Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является: изучение специфики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, а также разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:
– исследовать особенности социально-педагогической реабилитации;
– выявить сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
– разработать программу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Особенности социально-педагогической реабилитации 6
1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов 6
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 14
Выводы по главе I. 20
Глава II. Содержание программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 22
2.1. Особенности построения программы социально-педагогической реабилитации детей инвалидов 22
2.2. Моделирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 26
Выводы по главе II. 30
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

-  социально-психологической реактивности

-  направления социальной деятельности

-  семейно-бытовых взаимоотношений

- уровня и структуры кругозора

23.4. Структура потребности

23.5.  Круг интересов

23.6. Уровень притязаний

24.  Реабилитационный потенциал (подчеркнуть): высокий, удовлетворительный, низкий

25.  Реабилитационный прогноз (подчеркнуть): благоприятный, относительно благоприятный, неблагоприятный

26.  Показания к проведению  реабилитационных мероприятий

27. Реабилитационно-экспертное заключение:

 

Орган жизнедеятельности

Подлежит

Не подлежит

 

восстановительному лечению

компенсации

восстановительному лечению

компенсации

Способность к: самообслуживанию (степень 1, 2, 3) передвижению (степень 1, 2, 3)

ориентации (степень 1, 2, 3)

общению (степень 1, 2, 3)

обучению (степень 1, 2, 3)

трудовой деятельности (степень 1, 2, 3) контролю за своим поведением (степень 1, 2, 3)

       

 

Приложение  3. Программа (примерная) коррекционно-развивающих занятий «Развитие школьной зрелости» для учащихся 1-х классов (в структуре социально-педагогической реабилитации).

1. Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками, имеющими ограниченные возможности, недостаточный уровень школьной готовности или испытывающими сложности в адаптации.

Цель программы: обеспечить психологическую помощь ребенку в процессе адаптации к школьному обучению, несмотря на ограниченные возможности.

Характеристика учащихся, для которых предназначена программа: возраст 7-8 лет; уровень школьной зрелости - ниже среднего.

Продолжительность работы по данной программе 1 год.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность определенного уровня произвольности действий, необходимого для данного возраста;
  • развитие вербального и невербального интеллекта, необходимого для усвоения учебного материала;
  • развитие на определенном уровне школьнозначимых психофизиологических функций (мелкая моторика, пространственная ориентация, координация движений).

Занятия по данной программе проводятся факультативно один раз в неделю. При этом возможно их проведение как со всем классом, так и по группам с учетом «зон риска» (психологических проблем, возникающих в той или иной сфере).

Программа включает в себя работу по следующим направлениям:

  • развитие школьнозначимых психологических функций;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления, внимания, памяти:
  • развитие произвольности действий (умения планировать свою деятельность, добиваться поставленного результата, осуществлять самоконтроль).

Материал занятий подобран с учетом возрастных особенностей. Использованные методы: беседа, игры, упражнения, психотехники. Применяются следующие психологические технологии: НЛП (нейро-лингвистическое программирование), имаготерапия, сказкотерапия, телесная терапия.

Средства обучения: наглядность (плакаты, таблицы для игр, игрушки); аудиокассеты; пластилин, трафареты, цветные карандаши, фломастеры.

II. Содержание программы «Развитие школьной зрелости» для учащихся 1-х классов:

Тема занятия

Методический аппарат, развивающие игры, упражнения

Вводное занятие «Что такое психология. Кто «Я»?».

Экспресс-методика.

2. «Правая или левая» (изучение  ведущего полушария головного  мозга).

Работа по различным характеристикам зрительной модальности (игры, упражнения, лепка из пластилина, рисование, гимнастика для пальцев).

3. «Как мы учимся писать и  читать. Я смогу это сделать!!!!».

Графические диктанты, штриховка, игры, гимнастика жевательно-артикулярных и мимико-артикулярных мышц.

4-5. «Как и что мы воспринимаем» (зрительная модальность).

Работа по различным характеристикам зрительной модальности (игры, упражнения, лепка из пластилина, рисование, гимнастика для пальцев).

6-7. «Что можно услышать?» (аудиальное  восприятие).

Графические диктанты, штриховка, игры, гимнастика жевательно-артикулярных и мимико-артикулярных мышц.

8-9. «Я чувствую, я двигаюсь» (кинестетическое  восприятие).

Упражнения, игры, массаж для пальцев, лепка букв.

10. «Наша память».                     

Упражнения на развитие кратковременной зрительной памяти: запоминание букв, символов; методика на изучение ведущего типа памяти.

11-14. Практические занятия по    (запоминание и развитию разных  типов                  составление фигур из палочек).

Упражнения запоминания и развитию мелкой    графические диктанты, игры, моторики.

15. Внимание. Вводная беседа.

 Упражнения на развитие внимания; методика «Определение концентрации  внимания».

16-18. Практические занятия по     развитие развитию внимания, развитию        внимания Никитиных; зрительно-моторной                        упражнения на развитие мелкой координации и мелкой моторики.

Упражнения на зрительно-моторной                        упражнения на развитие мелкой координации и мелкой моторики.

19- 20. «Как мы мыслим»                («Делим на группы»,      «Одинаковое или разное?»)                           

Методика «Пятый лишний» (словесный, образный материал); субтест «Обобщающее слово»; развивающие игры.

21-23. «Как развить свой ум?»      (развитие наглядно-образного        предметно-действенного мышления;    действенного мышления).

Тесты Айзенка для развития наглядно-образного мышления, игры «Танграм», «Монгольская игра» и другие.

24-26. «Как развить свой ум?» (развитие  словесно-логического мышления на  зрительном и слуховом материале).

Ребусы, анаграммы, кроссворды, решение занимательных задач, упражнения на развитие мелкой моторики.

27. Беседа «Мои способности. Что  я хочу и могу».

Упражнения из нейро-лингвистического программирования, элементы сказкотерапии (работа с куклами).                      

28. Беседа «Волнения и переживания».

Знакомство с приемами релаксации, рисование.

29-30. Итоговые занятия.

Проведение повторных замеров, проективных методик «Школа», «Мой класс».


 

 

Приложение 4.  Программа занятий для учащихся 5-х классов «Социально-психологическая адаптация»          

1. Пояснительная записка.

Данная программа разрабатывалась в рамках социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями. Цель программы:  помощь детям, переходящим из начальной школы в среднюю, в адаптации к изменившимся условиям обучения. Необходимость проведения подобных занятий обусловлена спецификой данного возраста (9-11 лет), который можно охарактеризовать как «критический возраст». Изменяются не только условия обучения, происходят изменения и в психике ребенка (идет начальный этап формирования новообразований: способности к рефлексии, произвольность деятельности).

Ребенок становится более ориентирован на общение со сверстниками, реализацию своего «я». Помимо этого, следует учитывать особенности детей, обучающихся в специализированном учреждении, условия частичной изоляции от семьи (5 дней в неделю ребенок находится в интернате). Эти причины обуславливают ограничение опыта коммуникаций, снижение уровня умственной работоспособности.

При составлении программы учитывались данные диагностики за III класс, выявленные «зоны» «риска».            

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика развития познавательных процессов;
  • комфортность пребывания детей в коллективе;
  • развитие адаптационных механизмов личности;
  • развитие стремления ребенка к самопознанию;
  • успешная адаптация учащихся к обучению в средней школе.

Занятия должны проводится факультативно в групповой форме 1 раз в неделю по 1 часу. Численность группы 12–16 человек. Эффективность занятий по данной программе отслеживается через диагностическую работу (анкетирование, социометрия, тесты, методики). Замеры проводятся в начале и конце занятий и их показания сравниваются. Помимо этого, проводится текущая диагностика (в том числе и метод наблюдений), позволяющая корректировать программу с учетом возникающих проблем.

II. Содержание курса факультативных занятий «Социально-психологическая адаптация» в рамках социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Тема занятий

Методы работы. Игры, упражнения, психотехники, процедуры

Методический аппарат

1.Вводное занятие.

