Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:02, доклад
В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.
Практическая работа №3
Социально-психологическая помощь дезадаптированным детям и подросткам
1 Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков -- это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации -- нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:
- наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
- психолого-педагогический
фактор (дефекты школьного и
- социальный
фактор (социальные и социально-
- социальная
деятельность самого индивида, т.е.
активно-избирательное
В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.
К сожалению,
современное состояние
- чрезмерная коммерциализация общества;
- распад
целого ряда социальных
- социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);
- сложное
экономическое нравственное
- криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
- потеря
престижа образования и
Эти и многие другие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению нового идеала -- так называемого «нового русского», обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.
Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся беспризорниками.
Однако социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
В силу того,
что сложившаяся система
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острейших и трудноразрешимых проблем.
1.1 Задачи учреждений для дезадаптированных детей
Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:
* профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
* психолого-медицинская
помощь детям, попавшим по
* формирование
у детей и подростков
* выполнение
попечительских функций по
* психологическая
и педагогическая поддержка,
* содействие возвращению в семью;
* обеспечение
возможности получить
* забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений -- социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.
Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
* диагностическая работа;
* реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
* постреабилитационная защита ребенка.
1.2 Приюты для дезадаптированных детей и подростков
Прежде всего в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с «трудными»). Различны и их материально-техническая база, возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможными организациями.
Состав несовершеннолетних в социальных детских приютах весьма сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах или школах-интернатах, поскольку:
* подавляющее
большинство детей уже
* подавляющее
большинство детей находятся
в кризисном или пограничном
с ним состоянии вследствие
социально-психологической
* почти
у всех детей выявлены
* многие дети нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
* у многих
детей отмечена задержка
В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:
* личного обращения;
* направления
органов, осуществляющих
* постановления
комиссий по делам
* заявления
родителей, ходатайства
* постановления
или определения суда, прокурора
или следственных органов,
Одной из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т.д.), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.
Большое
значение в реабилитации подростка
имеют психологическая
Естественно,
что социальные и психологические
проблемы проявляются у детей
в разной степени и в различных
формах. Соответственно и реабилитация
проводится индивидуально для каждого
ребенка. Специалисты используют два
способа психологической
Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, -- организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.
Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания.
Один из них - ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Одна из трудностей при реабилитации подростка - его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. Сегодня в приютах используются несколько вариантов обучения:
- общеобразовательные дневная и вечерняя школа;
- ПТУ;
- классы выравнивания.
В ряде приютов обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы, наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников. Её задача:
Информация о работе Социально-психологическая помощь дезадаптированным детям и подросткам