Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 07:47, реферат
Под быстротой понимается способность человека выполнять движения или двигательные действия в минимальный отрезок времени. При оценке проявлений быстроты различают:
1) латентное время двигательной реакции;
2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
3) частоту движения.
Реферат на тему:
«Средства и методы в воспитательных скоростных способностей»
Средства и методы в воспитательных скоростных способностей.
Определение понятия скоростных способностей.
Под быстротой понимается способность человека выполнять движения или двигательные действия в минимальный отрезок времени. При оценке проявлений быстроты различают:
1) латентное время двигательной реакции;
2) скорость одиночного
движения (при малом внешнем
3) частоту движения.
Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения. Есть основания считать, что сочетания этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Так в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивания, выноса бедра и др.) и темпа шагов.
Практически конечно наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т.д.), а не элементарные проявления быстроты. Однако скорость в целостном сложно-координационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а та в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном анализе наиболее показательным являются именно элементарные формы скоростных способностей.
Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы:
1) фазу увеличения скорости (фаза разгона)
2) фазу относительной стабилизации скорости.
Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй -дистанционная скорость.
Способность быстро набирать скорость и способность передвигаться с большей скоростью относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот.
Скоростные способности людей вообще довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно-сходных движениях. Так значительное улучшение результата в прыжках с места обычно скажется положительно на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение; в то же время на скорости плавания, удара в боксе это, скорее всего, не отразится.
Значительный перенос
быстроты наблюдается главным образом
у физически слабо
Факторы, влияющие на скоростные способности:
1) состояние ЦНС, от
подвижности нервных процессов,
2) морфологические особенности мышечной ткани, то есть от состояния быстрых и медленных волокон;
3) сила мышц;
4) способность мышц к переходу от напряжения к расслаблению;
5) величина энергетических запасов мышц;
6) амплитуда движений и подвижности суставов;
7) способность к координации
движений при максимальной
8) возраст и пол;
9) природные скоростные способности;
10) воля.
1.2. Характеристика скоростных способностей.
Все двигательные реакции,
совершенные человеком, делятся
на две группы: простые и сложные.
Ответ заранее известным
Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых как правило не превышает 0,3 сек.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт). Большинство сложных двигательных реакции в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). Временной интервал, затраченный на выполнение движения (например, удар в боксе) тоже характеризует скоростные способности. Частота или темп движений - это число движений за единицу времени (например, число беговых шагов за 10 секунд).
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и физическими действиями.
В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
1.3. Средства
воспитания скоростных
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью (то есть скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы:
1) Упражнения, направленно
воздействующие на отдельные
компоненты скоростных
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
2) Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры,эстафеты, единоборства).
3) Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) скоростные способности и
Для развития частоты движений применяются:
1) циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений: бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством;
2) быстрые движения ногами и
руками, выполняемые в высоком
темпе за счет сокращения
3) упражнения на повышение
их сокращения.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений:
1) упражнения, которые используются для развития быстроты реакции;
2) упражнения, которые используются
для развития скорости
3) упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
1.4. Методика воспитания скоростных способностей.
В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции
вначале выполняют в
Как правило, реакция
осуществляется не изолированно, а
в составе конкретно
Добиться значительного сокращения времени простой реакции - трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 секунд. •
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
1.5 Воспитание быстроты сложных двигательных реакций.
Сложные двигательные реакции
встречаются в видах
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако, обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных двигательных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакций.
При воспитании быстроты реакций на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождение и фиксация объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции - обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
1) выступают умения
заблаговременно включать «
2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.
Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся, прежде всего, научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдения за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.
Применяя для
На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающихся, темп сигнала, сложность и освоенность ответного движения.
1.6Воспитание быстроты движений.
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:
1) собственно скоростные упражнения;
2) общеподготовительные упражнения;
3) специально подготовительные упражнения.
Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 сек.) и элактатным энергосбережением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).
В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании пи спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры, с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.
Информация о работе Средства и методы в воспитательных скоростных способностей