощь, оказываемая ему, должна иметь целью «обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка».6

Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию детей-инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах. Многие заболевания, особенно с поражением центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, приводящие к косметическому дефекту и инвалидности, сопровождаются большим психологически повреждающим воздействием. Необходимо помнить, что стресс, сопутствующий серьезному заболеванию или травме, может привести к развитию психических расстройств, которые ухудшают состояние и могут усугубить развитие болезни. Ребенок, ставший инвалидом, сталкивается не только с медицинскими, но с социально-психологическими проблемами в семье и на учебе. Возникают затруднения в выполнении привычных для него социальных ролей, встает необходимость решения многих проблем, касающихся его настоящего положения и будущей жизни. Это также отрицательно сказывается на психическом состоянии и обусловливает Необходимость оказания психологической помощи.

Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личной заинтересованности и вовлеченности индивида в реабилитационный процесс. Поэтому социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех лапах реабилитации

Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.7

В компенсаторно-адаптационной образовательной области учитывается специфика дефекта. Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, которые учитывают недостатки психического или физического развития, исправляют эти недостатки и совершенствуют физические и психические функции и механизмы компенсации дефекта. Повысить уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация как метод психосоциального воздействия.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов