Введение
В современных образовательных
учреждениях существует проблема в построении
урока. Многое зависит от учителя, от его
постановки основных задач, требований
в усвоении материала, умения использовать
наглядных пособий на уроке. Также от его
умения владеть методиками и методами
обучения.
Дидактика призвана помочь
педагогу найти ответы на четыре вопроса:
кого учить, для чего учить, чему учить,
как учить? Вопросы, несомненно, сложные,
на которые нельзя дать однозначных ответов.
Особенно труден вопрос: «Как учить?» ибо
нельзя дать готового рецепта, найти обобщенного
алгоритма в виду гибкости и подвижности
и индивидуальности двух важнейших составляющих
обучения – педагога и обучаемого.
Но вместе с тем, дидактика предполагает
понимание сути и закономерности обучения,
принципы и подходы, систему методов и
средств, реализации поставленной задачи.
Дидактические знания помогают
преподавателю анализировать зависимости,
обусловливающие ход и результаты процесса
обучения, устанавливать на этой основе
закономерности, действующие в сфере обучения,
наиболее эффективные для осуществления
качественной подготовки специалистов.
Цель работы: найти способ устранения
проблемы дидактики на уроке.
Задачи: 1) изучить проблему,
2) выяснить причину проблемы; 3) найти способ
устранения данной причины.
Предмет исследования: дидактика
современного урока.
Объект: современный урок.
Гипотеза: причиной проблемы
является личностные особенности учителя.
Глава 1. Современные
педагогические принципы высшей и средней
школы
1.1 Общее понятие
о дидактике
Развивающая система
обучения Л.В. Занкова представляет собой
единство дидактики, методики и практики.
Единство и целостность педагогической
системы достигаются благодаря взаимосвязи
образовательных задач всех уровней. К
ним относятся:
– цель обучения –
достижение оптимального общего развития
каждого ребенка;
– задача обучения –
представить учащимся широкую целостную
картину мира средствами науки, литературы,
искусства и непосредственного познания;
– дидактические принципы –
обучение на высоком уровне трудности
с соблюдением меры трудности; ведущая
роль теоретических знаний; осознание
процесса учения; быстрый темп прохождения
учебного материала; целенаправленная
и систематическая работа над общим развитием
всех учащихся, в том числе и слабых;
– методическая система –
ее типические свойства: многогранность,
процессуальность, коллизии, вариантность;
– предметные методики по
всем образовательным областям;
– формы организации
обучения;
– система изучения
успешности обучения и развития школьников.
Система Л.В. Занкова
целостна, при ее реализации не следует
упускать никакой из ее вышеописанных
компонентов: каждой из них несет свою
развивающую функцию. Системный подход
к организации образовательного пространства
способствует решению задачи общего развития
школьников.
В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена
в российскую школу как параллельная государственная
система начального обучения. Она в высокой
степени соответствует принципам, выдвинутым
Законом РФ об образовании, требующим
обеспечить гуманистический характер
образования, развитие личности ребенка.
По своему происхождению термин
«дидактика» восходит к греческому языку,
в котором “didaktikos” означает «поучающий»,
а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его
в научный оборот немецкий педагог Вольфганг
Ротке (1571-1635), назвавший свой курс лекций
«Краткий отчет из дидактики, или искусство
обучения Ратихия».
В том же значении употребил
это понятие и великий чешский педагог
Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовав
в 1657г. В Амстердаме свой знаменитый труд
«Великая дидактика, представляющая универсальное
искусство обучения всех всему».
В современном понимании дидактика
представляет собой важнейшую отрасль
научного знания, которая изучает и исследует
проблемы образования и обучения.
Дидактика – теоретическая
прикладная и одновременно нормативно-прикладная
наука.
Дидактические исследования
своим объектом делают реальные процессы
обучения, дают знания о закономерных
связях между различными его сторонами,
раскрывают сущностные характеристики
структурных и содержательных элементов
процесса обучения. В этом заключается
научно-теоретическая функция дидактики.
