Специфика работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 17:11, реферат

Краткое описание

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «одаренные дети» 5
2. Признаки и виды одаренных детей. Критерии выявления детской одаренности 6
3. Специфика работы с одаренными детьми 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 39.98 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Понятие «одаренные дети» 5

2. Признаки и виды одаренных детей. Критерии выявления детской одаренности 6

3. Специфика работы с одаренными детьми 10

Заключение 15

Список  использованной литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Система развития одаренности ребенка  должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный  возрастной период. Детский возраст  – период становления способностей, личности и бурных интегративных  процессов в психике. Уровень  и широта интеграции характеризует  формирование и зрелость самого явления  – одаренности. Их интенсивность  или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Основываясь на этих данных, можно  утверждать, что тема данного реферата является очень актуальной.

Объектом реферата является изучение понятия «одаренные дети».

Предметом реферата являются особенности  работы с одаренными детьми.

Задачи реферата:

  1. Дать определение понятию «одаренные дети»;
  2. Изучить критерии отбора одаренных детей и проблемы, с которыми они сталкиваются;
  3. Изучить специфику работы с одаренными детьми.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

  1.  Понятие «одаренные дети»

 

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других:

- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

-  совокупность задатков, природных  данных, характеристика степени  выраженности и своеобразия природных  предпосылок способностей;

- талантливость, наличие внутренних  условий для выдающихся достижений  в деятельности [5, с. 56].

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Большинство психологов рассматривает  креативность (творческий потенциал) человека, как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного (последовательного мышления), причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче [2, с. 47].

 

  1. Признаки и виды одаренных детей. Критерии выявления детской одаренности

 

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.

Признаки одаренности – это  те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его  реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в  ее определении и связаны с  высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий  деятельности. Способы деятельности  одаренного ребенка обеспечивают  ее особую, качественно своеобразную  продуктивность. При этом выделяются  три основных уровня успешности  деятельности, с каждым из которых  связана своя специфическая стратегия  ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности  и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение  новых способов деятельности  в условиях поиска решения  в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности  за счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому  видению ситуации и объясняющее  появление, на первый взгляд, неожиданных  идей и решений [6, с. 157].

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к  тем или иным занятиям или  сферам деятельности, чрезвычайно  высокая увлеченность каким-либо  предметом, погруженность в то  или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность,  любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой  и неопределенной информации, неприятие  стандартных, типичных заданий  и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам  собственного труда, склонность  ставить сверхтрудные цели, стремление  к совершенству [6, с. 160].

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик  одаренности предполагает выделение  различных качественно своеобразных видов одаренности в связи  со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик  одаренности позволяет описать  степень выраженности психических  возможностей человека.

Среди критериев выделения  видов одаренности можно выделить следующие:

1. Вид деятельности и  обеспечивающие ее сферы психики;

2.Степень сформированности;

3.Форма проявлений;

4. Широта проявлений в различных видах деятельности;

5. Особенности возрастного развития;

Выявление одаренных детей - продолжительный  процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная  идентификация одаренности посредством  какой-либо одноразовой процедуры  тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Проблема выявления одаренных  детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания  разных сторон поведения и  деятельности ребенка, что позволит  использовать различные источники  информации и охватить как  можно более широкий спектр  его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое  во времени наблюдение за поведением  данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех  сферах деятельности, которые в  максимальной мере соответствуют  его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного  ребенка экспертов: специалистов  высшей квалификации в соответствующей  предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности  ребенка не только по отношению  к актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития;

7) преимущественная опора на  экологически валидные методы  психодиагностики, имеющие дело  с оценкой реального поведения  ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов  деятельности, наблюдение, беседа, экспертные  оценки учителей и родителей,  естественный эксперимент.

Процесс установления одаренности  нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности [3, с. 18-20].

 

  1. Специфика работы с одаренными детьми

 

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может  быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:

Информация о работе Специфика работы с одаренными детьми