Беседа.

Проективная методика «Несуществующее животное».

2-3.«Я и учеба».

Беседа по результатам диагностики, ролевые игры (« учитель – ученик»).

Методики ЭШО, САН, «предмет-чувство».

4.«Я сам».

Беседа о различных типах восприятия, особенностях аудиального, визуального, кинестетического восприятия.

Опросник КАВД.

5.«Я сам». Зрительная Модальность

Игра № 1 по «Школе эйдетики» И. Ю. Матюгина, Практические упражнения по визуализации. Игры по развитию зрительной памяти, внимания.

 

6.«Я сам». Зрительная модальность.

Игра № 2 по «Школе эйдетики». Упражнения на визуализацию, приемы практической работы с зрительной информацией. Игры по развитию зрительной памяти, внимания.

 

7. «Я сам». Слуховая модальность».

Игра № 3 по «Школе эйдетики». Практические упражнения по работе со слуховой модальностью.

 

8.«Я сам». Слуховая модальность.

Приемы работы со слуховой информацией.

Игра № 4 по «Школе эйдетики». Практические упражнения, игры по работе с слуховой модальностью.

 

9.«Я сам». Кинестетическая модальность.

Игра № 5 по «Школе эйдетики». Игры на развитие кинестетической чувствительности.

 

10.«Я сам». Кинестетическая модальность.

Игра № 6 по «Школе эйдетики». Беседа, приемы работы по снятию напряженности, утомления (телесная терапия).

 

11 .«Я сам». «Якорение» успеха.

Игра №7 по «Школе эйдетики». Беседа и практические упражнения.

 

12-15. «Я сам».

Игры №8–11 по «Школе эйдетики». Игры и упражнения по развитию памяти и внимания с опорой на все каналы восприятия, отработка приемов саморегуляции.

Социометрия.

16.«Я сам».

Разработка программ самореализации.

 

17. «Я и другие». Я глазами других.

Игра № 12 по «Школе эйдетики». Беседа, игра-разминка «Давайте познакомимся».

 

18.«Я и другие». Я глазами других.

Игра № 13 по «Школе эйдетики». Беседа, процедура «Черное и белое», упражнения «Постановка жеста», игры-разминки.

 

19-21. Учимся понимать других (невербальный уровень)

Игры № 14-16 по «Школе эйдетики». Беседа, ролевые игры, совместное рисование, тренинг наблюдательности и невербального общения, упражнения, игры: «Опаздывающее зеркало», «Гомеостат», «Пантомима», «Живые руки», «Передай чувства». Игры-разминки «Пропасть», «Представление».

Тест «Понимаете ли вы язык жестов».

22-28. Учимся понимать других (вербальный  уровень). Учимся вместе действовать.

Игры № 17-24 по «Школе эйдетики». Беседы, ролевые игры, игры-разминки: «Пропасть», «Дерево», «Да и нет», «Лишний стул». Упражнения по развитию навыков активного слушания, эмпатии. Игры «Солнце и планеты», «Общая картина».

 

29-30. Итоговые занятия.

 

Социометрия, методики по изучению памяти, внимания.


 

 

Приложение 5. Программа «Формирование межличностных отношений» (6-7 классы)

          1. Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для проведения развивающих занятий с детьми среднего школьного возраста. При составлении данной программы учитывалась специфика групп, с которыми проводится работа: дети больные сколиотической болезнью. Так как вследствие своего заболевания дети сталкиваются с большими сложностями в общении, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, встает необходимость проведения занятий по формированию межличностных отношений.

Цель программы:

  • познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми;                                                                     
  • снятие внутриличностных и межличностных конфликтов и     напряжений;
  • развитие навыков рефлексии и обратной связи.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика техники самопознания: рефлексия, анализ, обратная связь;
  • рост личностного развития;
  • овладение умениями организации эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

Условия проведения занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой детей. Количественный состав группы от 7 до 14 учащихся. Продолжительность занятий 2- 2,5 месяца по 30-40 минут. Применяются следующие методы: диагностика, релаксация, игры и упражнения. Программа может быть использована как психологами, так и воспитателями, социальными педагогами.

