Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:02, доклад
В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.
-снизить
эмоционально-психическое
- восстановить и укрепить общеучебные навыки;
- восполнить пробелы в знаниях;
- придать подростку уверенность в своих силах.
Занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах (два-три человека).
Но даже самый хороший приют - это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи подростку -- устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.
Сотрудники
приюта изучают условия жизни
семьи, ее функциональные способности,
возможность проживания ребенка
в конкретных семейных условиях. Посещение
семьи социальным работником дает возможность
оценить перспективы
1.3 Создание семейных (воспитательных) групп
Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, -- создание семейных (воспитательных) групп.
Сначала
о наличии таких детей
Специалисты
не без оснований считают, что
в идеальном варианте каждый воспитанник
приюта должен пройти через домашнюю
группу, поскольку это один из реальных
и эффективных путей его
Кроме того,
во многих приютах пытаются моделировать
отношения, похожие на домашние. Правда,
это не так просто: сказывается
отсутствие у воспитателей опыта
работы с такой сложной категорией
детей, как социально
Таким образом, деятельность приюта - это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.
1.4 Социально-реабилитационный центр для дезадаптированных детей
Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения -- социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:
* профилактика
безнадзорности
* обеспечение
несовершеннолетним временного
проживания на полном
* обеспечение
доступной и своевременной
Центры рассчитаны на 5-10 тыс. детей и могут включать в себя следующие отделения:
* приемное отделение;
* отделение
диагностики социальной
* отделение
реализации программ
* отделение социально-правовой помощи;
* семейная воспитательная группа.
Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.
В приемном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение. В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.
Ее поэтапное
осуществление осуществляется в
отделении реализации программ социальной
реабилитации. Проводится работа по восстановлению
утраченных связей с семьей и внутри
семьи, оздоровлению системы межличностных
отношений несовершеннолетних, восстановлению
их социального статуса в
Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационара Центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделении образуются реабилитационные группы -- дети в них могут быть разного возраста, но желательно объединять детей со сходным уровнем адаптации для наиболее эффективного использования групповых методик. Оптимальное количество детей для дневного стационара - от 5 до 10, а для круглосуточного - до 7.
Отделение социально-правовой помощи осуществляет:
- защиту
прав и законных интересов
воспитанников, в том числе
находящихся в семейных
- оказывает
содействие органам опеки и
попечительства в дальнейшем
жизнеустройстве воспитанников;
- формирует
банк данных о возможных
- организует
психолого-педагогическую и
И наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.
После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).
Из существующих
в настоящее время типов
Вместе с тем социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому первейшая задача всех социальных работников - оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни.
Цели государственной молодежной политики:
* содействие
социальному, культурному,
* недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
* создание
условий для более полного
участия молодежи в социально-
* расширение
возможностей молодого
* реализация
инновационного потенциала
Государственная
молодежная политика в силу ее комплексного
межведомственного характера
* принцип
участия: привлечение молодых
граждан к непосредственному
участию в формировании и
* принцип
социальной компенсации:
* принцип
гарантий: предоставление молодому
гражданину гарантированного
* принцип
приоритета: оказание предпочтения
общественным инициативам по
сравнению с соответствующей
деятельностью государственных
органов и учреждений при
Основными направлениями осуществления государственной молодежной политики являются:
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
- содействие
предпринимательской
- государственная поддержка молодой семьи;
- гарантированное
предоставление социальных
- поддержка талантливой молодежи;
- формирование условий для физического и духовного развития молодежи;
- поддержка
деятельности молодежных
Социальная защита детей и подростков обусловлена международными обязательствами государств соблюдать Конвенцию о правах ребенка и другими правовыми документами мирового сообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях (сирот и инвалидов), -- принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, обеспечение ребенка продовольствием, гарантии образования и воспитания и другие аспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства - участники международных договоров по правам человека должны строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер.
Социальная
защита молодежи во многих государствах
Западной Европы и США осуществляется
на основе соответствующего законодательства,
деятельности различных социальных
служб, общественных объединений и
гражданских инициатив при
Информация о работе Социально-психологическая помощь дезадаптированным детям и подросткам