Социально-психологическая помощь дезадаптированным детям и подросткам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:02, доклад

Краткое описание

В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

соц-псих.работа с дезадаптированными детьми.docx

— 31.70 Кб (Скачать файл)

  -снизить  эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытом  обучения в школе;

  - восстановить  и укрепить общеучебные навыки;

  - восполнить  пробелы в знаниях;

  - придать  подростку уверенность в своих  силах.

  Занятия здесь проводятся индивидуально  или в микрогруппах (два-три человека).

  Но даже самый хороший приют  - это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи подростку -- устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.

  Сотрудники  приюта изучают условия жизни  семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка  в конкретных семейных условиях. Посещение  семьи социальным работником дает возможность  оценить перспективы возвращения  ребенка в семью. Однако очередной  срыв со стороны родителей может  вернуть ребенка в приют. Если возвращение ребенка в семью  невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы  жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное  сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формой семейного устройства является передача детей под опеку или  на усыновление родственникам, однако последние зачастую не выражают желания  сделать это в силу разных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные и  материальные условия и т.д. Если возвращение в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат.

  1.3 Создание семейных (воспитательных) групп

  Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, -- создание семейных (воспитательных) групп.

  Сначала о наличии таких детей оповещают  через средства массовой информации или специальный банк данных. При  наличии семьи, желающей взять ребенка  на воспитание, тщательно обследуются  ее материально-бытовые условия, после  чего заключается контракт на два  месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается  как структурное подразделение  приюта, а один из родителей оформляется  в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые  рекомендации каждой семье.

  Специалисты не без оснований считают, что  в идеальном варианте каждый воспитанник  приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются  утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации.

  Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние. Правда, это не так просто: сказывается  отсутствие у воспитателей опыта  работы с такой сложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки.

  Таким образом, деятельность приюта - это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

  1.4 Социально-реабилитационный  центр для дезадаптированных детей

  Рассмотрим  технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения -- социально-реабилитационного центра, основными направлениями деятельности которого являются:

  * профилактика  безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной  ситуации в семье ребенка;

  * обеспечение  несовершеннолетним временного  проживания на полном государственном  обеспечении до определения и  осуществления совместно с органами  опеки и попечительства оптимальных  форм жизнеустройства;

  * обеспечение  доступной и своевременной квалифицированной  социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

  Центры  рассчитаны на 5-10 тыс. детей и могут  включать в себя следующие  отделения:

  * приемное  отделение;

  * отделение  диагностики социальной дезадаптации;

  * отделение  реализации программ социальной  реабилитации;

  * отделение  социально-правовой помощи;

  * семейная  воспитательная группа.

  Структурным подразделением социально-реабилитационного  центра может быть социальный приют  для детей и подростков.

  В приемном отделении проводятся первичный  медицинский осмотр и первичная  санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в  стационарное медицинское учреждение. В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

  Ее поэтапное  осуществление осуществляется в  отделении реализации программ социальной реабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных  отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в  получении образования, специальности  и в профориентации.

  Индивидуальная  программа реабилитации реализуется  как в условиях дневного или круглосуточного  стационара Центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделении  образуются реабилитационные группы -- дети в них могут быть разного возраста, но желательно объединять детей со сходным уровнем адаптации для наиболее эффективного использования групповых методик. Оптимальное количество детей для дневного стационара - от 5 до 10, а для круглосуточного - до 7.

  Отделение социально-правовой помощи осуществляет:

  - защиту  прав и законных интересов  воспитанников, в том числе  находящихся в семейных воспитательных  группах;

  - оказывает  содействие органам опеки и  попечительства в дальнейшем  жизнеустройстве воспитанников; 

  - формирует  банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных  семьях;

  - организует  психолого-педагогическую и правовую  подготовку к приему в семью  неродных детей и наблюдает  за адаптацией несовершеннолетних  к новой обстановке.

  И наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.

  После возвращения  детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами  семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

  Из существующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков Центр для несовершеннолетних, имеющий  в качестве подразделения социальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа  дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направление деятельности, безусловно, перспективно в общей системе социально-реабилитационных учреждений, так как на его базе можно целостно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью.

  Вместе  с тем социальная реабилитация подростка  значительно облегчается, если она  протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых  людей. Поэтому первейшая задача всех социальных работников - оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни.

  Цели  государственной  молодежной политики:

  * содействие  социальному, культурному, духовному  и физическому развитию молодежи;

  * недопущение  дискриминации молодых граждан  по возрастному цензу;

  * создание  условий для более полного  участия молодежи в социально-экономической,  политической и культурной жизни  общества;

  * расширение  возможностей молодого человека  в выборе своего жизненного  пути, достижении личного успеха;

  * реализация  инновационного потенциала молодежи  в интересах общественного развития  и самой молодежи.

  Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

  * принцип  участия: привлечение молодых  граждан к непосредственному  участию в формировании и реализации  политики и программ, касающихся  молодежи и гражданского общества  в целом;

  * принцип  социальной компенсации: обеспечение  правовой и социальной защищенности  молодых граждан, необходимой  для восполнения обусловленной  возрастом ограниченности их  социального статуса;

  * принцип  гарантий: предоставление молодому  гражданину гарантированного государством  минимума социальных услуг по  обучению, воспитанию, духовному и  физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и  трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

  * принцип  приоритета: оказание предпочтения  общественным инициативам по  сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий в области молодежной  политики.

  Основными направлениями осуществления  государственной  молодежной политики являются:

  - обеспечение  соблюдения прав молодежи;

  - обеспечение  гарантий в сфере труда и  занятости молодежи;

  - содействие  предпринимательской деятельности  молодежи;

  - государственная  поддержка молодой семьи; 

  - гарантированное  предоставление социальных услуг; 

  - поддержка  талантливой молодежи;

  - формирование  условий для физического и  духовного развития молодежи;

  - поддержка  деятельности молодежных объединений  и содействие международным обменам.

  Социальная  защита детей и подростков обусловлена  международными обязательствами государств соблюдать Конвенцию о правах ребенка и другими правовыми  документами мирового сообщества, регулирующими  положение детей, находящихся в  особо трудных условиях (сирот  и инвалидов), -- принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, обеспечение ребенка продовольствием, гарантии образования и воспитания и другие аспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства - участники международных договоров по правам человека должны строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер.

  Социальная  защита молодежи во многих государствах Западной Европы и США осуществляется на основе соответствующего законодательства, деятельности различных социальных служб, общественных объединений и  гражданских инициатив при поддержке  государственных учреждений и благотворительных  фондов. Для иллюстрации данного  положения воспроизведем основные направления социальной защиты молодежи в ФРГ:

Информация о работе Социально-психологическая помощь дезадаптированным детям и подросткам