Эффективность проводимых занятий отслеживается при помощи диагностической работы, которая осуществляется в начале проведения работы и в конце.

II. Содержание занятий по формированию межличностных отношений

Тема занятий

Игры, упражнения

Методический аппарат

1. Изучение черт и сторон своей  личности, каким хочет стать участник  группы, какие видит для этого  средства.

Знакомство с правилами тренинга. Упражнения: «Интервью», «Публичное одиночество», «Расшифровка информации»; упражнение на развитие навыков установления психологического контакта.

Анкетирование, Проективная методика.

2. Развитие умений вербального (передачи  сведений от одного человека  другому, от одного человека группе  лиц) и интерактивного общения: отработка  тактики и стратегии взаимодействия, приспособление человека к  человеку в совместной работе.

Упражнения по релаксации, упражнения и игры: «Тепловые лучи», «Диалог руками», «Мимика и жесты», «Рисуем картину», «Интервью», «Связь», «Копия», «Короткий диалог», «Обращение».

Социометрия.

3. Развитие навыков перцептивного  общения: восприятие человека человеком, умение проникнуть во внутренний  мир человека.

Игра «Маскировка». Упражнения на развитие рефлексии. Упражнения и игры: «Понять партнера», «Сплетня», «Телепатия», «Синестезия».

 

4. Разрешение конфликтных ситуаций, переход с эмоционального уровня  на рациональный.

Игры и упражнения, разбор конфликтных ситуаций.

Анкетирование, социометрия.


 

 

Приложение 6.Занятие из курса: «Познай себя» (8 класс)

 

Тема: «Постановка цели».

Задачи:

  • познакомить учащихся с техникой постановки целей, изучением критериев выбора, выделением приоритетов;
  • развить способность к нахождению жизненных целей и способам их достижения;
  • сформировать интерес к самопознанию;                            
  • развить стремление к самосовершенствованию.

Ход занятия.

1.  Постановка цели.

Сегодня мы будем учиться самостоятельно ставить перед собой цели и из них выделять приоритетные, находить способы реализации задач.                                                         

2.  Упражнение «Что ты хочешь?»

Работа ведется в парах. В течение 2-х минут один из партнеров задает другому вопрос: «Что ты хочешь?». Второй участник отвечает на этот вопрос, избегая повторений, называя любые свои желания. Спрашивающий не должен обсуждать, оценивать ответы. Если отвечающий замолчал, вопросы не прекращаются. Затем, по истечении времени, происходит смена ролей. Анализ упражнения: А. Какие возникли трудности? Б. Что нового о себе Вы узнали?

3. Беседа о правильной постановке  задачи. 3.1. Определение параметров. Спросите себя: «Что я хочу получить?»

«Что я хочу сохранить?» «Чего я хочу избежать?»

Разбор ситуации: «Я хочу купить машину».

Конкретизация:

А. Что хочу получить? Какие качества должны быть у машины (цвет, ходовые характеристики, цена)?

Б. Что хочу сохранить? Сколько денег хочу сэкономить? Сколько времени хочу затратить на поиск и покупку машины?

В. Чего хочу избежать (дорогостоящего ремонта, большой затраты денег)?

3.2. Изучение критериев выбора, расстановка  приоритетов. Необходимо четко указать все требования, предъявляемые к цели, уточнить затраты, которые можете позволить себе для достижения этой цели. Определите, не противоречат ли критерии выбора друг другу. Из поиска требований следует выделить наиболее важные, а также одно абсолютное требование – такой критерий, который должен непременно удовлетворяться при любом решении. В конце концов, вы получите список требований, определяющих ту цель, которую вы перед собой ставите.

4. Упражнение «Поставь цель».

4.1.    Участникам группы предлагается проработать по параметрам задачу получения образования, выработать требования, предъявляемые к образованию, расставить приоритеты. Работа ведется по тройкам (1-я группа – экономиста, 2-я – медицинской сестры, 3-я – юриста и т.п.).

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов