Спартанская и афинская системы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 15:35, реферат

Краткое описание

Цель: изучить древнегреческую систему образования.
Задачи:
1.познакомиться со спартанской системой воспитания;
2.рассмотреть афинскую систему воспитания;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Афинская система воспитания………………………………………..4
1.1 Школа в Афинах.…………………………………………………………….4
1.2 Афинское общество и система воспитания………………………………..6
1.3 Недостатки Афинской демократии…………………………………………8
1.4. Античное воспитание по Сократу…………………………………………10
Глава 2. Спартанская система воспитания…………………………………….11
2.1. История Спарты…………………………………………………………….11
2.2. Воспитание Спартанца……………………………………………………..12
2.3. Спартанский полис………………………………………………………….14
2.4 Отличительные особенности……………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиография…………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

спартанская и афинская системы воспитания.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И ИНАУКИ РОССИИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И ИНФОРМАТИКИ 
 

Факультет: «УПРАВЛЕНИЕ И  ПРАВО» 

Кафедра: «ФИЛОСОФИЯ» 
 

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 

На  тему: «Спартанская и афинская системы воспитания». 
 

Выполнил:

студент 1курса

     факультета

 Технология машиностроения

специальность 151001

Анастасий Игорь Александрович 
 

Проверила:

преподаватель кафедры «Философия»

Титкова Ольга Вячеславовна 
 
 
 

Москва  – 2010 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Афинская система воспитания………………………………………..4

1.1 Школа в Афинах.…………………………………………………………….4

1.2 Афинское общество и система воспитания………………………………..6

1.3 Недостатки Афинской демократии…………………………………………8

1.4. Античное воспитание по Сократу…………………………………………10

Глава 2. Спартанская  система воспитания…………………………………….11

2.1. История Спарты…………………………………………………………….11

2.2. Воспитание  Спартанца……………………………………………………..12

2.3. Спартанский полис………………………………………………………….14

2.4  Отличительные особенности……………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….18

Библиография…………………………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

Цель: изучить  древнегреческую систему образования.

Задачи:

1.познакомиться со спартанской системой воспитания;

2.рассмотреть  афинскую систему воспитания;

     В Греции уже в очень ранние времена  большое внимание уделялось образованию  детей. Греки стремились воспитать  человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

     Так как греки уделяли особое внимание воспитанию, это позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид,  Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Воплощением духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия. 

 

    Глава 1. Афинская система воспитания

    1. Школа в Афинах.
 

       Школ  в Афинах много. Но среди них нет  государственных. Школы принадлежат  частным лицам. Закон во времена  Перикла говорит, что дети меньше принадлежат родителям, чем государству, и нельзя позволять родителям  решать – посылать или не посылать детей к учителю. Однако на практике обучение все же не было всеобщим. Платон говорит, что мальчики

посещающие  палестру, в большинстве принадлежит к аристократическим семьям.

       В программу школы входили чтение, письмо, литература, вокальная и инструментальная музыка, физическая тренировка, арифметика и рисование. Сперва писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки (стиля), другим концом затирали, если написано неверно, и опять сглаживали воск на дощечке. Существовали специальные азбучные пластинки из глины с написанными на них слогами . Постепенно дети приучаются точно копировать образцы письма, полученные от учителя. Тогда дощечка заменяется папирусом, а стиль – тростниковым пером. Чернила, которыми он пользуется, чрезвычайно прочны. Перед употреблением их нужно растирать в воде.

       Арифметика  преподавалась наглядно.  С помощью яблок, пальцев и других пособий. Больше всего помогала абака – род счетной доски, с углублениями, разграничивавшими единицы, десятки и сотни. В углублениях располагали камешки, имеющие то или иное номинальное значение и с ними наглядно производились арифметические действия не только с целыми числами, но и дробями.

       Приходили в школу рано - с восходом солнца, и оставались до заката. Взрослым не позволялось, не только входить в школу, но даже бродить около нее, за исключением тех случаев, когда они приглашались на школьные праздники, которые устраивались периодически в честь Муз или Гермеса, покровителя красноречия. Исключения делалось только для сына, брата и зятя владельца школы. Каникулы в греческой школе были ранней весной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Афинское общество  и система воспитания. 

     Афинская  демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

     В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-Воспитательного обучения и становился полноправным гражданином.

     Несмотря  на большое внимание,  физическому  Воспитанию и изучению боевых искусств в Афинских школах  огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо  грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка  и графика.

     Наиболее  существенными правами гражданина были права на свободу и независимость  от какого-либо другого человека, право  на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д.  Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.

     Народное  собрание было важнейшим государственным  органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные  законы, утверждалось объявление войны  и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона Для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания.

     Наряду  с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация  работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между  заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов.

     Афинская  демократия заботилась об образовании  и Воспитании граждан. Начиная с  Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина. 
 
 
 

       1.3. Недостатки Афинской демократии 

     Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.

     IV в до н.  э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ,  хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике,  у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Сократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов,  и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также  лишь  на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов  общества.  Характерно, что  обращенное к широким массам искусство театра,  получившее столь явное развитие в Афинах V в.  до н.  э.,  уже не играло в  следующем столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив,  поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в.  до н.  э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным  образцом  литературного  мастерства,  правильности, чистоты и красоты стиля.  Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная  именами Платона и Аристотеля. 

     Любопытно, что все греческое образование  построено на передаче будущему гражданину ряда навыков, которые ему понадобятся  опять же для личного участия  в общественных делах. Это подразумевает Воспитание не профессионала в какой-либо области, а личности. Показательно, что часть навыков передается ребенку рабом, т.е. заранее не программируется их употребление по определенному образцу (ведь раб не мог быть образцом жизни для гражданина). В качестве важнейшего фактора общественной жизни личные способности граждан выделяет в своей речи Перикл. Солон проведенные им реформы оценивает  как свое личное достижение.  

     Чтобы защитить свои интересы, члену полиса приходится считаться с многоплановостью условий гражданской деятельности. 

     Перед лицом закона все граждане находились в равном положении, в частные  же дела государство не вмешивалось. Защитить собственные интересы, не участвуя в политической борьбе, не представлялось возможным. Сама же политическая борьба происходила на фоне единых полисных установлений, выражающих интересы всех граждан, объединенных законом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Античное воспитание по Сократу 

     Античное  воспитание - это воспитание по Сократу,  философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений.  Этому  принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников. Сократ не писал книг,  считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом,  а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу,  состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое позорное невежество  - «воображать что знаешь то,  чего не знаешь».  Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били.  Ученики возмущались и спрашивали,  почему учитель не отвечает тем же.  Сократ отвечал:  «Разве я потащу в суд осла,  если он  меня лягнул?».

     «Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо Воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых», - откуда делались и политические выводы: руководство государством - это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Спартанская и афинская системы воспитания