Полученные теоретическое значение
позволяет решать многие проблемы, связанные
с обучением, а именно: приводить в соответствие
с изменяющимися целями содержание образования,
определять оптимальные возможности обучающих
методов и средств, конструировать новые
образовательные технологии, и т.д. Все
это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной)
функции дидактики.
Дидактика как педагогическая
дисциплина оперируетобщими понятиями
педагогики: «Воспитание», «педагогическая
деятельность», «Образование», «педагогическое
сознание» и др. Но как теория образования
и обучения дидактика имеет свои специфические
понятия. К ним относятся: обучение, преподавание,
учение, содержание образования, методы
обучения и др.
Рассмотрим базовые понятия
дидактики.
Обучение – это целенаправленное,
заранее запроектированное общение, в
ходе которого осуществляются образование,
воспитание и развитие обучаемого, усваиваются
отдельные стороны опыта человечества,
опыта деятельности и познания.
Обучение как процесс характеризуется
совместной деятельностью преподавателя
и обучаемых, имеющих своей целью развитие
последних, формирование у них знаний,
умений, навыков, т.е. общую ориентировочную
основу конкретной деятельности. Преподаватель
осуществляет деятельность, обозначаемую
термином «преподавание», обучаемый включен
в деятельность учения, в которой удовлетворяются
его познавательные потребность. Процесс
учения в значительной мере порождается
мотивацией.
Содержание образования – специально
отобранная и признанная обществом (государством)
система элементов объективного опыта
человечества, усвоение которой необходимо
для успешной деятельности в определенной
сфере.
Содержание образования – тот
конечный результат, к которому стремится
учебное заведение, тот уровень и те достижения,
которые выражаются в категориях знаний,
умений, навыков, личностных качеств.
1.2 Современные
дидактические принципы высшей
и средней школы
Можно сформулировать современные
дидактические принципы высшей и средней
школы следующим образом:
Развивающее и воспитывающее
обучение.
Научность и доступность, посильная
трудность.
Сознательность и творческая
активность учащихся при руководящей
роли преподавателя.
Наглядность и развитие теоретического
мышления.
Системность и систематичность
обучения.
Переход от обучения к самообразованию.
Связь обучения с жизнью и практикой
профессиональных способностей учащихся.
Прочность результатов обучения
и развитие познавательных способностей
учащихся.
Положительный эмоциональный
фон обучения и учет индивидуальных способностей
учащихся.
Коллективный характер обучения
и развитие познавательных способностей
учащихся.
Гуманитаризация обучения.
Компьютеризация обучения.
Интегративность обучения,
учет межпредметных связей.
Инновативность обучения.
1.3 Основные дидактические
концепции
Процесс обучения базируется
на психолого-педагогических концепциях,
которые называются часто дидактическими
системами. Дидактическая система составляет
совокупность элементов, образующих единую
цельную структуру и служащую достижению
целей обучения. Можно выделить три дидактические
концепции: традиционную, педоцентристскую
и современную систему дидактики.
Разделение концепций на три
группы производится на основе того, как
понимается процесс обучения. В традиционной
системе обучения доминирующую роль играет
преподавание, деятельность учителя. Ее
составляют дидактические концепции таких
педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци,
И. Гербарт. Дидактику Гербарта характеризуют
такие слова, как управление, руководство
учителя, регламентации, правила, предписания.
Структуру обучения традиционно состоит
из 4 ступеней: изложение, понимание, обобщение,
применение. Логика процесса обучения
состоит в движении от представления материала
через объяснение к пониманию, обобщению,
применению знаний.
Гербарт стремился организовать
и систематизировать деятельность учителя,
что было важно для дидактики.
К началу ХХ века эта система
подверглась критике авторитарность,
книжность, оторванность от потребностей
и интересов ребенка и от жизни. За то,
что такая система обучения лишь передает
ребенку готовые знания, но не способствует
развитию мышления, активности, творчества,
подавляет самостоятельность ученика.
Поэтому в начале ХХ века рождаются новые
подходы.
Среди новых подходов выделяют
педоцентрическую концепцию, в которой
главная роль отводится учению – деятельности
ребенка. В основе этого подхода лежит
система американского педагога Д. Дьюи,
трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая.
