Спартанская и афинская системы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 15:35, реферат

Краткое описание

Цель: изучить древнегреческую систему образования.
Задачи:
1.познакомиться со спартанской системой воспитания;
2.рассмотреть афинскую систему воспитания;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Афинская система воспитания………………………………………..4
1.1 Школа в Афинах.…………………………………………………………….4
1.2 Афинское общество и система воспитания………………………………..6
1.3 Недостатки Афинской демократии…………………………………………8
1.4. Античное воспитание по Сократу…………………………………………10
Глава 2. Спартанская система воспитания…………………………………….11
2.1. История Спарты…………………………………………………………….11
2.2. Воспитание Спартанца……………………………………………………..12
2.3. Спартанский полис………………………………………………………….14
2.4 Отличительные особенности……………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиография…………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

спартанская и афинская системы воспитания.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

     Глава 2.Спартанская система  воспитания.

     2.1 История Спарты

     Спарта, главный город области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта.

     В Спарте все наиболее плодородные  земли были  разделены в соответствии с числом полноправных граждан на 9000 наделов и розданы спартиатам во временное владение. 

     Их  нельзя было дарить, дробить, завещать, после смерти спартиата они возвращались государству. Для Спарты характерны стремление к полному равенству,  презрение к роскоши, суровая  система Воспитания,  запрещение  гражданам  заниматься  земледелием, ремеслом и торговлей,    пользоваться  золотом  и  серебром, ограничение  контактов  с  внешним  миром.    Все  это  было зафиксировано в законах Ликурга (IX в.  до н.э.).  Спартиаты коллективно эксплуатировали порабощенное население - илотов.  На каждый надел земли приходилось  несколько  семей  илотов, которые были обязаны раз в год  платить  натуральный  оброк, равный примерно 1/6 - 1/7 урожая.

 Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы (отсутствие свободы в выборе профессии, обязательное участие в совместных трапезах - сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом и серебром, запрет на использование при строительстве дома каких-либо инструментов, кроме топора и пилы и т.д.), в брачно-половые отношения (узаконенные пережитки кросс-кузенного брака и др.) и Воспитание детей (уничтожение слабых младенцев; строжайшее Воспитание в "стадах" - агелах с семилетнего возраста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена интересам государства.  
 

2.2. Воспитание Спартанца 

Чтобы удержать свое положение в государстве, спартиаты ощущали необходимость  в большой регулярной армии. Государство  контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти.

С семилетнего возраста дети жили  отдельно от родителей в специальных лагерях под пристальным взглядом  суровых наставников.

С 7 до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали  себя в гимнасиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось  пребывание в эфебии — общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.

Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и  копья. Сообщается, что Ликург якобы  ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей.

     Основным  предметом если можно так сказать  в спартанских школах была Физическая культура и  различные  способы выживания   и боевых единоборств. Математика и гуманитарные науки также преподавались, но они не были "профилирующими" предметами. Так что по сравнению с жителями Афин  молодые спартанцы выглядели простыми "солдафонами".  

     В рамках института воспитания в Спарте  приобретает существенно социальный характер. Оно включается в обязательный, регламентированный тип поведения, отмеченный “сдержанностью”, которую молодой человек должен проявлять во всем: в поведении, в походке, в разговоре, в присутствии женщин или старших, на народном собрании (агора); помимо этого он должен быть сдержан в удовольствиях и питье. Ксенофонт сравнивает молодого спартанца  со статуей девственницы. Достоинство поведения имеет институциональное значение; оно выявляет нравственную и психологическую установку, которая налагается как обязательная: будущий гражданин должен быть приучен владеть своими страстями, эмоциями и инстинктами. Таким образом, воспитание подчиняет отношения каждого человека с другими людьми общей модели, отвечающей образу “политического человека”, созданного полисом. По своей сдержанности поведение гражданина одинаково далеко отстоит как от свойственной обывателю развязности, шутовской пошлости, так и от снисходительности.

