Способы устранения проблемы дидактики на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: найти способ устранения проблемы дидактики на уроке.
Задачи: 1) изучить проблему, 2) выяснить причину проблемы; 3) найти способ устранения данной причины.
Предмет исследования: дидактика современного урока.
Объект: современный урок.

Вложенные файлы: 1 файл

теории развивающего обучения дидактико- методическая система Л.В.Занкова..docx

— 44.11 Кб (Скачать файл)

- Разграничение при этом  всегда идет в рамках принципа  системности и целостности, которые  подразумевают, что каждый элемент  знаний должен усваиваться только  в связи с другими и обязательно  внутри определенного целого.

Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина - дидактическая система, направленная на формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.

Трактовка понятия развития.

В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения, мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Д.Б. Эльконина относительно того, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями.

Способность найти новые непривычные функции объекта или его части.

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса и существенным влиянием на умственное развитие.

Дидактические принципы развивающего обучения.

Проблемность обучения.

Индивидуальная и дифференциация обучения.

Гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического).

Формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.

Специальная организация мнемической деятельности.

Отличной теорией данной теории является использование двух последних принципов: формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности и специальная организация мнемической деятельности.

Анализ по 1-й главы

В 1й главе мы ознакомились с основными понятием дидактики и её основными принципами. Мы выяснили насколько важно и необходимо педагогам знать все направления современных методик. А дидактика – это и есть система методов. Мы поняли, что многие учебные заведения используют такие методики, как системы Занкова и Давыдова. Что учителям необходимо знать основные принципы всех методик.

Знания по дидактики и их творческое применение во многом направляют формирование педагогического мастерства преподавателя. Примечательно, но уже исторически сложилось так, что относительно роли дидактики в деятельности преподавателя имеются разные мнения. Одни считают, что дидактика должна вооружить преподавателя конкретными рекомендациями по конструированию учебного процесса. Другие – что дидактика сковывает творческую самостоятельность преподавателя, поскольку все зависит от степени глубины его знаний по дисциплине, которую он преподает, от его педагогического опыта.

Здесь полезно вспомнить К.Д. Ушинского: «Что такое педагогическая опытность? Это большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых педагогом? Но, конечно, если эти факты остаются фактами, то они не дают опытности».

Самым надежным путем совершенствования педагогического мастерства преподавателя является дидактическое осмысление им своего опыта работы и обращение к дидактике, как области знаний, являющейся основным ориентиром в вопросах обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Построение дидактического материала на примере урока математики в младших классах средней школы

В практической части своей работы мы решили показать современные дидактические проблемы на примере урока математики в средней образовательной школе.

Испытуемыми являлись дети, учащиеся в 3м классе средней школы №58, города Тольятти.

2.1 Разработка  сценария урока

Сценарий разработан по статье из журнала «Начальная школа» №9, 2008 год, автор С.Е. Царева.

План

Класс;

Тема урока;

Учебники и учебные пособия;

Краткая характеристика класса;

Цели урока (педагогические цели, учебные цели учащихся);

Озвучивание структуры проведения урока;

Ход урока (монологи, реплики, действия учащихся с ремарками).

Записи на доске.

Самоанализ. Рефлексия урока.

2.2 Проведение  урока

Проведение урока проходило по составленному сценарию (см.2.1.).

1) класс

2) Взаимное приветствие  между учителем и учащимися.

3)Тема урока « Умножение  «столбиком» ».

4) Учебники и учебные  пособия: автор А. Петерсон «Математика, 3 класс», рабочая тетрадь.

5)Краткая характеристика  класса: общее количество учащихся  – 25 человек, класс сильный, с высоким  уровнем подготовки. Класс, занимающийся  по системе Л.В. Занкова. Ускоренная система обучения.

6) Цели: обрести навыки  быстрого счета, применяя вспомогательный  метод «в столбик».

7) Ход урока (монологи, реплики  учителя и учащихся с ремарками).

8) Образцы записей не  доске и в тетради учащихся, мультимедийные материалы и средства обучения, перечень другого необходимого оборудования.

9) Самоанализ. Рефлексия  пройденной темы. Повторение правил  для того, чтобы проверить, насколько  дети усвоили правила.

10) Направления и способы  коррекции целей или хода проектирования. Постановка новых целей.

2.3 Анализ, проведенного  самостоятельно, урока

Проведение урока математики дало понять всю сложность и особенность педагогики. Сложность заключается, конечно, в организации учебного процесса.

Конечно, использование составленного плана урока, некий шаблон, помогает педагогу, в некоторых случаях, не растеряться перед аудиторией. Но в современной средней школе главное не только владение учебным материалом, знанием предмета, который учитель ведет. Одной из самых сложных задач – это держание дисциплины на уроке. Необходимо следить за каждым учеником, каждый раз организовывать их внимание. Буквально заставлять их напрягаться, думать, анализировать свои действия.

Именно поэтому учитель должен обладать не только знаниями набора методик обучения, но и психологическими знаниями. В частности, то, как организовать внимание детей на уроке. А это значит, постоянно возбуждать интерес к данному предмету, теме. Устраиваем всевозможные соревнования, совместные проекты.

Одно из самых сложных частей урока – это проведение рефлексии урока. Фактически, ответная реакция на то, что мы проходили на уроке. Из 25 человек могут адекватно ответить на заданный вопрос только 5.

 

Заключение

Проведя исследования по теме «Дидактические проблемы современного урока» мы выяснили. Что проблемы в плане дидактики в современных школах существует. Однако решение этой проблемы зависит только от преподавателя. От его умений владеть тем или иным дидактическим материалом. От знаний всевозможных обучающих методик. Владение современным оборудованием, наглядными пособиями, уметь объяснить значение темы проводимого урока.

На самом важном месте стоит умение организовывать учебный процесс. Важно уметь заинтересовать учащихся с помощью используемых методик, уметь быть гибким в использовании их. Также нужно подбирать каждому ученику индивидуальный подход. Одному нужно уметь посочувствовать, похвалить другого при проявлении у него успехов в усвоении учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.,2009.

2. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 2009.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2011.

4. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 2012.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2010.

6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2009.

7. Кузьмина Н.В. способности, одаренность, талант учителя. Л., 2011.

8. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 2010.

9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 2008.

10. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 2009.

11. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.2. Психология образования. М., 2010.

 

 


Информация о работе Способы устранения проблемы дидактики на уроке