Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 12:52, курсовая работа
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:
биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.[
ВВЕДЕНИЕ.3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ СПОСОБНОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ. 6
СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 16
ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 32
Развивающий этап. 35
Завершающий этап. 41
Подведение итогов. 42
ЛИТЕРАТУРА. 44
Театр “Рукавичка”.
Форма игры в театр определяет
целенаправленное развитие чувственной
сферы детей. Представляя тот или иной
персонаж в различных ситуациях, ребята
огорчаются, радуются, веселятся, сердятся,
негодуют - эмоционально осваивают мир
отношений и формы их проявления, что способствует
более глубокому пониманию духовных связей
в реальной жизни. Кроме того используя
народные литературные произведения,
мы тем самым приобщаем детей к национальной
культуре, русскому фольклору.
Цель работы - обучение выразительному
чтению на основе подражания, многократного
перечитывания, развития памяти, речи,
простейших движений, умения говорить
перед аудиторией.
Деятельность ребенка ориетирована
на образец. В процессе общения воспитатель-
взрослый своим примером обучает речи,
движению, поведению, оказывает неназойливую
помощь если дети что-то забыли. Основа
поведения взрослого - доброжелательность,
разумность, спокойствие и заинтересованное
участие.
Данный вид деятельности очень
удобен не только для внеклассной работы,
но и как форма проведения уроков чтения,
литературы.
Реквизит (куклы-рукавички)
- это опора для воссоздающего воображения,
понимания характера персонажа, предпосылка
к раскрепощению чувств, движений, к свободе
речи. Привлекает и значительная простота
в изготовлении самих кукл, можно отыскать
старые перчатки, варежки, а уж на их основе
с помощью кусочков материи, разноцветной
бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц
и фантазии можно сделать и детку с бабкой,
и мышку, и лису, и собачку и т. д.
Для постановки я взяла русскую
народную сказку “Петух и собака”. Сказка
рассказывается от лица Петрушки в ярморочном
балагане.
Петух и собака.
Русская народная сказка.
Петрушка.
Эй, белобрысый с первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я - Петрушка!
Остер колпачок.
Еще острее язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над
вами,
Да так, что расхохочетесь сами.
Жил старичок со старушкой,
и жили они в большой бедности... У них только
и было, что петух да собака, да и тех они
плохо кормили. Вот собака и говорит петуху.
Собака.
Давай, брат Петька пойдем в
лес: здесь нам житье плохое.
Петрушка.
Вот и пошли они куда глаза глядят.
Побродили целый день. Стало смеркаться
- пора на ночлег приставать. Зашли они
с дороги в лес и выбрали большое дуплистое
дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла
в дупло - и заснули. Утром, только что заря
стала заниматься, петух и закричал.
Петух.
Ку-ка-ре-ку!
Петрушка.
Услыхала петуха лиса; захотелось
ей петушьим мясом полакомиться. Вот она
подошла к дереву и стала петуха расхваливать.
Лиса.
Вот петух так петух! Такой птицы
я никогда не видывала: и перышки-то какие
красивые, и гребень-то какой красный,
и голос-то какой звонкий! Слети ко мне,
красавчик!
Петух.
А за каким делом?
Лиса.
Пойдем ко мне в гости: у меня
сегодня новоселье, и про тебя много горошку
припасено.
Петух.
Хорошо. Только мне одному идти
никак нельзя: со мной товариш.
Лиса.
Вот какое счастье привалило!
(В сторону и тихо.) Вместо одного петуха
будет два.
Где же твой товарищ? Я его в
гости позову.
Петух.
Там, в дупле ночует.
Петрушка.
Лиса кинулась к дуплу, а собака
ее цап!..
Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
В руках - лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Завершающий этап.
Как заключительный этап работы,
я провела классное сочинение, рассчитанное
на два часа работы. Тема звучала так: ”Письмо
из будущего”. Вступительная беседа: Настанет
время, когда мы все, ребята, вырастете,
закончите школу и разлетитесь кто куда.
Многие из вас уже сейчас знают кем они
хотят стать в будущем, есть и те, кто еще
не выбрал профессию. У вас еще есть время
это сделать. Кто хочет поделиться своими
планами на будущее?..