     новый стиль человеческих отношений подчинен тем самым нормам контроля, равновесия, умеренности, которые выражены в принципах: “познаний самого себя”, “ничего слишком”, ”умеренность превыше всего”. Роль мудрецов состоит в том, чтобы в своих афоризмах или поэмах выявлять и словесно выражать ценности, оставшиеся в большей или меньшей степени невыраженными в поведении и общественной жизни граждан. Включив нравственную проблематику в политический контекст, мудрецы связали ее с развитием общественной жизни. Своей законодательной деятельностью они стремились положить конец гражданским распрям. Кроме того, в исторических условиях социальных конфликтов и столкновений различных общественных групп они выработали соответствующую этику и определили обстоятельства, позволяющие установить порядок в полисе.  
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Спартанский полис. 

     Спарта, несмотря на всю свою специфику, обладала важнейшими атрибутами полиса, сближавшими ее с Афинами и другими греческими городами-государствами (античная форма собственности, категория гражданства, выборность должностных лиц, отсутствие деспотии, особая система идейных и культурных ценностей гражданской общины и т.д.).

      Этот  полис являлся совокупностью 5 поселений, расположенных на Пелопоннесе (области  Лакония и Мессения). Здесь преобладало сельское хозяйство и были слабо развиты ремесло и товарно-денежные отношения. В ремесле же процветали только те отрасли, которые были связаны с военным делом. Внешняя торговля фактически находилась под запретом 

     Завоеванием Мессении спартанцы сами поставили  себя в условия, когда именно эти  качества стали главным залогом  выживания общины перед лицом постоянной угрозы со стороны соседей и живущих на завоеванных землях многочисленных илотов.

     Всякий  полис, как известно, был основан  на сочетании коллективистских (общинных) и индивидуалистских начал. Но если в Афинах со временем резко выросла роль частной инициативы, процветавшей в условиях открытости, демократизации политического строя, расцвета культуры, бурного развития мореплавания, ремесел и торговли, то в Спарте маятник качнулся в противоположную сторону - в сторону закрытости, натурализации хозяйства, милитаризации и "коллективизации" всех сторон жизни. Афины и Спарта, таким образом, представляют собой лишь как бы две крайние точки в движении одного и того же "полисного" маятника.

     По  всей видимости, в Спарте решающую роль в становлении нового мышления сыграл военный фактор. В VII в. до н.э. Спарта еще не была тем государством, своеобразие которого в дальнейшем вызовет у других греков удивление, смешанное с восторгом. Она еще находилась во власти общих тенденций развития цивилизации, закрепляющих за аристократией право на роскошь и более утонченную жизнь, и поиски прибыльных предприятий. Между VII и VI в. до н.э. произошел слом сложившейся системы. Спарта замкнулась от внешних вхождений, закостенела в военном режиме. Она не только отвергла выставление напоказ богатства, но прекратила всякий обмен с заграницей в области торговли и ремесельной деятельности; она запретила употребление драгоценных металлов, золотых и серебряных монет. Оставшись в стороне от великих интеллектуальных преобразований, ныне она пренебрегает тем, чем славилась раньше, — письменностью и искусством.

     Общественные  и политические преобразования, которые  в Спарте имели своим следствием создание новой военной техники  и которые привели к образованию  полиса гоплитов, в институциональном плане реализовали ту потребность в уравновешенном и упорядоченном с помощью закона человеческом мире, которую мудрецы в тот период сформулировали в чисто концептуальном плане.

      Государство Лакедемон возглавляли два царя, которые выполняли функции военачальников, судей и жрецов. Они были старше 60 лет, так как спартиаты считали, что только возраст приносит мудрость и опыт. Цари входили в совет старейшин, или герусию (от греч. geron — старейшина). Герусия, члены которой (30 человек) избирались Народным собранием пожизненно, руководила всеми делами спартанского полиса — финансовыми, судебными и военными. Существовало в Спарте и Народное собрание, но, в отличие от афинского, оно проводилось от случая к случаю и не обсуждало вопросы, а только голосовало по ним. Участвовали в голосовании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Исключительное положение в Спарте занимала и коллегия 5 надзирателей, или эфоров. Эфоры ведали гражданской юрисдикцией, осуществляли контроль за деятельностью герусии и Народного собрания, вели надзор за нравами в обществе. Стремление к самоизоляции привело к усилению консервативных тенденцийв развитии спартанского полиса, имевшего, в сущности, олигархический характер.