Название «педоцентрическая» концепция
носит потому, что Дьюи предлагал строить
процесс обучения исходя из потребностей,
интересов и способностей ребенка, стремясь
развивать умственные способности и разнообразные
умения детей, обучая их в «школе труда,
жизни». Когда учеба носит самостоятельный,
естественный, спонтанный характер, а
получение знаний учениками происходит
в ходе их спонтанной деятельности, т.е.
«обучение через делание».
Структура обучения выглядит
так: ощущение трудности в процессе деятельности,
формулировка проблемы и сути затруднения,
выводы и новая деятельность в соответствии
с полученным знанием. Этапы процесса
обучения воспроизводят исследовательское
мышление, научный поиск. Разнообразная
деятельность детей – сочинения, рисунки,
театр, практические работы («педагогика
действия») – активизируют познавательную
деятельность, развивают мышление. Спонтанной
деятельности детей, к утрате систематичности
обучения, к случайному отбору материала,
к большой трате времени, к снижению уровня
обучения.
Современная дидактическая
система исходит из того, что обе стороны
– преподавание и учение – составляют
процесс обучения. Современную дидактическую
концепцию создают такие направления,
как программированное, проблемное обучение,
развивающее обучение (П. Гальперин, Л.
Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология
(К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер),
педагогическая технология, педагогика
сотрудничества.
Цели обучения в этих современных
подходах предусматривают не только формирование
знаний, но и общее развитие учащихся,
их интеллектуальных, трудовых, художественных
умений, удовлетворение познавательных
и духовных потребностей учеников. Учитель
руководит учебно-познавательной деятельностью
учеников, одновременно стимулируя их
самостоятельную работу, активность и
творческий поиск. Педагогическое сотрудничество
– это гуманистическая идея совместной
развивающей деятельности детей и педагогов
на основе взаимопонимания, проникновения
в духовный мир друг друга, коллективного
анализа хода и результатов этой деятельности.
Уроки сотрудничества – это длительный
процесс мышления обучаемых от схемы «услышал
– запомнил – пересказал» к схеме «познал
(путем поиска вместе с учителем и одноклассниками)
– осмыслил – сказал – запомнил».
педагогический процесс, каким
бы педагогом ни создавался, он будет иметь
одну и ту же структуру:
ЦЕЛЬ—ПРИНЦИПЫ—СОДЕРЖАНИЕ—МЕТОДЫ—СРЕДСТВА
– ФОРМЫ.
Цель отражает тот конечный
результат педагогического взаимодействия,
к которому стремятся педагог и ученик.
Принципы предназначены для определения
основных направлений достижения цели.
Содержание = это часть опыта поколений,
которая передается учащимся для достижения
поставленной цели согласно выбранным
направлениям. Методы – это действия педагога
и учащегося, посредством которых передается
и принимается содержание. Средства как
материализованные предметные способы
«работы» с содержанием используются
в единстве с методами. Формы организации
педагогического процесса придают ему
логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического
процесса достигается за счет взаимодействия
трех структур: педагогической, методической
и психологической. Педагогическую структуру
мы уже подробно рассмотрели. Но педагогический
процесс имеет и свою методическую структуру.
Для её создания цель разбивается на ряд
задач, в соответствии с которыми определяются
последовательный инструктаж, достижение
к месту наблюдения, наблюдение объекта,
фиксацию увиденного, обсуждение итогов.
Педагогическая и методическая структуры
педагогического процесса органично взаимосвязаны.
Кроме этих структур педагогический процесс
имеет еще более сложную структуру – психологическую:
1) процессы восприятия, мышления, осмысления,
запоминания, усвоения информации; 2)проявление
учащимися интереса, склонностей, мотивации
учения, динамика эмоционального настроя;
3)подъёмы и спады физического и нервно-психического
напряжения, динамики, работоспособности
и утомления. Таким образом, в психологической
структуре урока можно выделить три психологические
подструктуры: 1 – познавательные процессы,
2 – мотивация учения, 3 – напряжение.