Я желаю вам, чтобы все мечты
осуществились. Но давайте подумаем вот
о чем. О том первом человеке, кто распахнул
перед тобой дверь в огромный мир знаний,
понятий, умений - это первый учитель. Как
не справедливо порой забывают о нем многие,
лишь закончив школу, а ведь в каждом из
вас есть частичка его доброты, неусыпного
внимания. Я думаю, что вы поступите иначе,
будете навещать, писать письма своей
учительнице. Так давайте сегодня потренируемся
и напишем первое из этих писем. Для этого
нужно лишь представить как-будто вы все
уже взрослые, давно закончили школу, у
каждого своя любимая работа, своя жизнь,
о которой вам бы и хотелось рассказать
в письме.
Давайте вместе вспомним с чего
начинаются все письма? Конечно, с приветствия.
А что потом обычно пишут? Рассказывают
о себе, о своих друзьях, общих знакомых.
И заканчивают письмо прощанием. Итак,
у нас получился такой план: Приветствие.
Рассказ о себе.
Рассказ об одноклассниках.
Прощание.
Первый час работы дети пишут
сочинение на черновик, проверяют, дорабатывают,
а второй час переписывают, предварительно
проверив орфографические ошибки.
Сразу хочу сказать, что работа
получилась интересная. Ребята отнеслись
к ней творчески. Я не ожидала, что дети
так по взрослому распланируют свою жизнь
(“...Я женат. У меня два сына Рома и Дима.
Моя жена работает секретарем. Дима учится
в пятом, а Рома - во втором. Мне двадцать
девять лет, а жене двадцать семь...”(Новоселов
Глеб), “...Я вышла замуж за красивого, умного
и милого человека, как я и мечтала, его
зовут Игорь...”(Шагина Ольга)и т. д.) Заинтересовало
меня сочинение Алисы Гомзяковой. Прочитав
его внимательно, видно, девочке часто
бывает не интересно на уроках в силу того,
что ее интеллектуальные запросы выше
уровня знаний получаемых в школе.
Хочу отметить работу Ани Романовой.
Сквозь строки ее письма сквозит неподдельным
страданием ребенка от изолированности
в коллективе. Мои собственные наблюдения
еще больше укрепили эти выводы. Этой девочке
органически необходимо постоянно быть
в центре внимания учителя, взрослых. Она
добивается этого любой ценой. Естественно,
что такое ее поведение отталкивает друзей,
создавая социальный вакуум вокруг нее.
Подведение итогов.
Постоянные наблюдения за работой
учителя, класса, сравнение стилей преподавания
учителей в других классах позволило мне
сделать следующие выводы. Вне зависимости
от системы обучения (Занковская ли это
система или Давыдова, Эльконина, традиционная
ли) огромна роль в развитии детей самого
учителя, особенно в младших классах. В
этот период для ребенка еще не так важен
социальный статус среди товарищей, как
реакция на его деятельность взрослых:
родителей и на втором, не менее важном
месте, учителя. Хочу привести цитату Л.
Н. Толстого: ”Воспитание есть воздействие
на сердце тех, кого мы воспитываем.” Таким
образом, практически в руках учителя
оказываются детские души. Ребенок безотчетно
доверяет взрослым, он следит за их реакцией.
Например, я столкнулась с такой ситуацией.
Ученик один раз набрался смелости и высказал
на уроке какую-то свою мысль, а учитель
пришел в восторг от этого. Дальше этот
ребенок уже старался как можно чаще выступать
со словами: а мое мнение....,я не согласен
с....., я считаю так..... И все бы было прекрасно,
если бы ребенок понимал разницу между
тем, что он говорит и для чего. Постепенно
для него уже перестал иметь значение
смысл произносимого, его волновало только
одобрение учителя, его похвала. Так, говоря
о честности и дружбе на уроке чтения,
мальчик рассуждал, не пропуская эти понятия
через свою душу, как будто его попросили
объяснить правило по русскому языку.
И такие случаи не единичны.
Так же важен стиль преподавания
учителя. Считается, что существует два
типа учителей: “развивающие” и “ обучающие”.
“Развивающий” учитель акцент в своей
работе прежде всего делает на развитие
процессов психики (мышление, память, внимание,
воображение и т. д.). Меньшее значение
имеет количество выполненных заданий,
чем качество творческой работы. “Обучающие”
учителя большее внимание уделяют показательной
стороне обучения, высокие результаты
учебной деятельности (техника чтения,
контрольные срезы), меньше работы ведется
на развитие творчества.
