Специфика работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 17:11, реферат

Краткое описание

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «одаренные дети» 5
2. Признаки и виды одаренных детей. Критерии выявления детской одаренности 6
3. Специфика работы с одаренными детьми 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 39.98 Кб (Скачать файл)

а) систему дошкольных образовательных  учреждений, в первую очередь детских  садов общеразвивающего вида, Центров  развития ребенка, в которых созданы  наиболее благоприятные условия  для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;

б) систему общеобразовательных  школ, в рамках которых создаются  условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных  потребностей одаренных детей и  позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

г) систему школ, ориентированных  на работу с одаренными детьми (в  том числе лицеев, гимназий, нетиповых  образовательных учреждений высшей категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования [1, c. 112].

Формы обучения одаренных детей:

1. Формы обучения детей в условиях  общеобразовательной школы

Обучение одаренных детей в  условиях общеобразовательной школы  должно проходить на основе принципов  индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

2. Формы обучения детей в системе  дополнительного образования

Дополнительное образование предоставляет  каждому ребенку возможность  свободного выбора образовательной  области, профиля программ, времени  их освоения, включения в разнообразные  виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет  удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования  могут быть выделены следующие формы  обучения одаренных детей:

1) обучение индивидуальное или  в малых группах по программам  творческого развития в определенной  области;

2) работа по исследовательским  и творческим проектам в режиме  наставничества (в качестве наставника  выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист  высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов,  фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические  конференции и семинары.

3. Формы обучения в условиях  школ, ориентированных на работу  с одаренными детьми

Если целесообразность обучения детей  со специальными видами одаренности  в специальных школах и классах  не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных  классов и школ для обучения детей  с общей (умственной) одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. При принятии решения о создании особых школ и классов следует  исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного  обучения одаренных детей.

Учебные программы, ориентированные  на обучение одаренных детей с  общей (умственной) одаренностью (и  некоторыми видами специальной одаренности, например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Эти требования сформулированы с учетом выделения  наиболее общих психологических  особенностей интеллектуально одаренных  детей, а также целей обучения, предъявляемых обществом к этой категории детей. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду  на решение актуальных проблем современной  цивилизации.

Программы обучения для интеллектуально  одаренных детей должны:

1) включать изучение широких  (глобальных) тем и проблем, что  позволяет учитывать интерес  одаренных детей к универсальному  и общему, их повышенное стремление  к обобщению, теоретическую ориентацию  и интерес к будущему;

2) использовать в обучении междисциплинарный  подход на основе интеграции  тем и проблем, относящихся  к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление  одаренных детей к расширению  и углублению своих знаний, а  также развивать их способности  к соотнесению разнородных явлений  и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

3) предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

4) в максимальной мере учитывать  интересы одаренного ребенка  и поощрять углубленное изучение  тем, выбранных самим ребенком;

5) поддерживать и развивать самостоятельность  в учении;

6) обеспечивать гибкость и вариативность  учебного процесса с точки  зрения содержания, форм и методов  обучения, вплоть до возможности  их корректировки самими детьми  с учетом характера их меняющихся  потребностей и специфики их  индивидуальных способов деятельности;

7) предусматривать наличие и  свободное использование разнообразных  источников и способов получения  информации (в том числе через  компьютерные сети);

8) включать качественное изменение  самой учебной ситуации и учебного  материала вплоть до создания  специальных учебных комнат с  необходимым оборудованием, подготовки  специальных учебных пособий,  организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

9) обучать детей оценивать результаты  своей работы с помощью содержательных  критериев, формировать у них  навыки публичного обсуждения  и отстаивания своих идей и  результатов художественного творчества;

10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных  особенностей других людей;

11) включать элементы индивидуализированной  психологической поддержки и  помощи с учетом индивидуального  своеобразия личности каждого  одаренного ребенка [4].

Таким образом, при изучении различных  подходов в работе с одаренными учащимися, следует отметить, что перспективными для развития ребенка являются комплексные  использования различных форм работы, методов диагностики одаренности  и развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

 

Заключение

 

Детская одаренность - сложное и  многоаспектное явление. Существует множество  подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость  в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности. При всем этом не надо забывать, что одаренные дети, как часть социума, сталкиваются и с определенными трудностями.  

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом  гораздо более благополучны, чем  другие дети: не испытывают проблем  в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой  обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного  личностного и профессионального  самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются  их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий  для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются  проблемы:

- общения, социального поведения,

- дислексия - слабое развитие речи,

- эмоционального развития,

- дисинхронизация развития,

- физического развития,

- саморегуляции,

- отсутствие творческих проявлений,

- трудность профессиональной ориентации,

- дезадаптации.

С учетом вышесказанного, все формы  работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка  и ориентироваться на эффективную  помощь в решении его проблем.

Список  использованной литературы

 

  1. Василькова Ю.В. Методики и опыт работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
  2. Вопросы психологии. - №1, 1996. – 90 с.
  3. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – СПб: Речь, 2009. – 160 с.
  4. Работа с одаренными детьми // Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru.
  5. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
  6. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты / под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368 с.

 


Информация о работе Специфика работы с одаренными детьми