      Таким образом, в политическом плане полис  представлял собой простую и вместе с тем весьма эффективную форму государственности — республику, в которой существовали три формы народного представительства — собрание, совет и суд присяжных. В социальном плане полис состоял из полноправных граждан, наделенных определенными правами и обязанностями. Поэтому современные ученые определяют греческий полис как гражданскую общину античного типа. Причем гражданский статус в полисном государстве был напрямую связан с владением землей. Она являлась не только источником доходов, но и показателем общественного положения гражданина. Граждане-земледельцы составляли костяк полисного ополчения, формировавшегося на принципе самоэкипировки и самообеспечения.

     Спартанское государство больше не образует, как  в микенских царствах, пирамиду, вершиной которой является царь. Все, кто, пройдя школу военной муштры и претерпев целый ряд связанных с ней испытаний и инициаций, стали обладателями земельного надела и участниками совместных трапез, занимают один общественный уровень, типичный для города-государства. Общественный порядок не зависит более от государя, не связан с всевластием исключительной личности и ее административной деятельностью. Скорее наоборот, этот порядок регламентирует власть отдельных лиц, индивидов, кладет предел их воле и стремлениям. Когда речь идет о власти, порядок ставится во главу угла: принадлежит исключительному закону. Любой человек или группа людей, стремящиеся утвердить за собой монополию на закон, тем самым ставят под угрозу равновесие других сил, согласие социального организма, а тем самым и само существование города-государства.  
 
 
 
 

     2.4 Отличительные особенности   

       Дух постоянного развития и совершенствования  составлял основу жизни афинян; характерной  чертой спартанцев, напротив, служил консерватизм. Они вечно чего-то опасались, жили в постоянной тревоге и беспокойстве за свой существующий строй. Их политика была стеснительная и недоверчивая. Как личная, так и общественная жизнь в Афинах были гораздо шире, многообpазнее и непринужденнее, нежели в Спарте. Интересы афинян не были такими узкими и ограниченными, а патриотизм — таким исключительным, какими они были у спартанцев. Отличительной чертой  жизни было то, что выдающиеся люди, как бы серьезно они не относились к своему делу, никогда не замыкались в узких его пределах. Они действовали, стоя в центре духовной жизни своего народа, и это мешало установиться пагубному разладу между сферой гражданской жизни и сферой науки и искусства. Государственные люди того времени являются философами и поэтами, и, наоборот, очень часто можно видеть поэта и философа в pоли полководца или миpного госудаpственного деятеля. Hичего подобного не было у спаpтанцев.

     Весьма  интересно то, что сложившаяся  разница между двумя полисами прекрасно осознавалась уже современниками.

 

      Заключение 

     Завершая  работу над рефератом можно прийти к выводу, что в Древней Греции  выделялись  две системы воспитания, Афинская - эстетическая и Спартанская – военная. Древние Спартанцы и Древние Афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.

     В Афинах государственный аппарат  через законы и пропаганду нравственных устоев жизни создавал атмосферу  нетерпимости к людям безответственно  относящимся к своим гражданским  обязанностям. Холостяки не создавшие  семью к 35 годам был, по сути, изгоями общества. Детей должны были воспитывать родители и нести ответственность перед обществом за их воспитание. Человек, безответственно относящийся к воспитанию детей, чувствовал себя неуютно. Наоборот, слава ждала родителей, воспитавших достойных граждан.

     В Спарте государство также создавало  невыносимые условия жизни для  не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью  в положенное время. Но в Спарте, в отличие от Афин, государство  брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек с семилетнего возраста.

Информация о работе Спартанская и афинская системы воспитания