Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 17:11, реферат
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
Введение 3
1. Понятие «одаренные дети» 5
2. Признаки и виды одаренных детей. Критерии выявления детской одаренности 6
3. Специфика работы с одаренными детьми 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида, Центров развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
в) систему дополнительного
г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования [1, c. 112].
Формы обучения одаренных детей:
1. Формы обучения детей в
Обучение одаренных детей в
условиях общеобразовательной школы
должно проходить на основе принципов
индивидуализации и дифференциации
учебно-воспитательного
2. Формы обучения детей в
Дополнительное образование
Индивидуально-личностная основа деятельности
учреждений этого типа позволяет
удовлетворять запросы
В системе дополнительного
1) обучение индивидуальное или
в малых группах по программам
творческого развития в
2) работа по исследовательским
и творческим проектам в
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
3. Формы обучения в условиях школ, ориентированных на работу с одаренными детьми
Если целесообразность обучения детей со специальными видами одаренности в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей (умственной) одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. При принятии решения о создании особых школ и классов следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей.
Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью (и некоторыми видами специальной одаренности, например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Эти требования сформулированы с учетом выделения наиболее общих психологических особенностей интеллектуально одаренных детей, а также целей обучения, предъявляемых обществом к этой категории детей. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.
Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:
1) включать изучение широких
(глобальных) тем и проблем, что
позволяет учитывать интерес
одаренных детей к
2) использовать в обучении
3) предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
4) в максимальной мере учитывать
интересы одаренного ребенка
и поощрять углубленное
5) поддерживать и развивать
6) обеспечивать гибкость и
7) предусматривать наличие и
свободное использование
8) включать качественное
9) обучать детей оценивать
10) способствовать развитию
11) включать элементы
Таким образом, при изучении различных
подходов в работе с одаренными учащимися,
следует отметить, что перспективными
для развития ребенка являются комплексные
использования различных форм работы,
методов диагностики
Заключение
Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности. При всем этом не надо забывать, что одаренные дети, как часть социума, сталкиваются и с определенными трудностями.
Целый ряд психологических
Наиболее часто встречаются проблемы:
- общения, социального
- дислексия - слабое развитие речи,
- эмоционального развития,
- дисинхронизация развития,
- физического развития,
- саморегуляции,
- отсутствие творческих
- трудность профессиональной
- дезадаптации.
С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.