Социально-психологическая помощь дезадаптированным детям и подросткам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:02, доклад

Краткое описание

В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

соц-псих.работа с дезадаптированными детьми.docx

— 31.70 Кб (Скачать файл)

  Практическая  работа №3

  Социально-психологическая  помощь дезадаптированным детям и подросткам

  1 Система работы  с дезадаптированными детьми и подростками

  Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков -- это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации -- нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

  В исследовательской  литературе перечисляется  несколько факторов, влияющих на процесс  дезадаптации подростков:

  - наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);

  - психолого-педагогический  фактор (дефекты школьного и семейного  воспитания);

  - социальный  фактор (социальные и социально-экономические  условия функционирования общества);

  - социальная  деятельность самого индивида, т.е.  активно-избирательное отношение  к нормам и ценностям своего  окружения, его воздействию, а  также личные ценностные ориентации  и способность к саморегулированию  своего окружения.

  В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.

  К сожалению, современное состояние российского  общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:

  - чрезмерная  коммерциализация общества;

  - распад  целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство; 

  - социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);

  - сложное  экономическое нравственное положение,  в котором оказалось большинство  семей;

  - криминализация  общества, возрастающее влияние  культа силы;

  - потеря  престижа образования и честного  заработка.

  Эти и  многие другие факторы привели к  переоценке жизненных ценностей, возникновению  нового идеала -- так называемого «нового русского», обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.

  Постоянную  тенденцию к увеличению имеет  социальное сиротство, т.е. ситуация, при  которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и  становятся беспризорниками.

  Однако  социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

  В силу того, что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует  сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального  сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

  Специализированные  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории  детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они  в лучшем случае интересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острейших и трудноразрешимых проблем.

  1.1 Задачи учреждений  для дезадаптированных детей

  Задачами  учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

  * профилактика  безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

  * психолого-медицинская  помощь детям, попавшим по вине  родителей или в связи с  экстремальной ситуацией (в том  числе в связи с физическим  и психическим насилием или  с опасными для жизни и здоровья  условиями проживания) в безвыходное  положение;

  * формирование  у детей и подростков положительного  опыта социального поведения,  навыков общения и взаимодействия  с окружающими людьми;

  * выполнение  попечительских функций по отношению  к тем, кто остался без родительского  внимания и заботы, средств к существованию;

  * психологическая  и педагогическая поддержка, способствующая  ликвидации кризисных состояний  личности;

  * содействие  возвращению в семью;

  * обеспечение  возможности получить образование;

  * забота  о дальнейшем благоустройстве,  месте жительства.

  Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений -- социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

  Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

  * диагностическая  работа;

  * реабилитация, программа которой основана на  данных, полученных после всесторонней  диагностики;

  * постреабилитационная защита ребенка.

  1.2 Приюты для дезадаптированных детей и подростков

  Прежде  всего в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с «трудными»). Различны и их материально-техническая база, возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможными организациями.

  Состав  несовершеннолетних в социальных детских  приютах весьма сложен в социальном и  педагогическом плане  и отличается от такового в детских домах  или школах-интернатах, поскольку:

  * подавляющее  большинство детей уже приобщились  к курению, систематическому употреблению  алкоголя;

  * подавляющее  большинство детей находятся  в кризисном или пограничном  с ним состоянии вследствие  социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

  * почти  у всех детей выявлены различные  хронические заболевания;

  * многие  дети нигде и никогда не  учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные  и бытовые навыки, не сформирован  (или утрачен) опыт жизни в  семье;

  * у многих  детей отмечена задержка психического  развития.

  В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:

  * личного  обращения;

  * направления  органов, осуществляющих социальную  защиту населения;

  * постановления  комиссий по делам несовершеннолетних;

  * заявления  родителей, ходатайства органов  образования, здравоохранения, опеки  и попечительства, органов внутренних  дел;

  * постановления  или определения суда, прокурора  или следственных органов, если  родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве  меры пресечения применено заключение  под стражу.

  Одной из главных задач приютов, в которых  дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра  их отношений с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

  Индивидуальная  программа реабилитации ребенка  создается на основе изучения его  личности и анализа всей доступной  информации (состояние его физического  и психического здоровья, степень  образовательной подготовки и т.д.), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных  мероприятий, но и лечение хронических  заболеваний, которые имеются у  ребенка на момент поступления в  приют.

  Большое значение в реабилитации подростка  имеют психологическая диагностика  и коррекция. Работником приютов  приходится сталкиваться с двумя  главными психологическими проблемами: отставание ребенка в психическом  развитии и преодоление последствий  его психической депривации.

  Естественно, что социальные и психологические  проблемы проявляются у детей  в разной степени и в различных  формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого  ребенка. Специалисты используют два  способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная же реабилитация прежде всего призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.

  Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, -- организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.

  Существует  несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания.

  Один  из них - ориентация на образец, достойный  подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Одна из трудностей при реабилитации подростка - его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. Сегодня в приютах используются несколько вариантов обучения:

  - общеобразовательные дневная и вечерняя школа;

  - ПТУ;

  - классы  выравнивания.

  В ряде приютов обучение осуществляется в  рамках так называемой домашней школы, наиболее оптимальной для  большинства приютских  воспитанников. Её задача:

Информация о работе Социально-психологическая помощь дезадаптированным детям и подросткам