Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучить семью как фактор успешной социально - психологической адаптации детей с синдромом Дауна и разработать методические рекомендации для улучшения социально – психологической адаптации.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что успешность социально - психологической адаптации детей с синдромом Дауна зависит от благоприятных социальных условий детско-родительских отношений и правильной организации семейного воспитания.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3 – 5стр.
Глава1. Проблема социально – психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье.
Социально – психологическая адаптация детей с синдромом Дауна как психолого – педагогическая проблема……………………………6 – 8стр.
1.2. Организация исследования детско-родительских отношений в семьях с ребенком с синдромом Дауна……………………………8 - 10стр.
1.3 Воспитание ребенка с синдромом Дауна в семье …………10 – 12стр.

Выводы по 1главе……………………………………………………..13стр.
Глава2. Методика профилактики социально – психологической дезадаптации ребенка с синдромом Дауна в семье.
2.1.Советы семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна 14 - 16стр.
2.2. Методические рекомендации родителям по профилактике дезадаптации ребенка с синдромом Дауна………………………17 - 18стр.
2.3.Методики обучения ребенка с синдромом Дауна …………….18 – 21стр.

Выводы по 2 главе…………………………………………………… 22стр.
Заключение…………………………………………………………. .23 - 24стр.
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)

Как правило, ребенку потребуется дольше времени для того, чтобы овладеть основными навыками: научиться самому кушать и одеваться. Выделите каждый день несколько минут для тренировки, и с позитивным настроем помогайте ребенку в процессе обучения.

Также предоставьте ребенку возможность учиться и общаться, запишите его на курсы с другими детьми этой возрастной группы. Подумайте, как научить ребенка думать, не перегружая его. Но помните, что нормальным явлением для ребенка является испытывать трудности, а иногда – терпеть неудачи.

Школьные проблемы

Большинство детей с синдромом Дауна можно зачислять в обычные классы. Для Вашего ребенка могут разработать индивидуальный учебный план, а иногда и организовать индивидуальные занятия.

Принимайте участие в учебной жизни ребенка. Дети с ограниченными возможностями, такие как с синдромом Дауна, имеют законное право на образование. Этот закон также защищает Ваши права как родителя быть в курсе всех событий и оспаривать решения относительно учебы ребенка.

Подростковый возраст, юность и взрослая жизнь

Когда ребенок достигнет подросткового возраста, необходима гигиена и надлежащий уход. Самооценка и отношение сверстников зависят в первую очередь от этих аспектов. В общественном отношении, подростки и взрослые с синдромом Дауна имеют те же потребности, как и другие. Они захотят ходить на свидания, общаться и завязывать близкие отношения. Вам нужно помочь ребенку установить нормальные отношения, научив его социальным навыкам и поведению. Способствуйте активному участию ребенка в общественной и школьной жизни. Важно, чтобы у него появилась возможность строить отношения, поскольку от этого зависит его счастье и чувство необходимости. Но, при этом, не следует забывать о социальных трудностях и уязвимости ребенка.

Подумайте о дальнейшем проживании ребенка уже в подростковом возрасте. Многие из таких людей живут отдельно в пансионатах или квартирах со службами поддержки. Но большинство таких учреждений и центров требуют определенных навыков самостоятельности, а именно, способности самому есть, одеваться и принимать ванну. Для взрослого с синдромом Дауна будет полезным работать вне дома и заниматься общественной деятельностью. Активный образ жизни и постоянный процесс обучения вносят некоторый резонанс в жизнь любого человека. Это может быть уход за взрослыми или активное занятие спортом. Развивайте интерес к искусству или любимому занятию, например, рисованию.

Признайте, что подростки или взрослые с синдромом Дауна находятся в группе риске по развитию депрессии, особенно в случае потери члена семьи или нарушения обычного образа жизни. Частые изменения поведения является первым признаком появления серьезной проблемы. В таком случае лучше всего обратиться за помощью к специалисту.

 

 

 

 

 

  Выводы по 1 главе

 

Не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

Как и другие умственно отсталые дети их уровня, больные с синдромом Дауна поддаются обучению бытовым навыкам, координации движений, речи и другим простым функциям, необходимым в повседневной жизни в этом успешно участвует семья, как основной компонент положительных результатов адаптации ребенка.

Взаимодействуя с родителями и социальными педагогами ребенок достигает радость от своих действий, а включение его в коллектив придает ему большей уверенности в себе и помогает в преодолении проблем с дезадаптацией . Для того чтобы ребенку было легше родители прежде всего должны его поддерживать и любить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАПТАЦИИ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА В СЕМЬЕ

 

2.1. Организация воспитательной деятельности в семье.

На всех этапах работы — большое значение имеет взаимоинформирование специалистов и родителей об особенностях развития личности ребенка. Совместный с родителями и специалистом анализ конкретных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, это поможет выбрать правильный стиль поведения взрослых в общении их с ребенком.

 

 С первых месяцев жизни дети отстают в психомоторном развитии. У большинства из них позднее развивается речь и имеются дефекты звукопроизношения. Дети недостаточно хорошо понимают обращенную к ним речь, их словарный запас беден. 
Относительная сохранность эмоциональной сферы, хорошая подражательность детей с болезнью Дауна способствуют тому, что интеллектуальная недостаточность этих больных для родителей становится очевидной в несколько более старшем возрасте, обычно после 2—3 лет. Умственная отсталость при болезни Дауна проявляется в разной степени. Больные отличаются конкретным, замедленным мышлением, у них нарушены внимание, смысловая память. Механическая память остается более сохранной. 
Дети приветливы, общительны, доверчивы. Обычно проявляют нежную привязанность к близким и ухаживающим за ними людьми. Однако некоторые из них могут быть повышенно возбудимы, расторможены, упрямы. 

Чем могут помочь родители своим детям? 

Если у ребенка болезнь Дауна, следует тщательно обследовать малыша у специалистов. Прежде всего следует выяснить, нет ли у ребенка врожденного порока сердца, и, если он будет обнаружен, нужно решать вопрос со специалистами о возможности и целесообразности операционного лечения. А потом надо особенно хорошо проветривать помещение, где находится малыш. В ряде случаев полезно использовать увлажнитель воздуха. 
Всем детям с болезнью Дауна необходимо обследовать слух, так как нарушения слуха у них достаточно частые. А невыявленные нарушения слуха значительно затрудняют развитие речи и общее психическое развитие ребенка. Малыша следует проконсультировать также у глазного врача и эндокринолога.  
У многих детей с болезнью Дауна имеются различные дефекты зрения, недостаточность функции щитовидной железы и других желез внутренней секреции. 

Внимательно наблюдайте за своим ребенком, не пропустите различные приступообразные состояния с мимолетным отключением сознания, подергивания в различных частях тела.  

Показывайте малышу большие яркие картинки, учите его рассматривать их, кратко объясняйте их содержание. 
Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша. При этом опять же необходимо опираться на большую подражательность больного ребенка. Поэтому кроме проведения специальных занятий по развитию речи сделайте для себя правилом комментировать свои действия, за которыми наблюдает малыш. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка. Делая это постоянно, добьетесь значительного прогресса в развитии его речи. 
Читайте ребенку больше книг, подбирайте тексты в соответствии с его уровнем понимания. При этом используйте издания с яркими, крупными картинками, иллюстрирующими содержание текста. Полезно в процессе чтения одновременно рисовать отдельных персонажей. 
Для ребенка с болезнью Дауна очень важным является соблюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. И как бы вам ни было трудно, какое бы отчаяние ни охватило вас, помните: главное – это терпение и любовь  

Почему важны ранняя диагностика и помощь? 

В первый год жизни ранняя диагностика и помощь очень важны для развития двигательных функций. С помощью ранней диагностики и лечебной гимнастики ребенок приобретает моторные способности значительно раньше, чем без этой помощи. Совместные игры важны для развития всех детей, а особенно для умственно отсталых. Игра с пальчиками, подскоки на коленях, рифмы и песенки доставляют удовольствие ребенку и родителям. Они помогают развивать речь и расширяют возможности ребенка. 
Дети с синдромом Дауна, как и другие дети, нуждаются в большом количестве игрушек. Игрушки должны побуждать к активному действию и облегчать процесс познания. Важно в игру включать и других детей с нормальным развитием, это доставит много удовольствия и ребенку, и его партнерам по игре.

Как воспитывать ребенка с синдромом Дауна? 

Воспитание детей с болезнью Дауна в семье несколько облегчается тем, что большинству из них присуще дружелюбие, они по мере своих сил и возможностей стараются заслужить одобрение взрослых. Если у ребенка есть братья и сестры, то они, конечно, будут являться важными партнерами по играм. 
На втором году жизни особенно необходимо развивать речь. Этому помогают детские песенки и книжки с картинками и простой игровой материал. Любая книжка помогает узнать, рассмотреть и назвать уже известные картинки, а это лучше, чем бессмысленное рассматривание.

 

 

 

  2.2. Методические рекомендации родителям по профилактике дезадаптации ребенка. .

Когда в семье появляется ребенок, семья меняется. Если в семье появляется особый ребенок, семья меняется еще больше, меняется повседневная жизнь членов семьи, их психологическое состояние, их контакты с внешней средой. 

        Многие мамы, по сути, посвящают свою жизнь такому ребенку, постоянно пренебрегая своими интересами. Но природа человека так устроена, что, если человек систематически не удовлетворяет свои личностные потребности, то у него формируется чувство неудовлетворенности . Нередко длительный стресс ведет к нарушению внутрисемейных отношений, психическим и психосоматическим расстройствам членов семьи, возможно, к частичной утрате семьей своих функций. Однако и такой стресс может, и должен, быть преодолен.

   Итак, родителям детей  с нарушениями в развитии необходима психологическая помощь для стабилизации эмоционального состояния, предотвращения дезадаптации, для нормализации общения с близкими и изменения отношения к собственному ребёнку.

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

 

2.3.Методики обучения ребенка  с синдромом Дауна .

 

Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Поэтому во многих странах рожденные с синдромом Дауна занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.

Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг, помощь семьи и близких. 
В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе. 
Двигательные навыки и навыки самообслуживания

Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь. 
Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены родители. 
Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.

Анималотерапия для детей с синдромом Дауна

Множество современных и уже опробованных методик дают прекрасные результаты. Например, анималотерапия отличается формированием особо доверительного контакта больного ребенка и специально подготовленного животного. Игровая форма обучения фиксирует интерес ребенка, снижает его утомляемость. В тесном контакте с животным развиваются моторные навыки, тренируются слабые мышцы, расширяется кругозор и улучшается психоэмоциональное состояние ребенка с синдромом Дауна. Родители так же могут вместе с ребенком заниматься этим.

Дельфинотерапия

В ряду особо перспективных обучающих программ с участием животных, стоит дельфинотерапия. Специально обученные дельфины погружают ребенка в мир чуткого тактильного контакта и ультразвукового общего воздействия. Игры и занятия с «улыбчивыми» дельфинами развивают мышечный корсет ребенка, его моторные и речевые навыки. Ультразвук из сонара дельфина благотворно воздействует на центральную нервную систему, укрепляет иммунитет, улучшает функцию внутренних органов и эндокринных желез.

Занятия с дельфинами обучают больного ребенка самостоятельности и независимости от посторонней помощи. Ребенок запоминает позитивные модели поведения в незнакомой обстановке и в дальнейшем легче адаптируется в социуме.

Иппотерапия

В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Информация о работе Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье