Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 16:48, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования — изучить семью как фактор успешной социально - психологической адаптации детей с синдромом Дауна и разработать методические рекомендации для улучшения социально – психологической адаптации. Гипотеза исследования. Мы предположили, что успешность социально - психологической адаптации детей с синдромом Дауна зависит от благоприятных социальных условий детско-родительских отношений и правильной организации семейного воспитания.
Содержание
Введение …………………………………………………………….3 – 5стр. Глава1. Проблема социально – психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье. Социально – психологическая адаптация детей с синдромом Дауна как психолого – педагогическая проблема……………………………6 – 8стр. 1.2. Организация исследования детско-родительских отношений в семьях с ребенком с синдромом Дауна……………………………8 - 10стр. 1.3 Воспитание ребенка с синдромом Дауна в семье …………10 – 12стр.
Выводы по 1главе……………………………………………………..13стр. Глава2. Методика профилактики социально – психологической дезадаптации ребенка с синдромом Дауна в семье. 2.1.Советы семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна 14 - 16стр. 2.2. Методические рекомендации родителям по профилактике дезадаптации ребенка с синдромом Дауна………………………17 - 18стр. 2.3.Методики обучения ребенка с синдромом Дауна …………….18 – 21стр.
Выводы по 2 главе…………………………………………………… 22стр. Заключение…………………………………………………………. .23 - 24стр. Список литературы……………………
Занятия по иппотерапии обычно
проводят специально обученные педагоги.
Методика включает все этапы обучения
в школе верховой езды.
Дети с синдромом Дауна могут
ухаживать и заботиться о лошадях, это
развивает в них чувства. Благодаря общению
с лошадьми такие дети становятся доверчивыми,
терпеливыми, спокойными и раскованными.
Иппотерапия развивает двигательные,
сенсорные, эмоциональные и психологические
способности детей.
Обучение детей с синдромом
Дауна по методике «Маленькие ступеньки»
Программа охватывает определенные
области развития:
Методика обучения позволяет
формировать какой-либо навык, умение,
знание поэтапно.
Обучение детей с синдромом
Дауна математике и развитие речи
«Нумикон» – специально разработанная
методика для обучения детей с синдромом
Дауна основам математики. В ее основу
легли игровые моменты. В набор для занятий
входят обычные предметы для обучения,
но в ярком раскрашенном виде: цветные
панельки, карточки.
Яркие краски, которыми расписаны
цифры, привлекают внимание ребенка и
улучшают его восприятие: он может сам
трогать , складывать и вычитать их. Осязаемая
и наглядная математика – самый успешный
метод обучения ребенка с синдромом Дауна.
Выводы по 2 главе.
Родители, как педагоги, играют
самую важную роль. Эффективность обучения
в значительной степени зависит от возраста
ребёнка. Занятия нужно начинать с момента
установления диагноза. Индивидуальная
программа ребёнка должна удовлетворять
как потребностям самого малыша, так и
возможностям его семьи.
Очень важно, чтобы дети с синдромом
Дауна оказывались в таких ситуациях,
которые могут обусловить их успех. Успехи
позволяют детям испытывать очень хорошие
чувства. Правильный побудительный мотив
может обусловить степень усилия, которое
ребёнок приложит, чтобы выполнить задание.
Для эффективного обучения родителям
необходимо с самого начала позитивно
подойти к адаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целенаправленная система социально-педагогических
мероприятий, включение ребенка с синдромом
Дауна в коррекционно-образовательный
процесс с раннего возраста, повышает
уровень развития, способствует социальной
активности ребенка.
Современные исследования показали
наличие глубокой связи между психологической
обстановкой в семье, уровнем взаимодействия
между родителями и ребенком, эффективностью
программ ранней помощи.
На сегодняшний день известны
случаи психолого-педагогической реабилитации
отдельных детей с синдромом Дауна, когда
в результате огромных усилий психологов
и дефектологов они становились полноценными
людьми, обучались в обычных школах и даже
могли получить высшее образование. Это
говорит о том, что работа с такими детьми
— дело небезнадежное, но требующее специальных
знаний и больших душевных, физических
затрат.
Итак, не смотря на генетическую
обусловленность заболевания и отсутствие
эффективного лечения детей с синдромом
Дауна, существует возможность их социальной
адаптации.
При обучении и воспитании ребенка
с синдромом Дауна педагогам и родителям
необходимо опираться на его более сильные
способности, что даст возможность преодолевать
его более слабые качества.
Таким образом, находясь среди
типично развитых сверстников, особый
ребенок получает примеры нормального,
соответствующего возрасту поведения.
Посещая школу и детский сад по месту жительства,
эти дети имеют возможность развивать
взаимоотношения с детьми, живущими по
соседству. Посещение обычной школы является
ключевым шагом к интеграции в жизнь местного
общества и общества в целом.
Благоприятное сочетание компенсаторных
возможностей организма с правильно подобранными
программами на каждом этапе обучения,
эффективными формами её организации
могут в значительной мере, а иногда и
полностью нейтрализовать действие первичного
дефекта на ход психофизического развития
ребенка.
Будущее детей с синдромом Дауна
сейчас обещает больше, чем когда-либо
и многие родители уже справились с теми
проблемами, которые стоят перед ними.
Таким образом, успешность социально-психологической
адаптации детей с синдромом Дауна в семье
зависят от благоприятных социальных
условий и детско-родительских отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменкова В. В. Совместная
деятельность дошкольников как условие
развития познавательной сферы.\\Вопр.
Психологии. – 2003 - №5. С. 60-64.
Астапов В.М. Введение в дефектологию
с основами нейро и патопсихологии. М,
Медицина, 1994.-216 с.
Атлашкина Т. В. Развитие памяти
и интеллекта у детей с задержкой психического
развития. СПб.: Респекс. - 2005. – 384с.
Афонькина Ю, Урунтаева Г. Дидактическая
игра как средство развития произвольной
образной памяти у старших дошкольников.\\
Дошкольное воспитание. - 1992. №1. С.12-22.
Богуславская З. М., Смирнова
Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста.:Книга для воспитателей
детского сада. –М.:Просвещение. - 1991.-207с.
Булкина Т.В. В объятиях ласкового
«дауна»: о детях с синдромом Дауна Фактор.
1998. №8 С. 69-71.
Венгер Л.А. О формировании познавательных
способностей в процессе обучения дошкольников.\\
Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - С.45-49
Волосова Е., Рошкина Г. Что и
почему запоминает ребенок.\\Дошкольное
воспитание, - 2004, -№3, С.30-33.
Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.
Выготский Л.С. Проблеиы дефектологии. - М. 1995. - с.468.