К сожалению, даже самые полные
и эффективные методики лишь инструмент
в руках учителя. Лишь умело используя
их, можно добиться высоких результатов.
Так стиль учительницы класса, в котором
я проходила практику, “обучающий”. Дети
показывают отличные результаты на контрольных
работах ( в среднем только одна, две тройки
на весь класс, большая половина пятерки),
техника чтения превосходит все самые
смелые ожидания (120-160 слов в минуту). Однако
такие успехи стоили детям огромных усилий.
В первом классе дети имели по несколько
тетрадей: одна для работы в классе, другая
для работы над ошибками, третья тетрадь
“для показа”. По четыре, пять номеров
домашнего задания каждый день, конечно,
не могли не поднять общую успеваемость.
Но ребенку, который еще не достаточно
умело держит ручку в руках, такая нагрузка
часто не по силам. Кроме того, нужно учитывать
специфику школы, где дети после уроков
не идут домой, а занимаются дополнительно
в различных секциях, музыкальной и художественной
школах. Такая нагрузка тяжело сказалась
на психике детей. Большая часть детей
неуравновешенны, плаксивы. Например,
ученик, решавший на уроке задачу, заплакал
после того, как не смог ее решить, девочки
часто плачут из-за двоек или порицания
учителя.
Усугубляет обстановку и то,
что у детей выработался комплекс превосходства,
который часто поддерживается взрослыми:
если ты будешь плохо учиться, то тебя
выгонят из академического класса, переведут
в обычный. Дети привыкают считать себя
избранными, поэтому тяжело переживают
неудачи. Нужно сказать, что это беда многих
академических классов. Это говорит о
реально существующей проблеме дифференцированного
обучения.
Результаты моей работы показали,
несмотря на развивающую систему обучения,
творческая активность у детей отстает
от образовательных результатов. Хотя
в соседнем классе (так же развивающего
обучения) картина несколько иная, поскольку
стиль работы учителя “развивающий”.
Мне кажется, что это еще одна проблема
системы образования. Часто не от методики
преподавания зависит качество воспитания
и обучения, а прежде всего от собственных
достоинств учителя. Как мне кажется, есть
необходимость задуматься о системе отбора
и подготовки учителей не только с профессиональной
точки зрения, но и с этической, моральной.
ЛИТЕРАТУРА.
Беркинблит М. Б., ПетровскийА.
В. Фантазия и реальность. М. Политиздат,
1968г.
Бывают выдающиеся дети... Н.
Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. стр. 33.
Возрастная одаренность. Н.
Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31.
Воспоминания, размышления,
беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т.
13,№ 1,1992г., стр. 147-165.
Выгодский Л. С. Воображение
и творчество в детском возрасте. Психологический
очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991г
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные
дети. М. Знание.,1991г.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И.
О некоторых особенностях развития воображения.
Вопросы психологии. №2 1980г.
Запорожец А. В. Избранные психологические
труды. В двух томах. М. Прос.,1986г.
Клименко В. В. Психологические
тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г
Коршунова Л. С. Воображение
и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г.
Легко ли быть одаренным? Н.
Лейтес. Семья и школа, №6 1990г. стр. 34.
Лейтес Н. С. Об умственной одаренности.
М. Прос.,1960г.
Лейтес Н. С. Умственные способности
и возраст. М. Педагогика, 1971г.
Одаренные дети. Перевод с англ.,
Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. ,1991г.
Проблема развития познавательных
способностей. Л., 1983г.
Проблемы психологии творчества
и разработка подхода к изучению одаренности.
Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г.,
стр. 86-95.
Проблемы способностей в советской
психологии. Межвузов. сб. науч. тр. Л: ЛГПИ,
1984г.
Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес.
Семья и школа, №12 1990г. стр. 27.
Теплов М. Б. Избранные труды.
В 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971г.
Формирование творческих способностей:
сущность, условия, эффективность. Сб.
науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990г
Шуркова Н.Е. Собрание пестрых
дел. М. Новая школа, 1994г.
Эфроимсон В. П. Загадка гениальности.
М. Знание, 1991г.
Информация о работе Способности и одаренность в младшем школьном возрасте