Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:43, реферат
Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического процесса.
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
Введение………………………………………………………………………с 2
1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения……...с 4
2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения………с 7
3. Функции средств обучения……………………………………………...с11
4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми младшего школьного возраста………………………………...с 12
5. Вывод ……………………………………………………………………с 18
ГлаваII. Исследование влияния различных средств обучения, их рационального сочетания на эффективность процесса обучения.
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………...с 19
2.2 Преобразующий эксперимент………………………………………….с 22
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………..с 29
2.4 Вывод……………………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………..с
32
Список литературы………………………………………………………….с 33
Приложения……………………………………………………….с3
Наблюдал 4 урока
по: русскому языку, математике, природоведению.
Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение
№1). В ходе наблюдений отмечал используемые
учебные средства учителем и время их
использования.
Наблюдение в
течение 4 уроков выявило следующие
результаты:
|Средства обучения |Время использования
|
|информация учителя + наглядные |85 минут
|
|пособия | |
|учебник |95 минут |
Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте преобладает наглядно – действенное мышление.
2). Определение уровня обученности детей данного класса.
Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по диагностике Беспалько.[]
Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена существительные.
Уровень «уметь»
- включает в себя умение найти в
предложении имя
Таблица №2
Анализ работ
выявил следующие результаты:
|имя |знает |умеет |
|Шамиль |+ |+ |
|Татьяна. |+ |+ |
|Борис |_ |_ |
|Валентин |+ |_ |
|Алена |_ |+ |
|Никита |+ |+ |
|Настя |+ |+ |
|Зина |+ |_ |
|Мари |_ |+ |
|Алекса |+ |+ |
|Таня |+ |+ |
|Галя |+ |+ |
|Коля |+ |+ |
|Ваня |+ |+ |
|Миша |+ |_ |
|Гоша |+ |_ |
|Сейфи |+ |+ |
|Даша |+ |_ |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно посмотреть на диаграмме.
Диаграмма № 1.
2.2 Преобразующий
эксперимент.
Цель преобразующего эксперимента:
- построить систему уроков с использованием
различных средств обучения.
Предметом на котором мы будем проводить
экспериментальную работу будет
«Русский язык».
Тема: «Имя прилагательное».
Задачи: Ознакомить детей с существенными
признаками имени прилагательного, с изменением
прилагательных по родам и с родовыми
окончаниями.
Умения: Учащиеся должны в результате
изучения темы употреблять прилагательные
в речи, изменять прилагательные по родам
и писать родовые окончания, находить
прилагательные в тексте.
В соответствии с целями уроков использовал
наглядные пособия такие как:
- предметные
картинки отображающие
- иллюстрации,
- карточки для проверки знаний учащихся
(См. приложение
№ 2).
В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.
(См приложение №3 ).
Урок №1
Тема урока: Понятие
об имени прилагательном как части
речи.
Цель: ознакомление с существенными признаками
имени прилагательного и его ролью в нашей
речи.
План урока.
1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.
2. Обобщение
знаний об имени
3. Упражнения.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1). Вызываю ученика, даю ему картинку с
изображением предмета и предлагаю описать
его (остальные картинку не видят, отвечающий
название предмета в рассказе не употребляет).
Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно
было сравнить рассказы.
- Рассказ какого ученика позволил нам
ярко представить предмет? Какую часть
речи он особенно часто употреблял, описывая
предмет и почему? (Имя прилагательное.
Потому что называл признаки предмета).
2). Работа с учебником.
Упражнение №
387.[]
- В каждом предложении подчеркните имя
прилагательное волнистой линией и найдите
слово с которым оно связано. С какой частью
речи связано имя прилагательное (с существительным).
- Разберите первое предложение по членам
предложения. Каким членом предложения
являются прилагательные?
Вывод по вопросам:
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связано?
- Каким членом предложения чаще всего
бывает?
3).Упражнения.
Игра «Будь внимателен».
На доске написаны слова: цвет, вкус, запах,
вес, размер, ширина, высота, форма.
Показываю предметную
картинку:
[pic]
Учащиеся записывают имя существительное.
Затем указываю на одно из слов написанных
на доске. Учащиеся дописывают подходящее
по смыслу имя прилагательное вместе с
вопросом. Например: мяч (какой?) синий,
лёгкий, круглый.
- Какие признаки предметов обозначают
имена прилагательные (цвет, размер, форма,
материал и так далее).
- Имена прилагательные могут обозначать
и качества людей (аккуратный, весёлый,
умный и так далее).
Работа по карточкам с заданиями.
Подчеркните имена прилагательные в предложении.
| |
|На улице дождливая погода. |
|В комнате стоит большой шкаф. |
|Пятнистые коровы пасутся на зеленом
лугу. |
(См. приложение № 4)
4).- Что узнали об имени прилагательном?
- С какой целью вы употребляете эти слова
в своей речи?
Тщательно продумал используемые на уроке
средства обучения.
Уровень обученности детей и учебных умений
позволил объяснительную часть изложить
за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием
и закреплением знаний о прилагательном
осуществлялась детьми самостоятельно
с помощью следующих средств обучения:
- предметные картинки отображающие свойства
предметов.
- задания из учебника.
- карточки с заданиями.
Урок №2
Тема: употребление в речи имен прилагательных
близких и противоположных по
смыслу.
Цель: уточнение представления о
синонимах и антонимах; развитие
умения потреблять их в речи.
План урока.
1) наблюдение
над употреблением имен
2) наблюдение
над употреблением имен
3) итог урока.
Ход урока.
1).А Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному какому-либо признаку).
1).Б Дополните
предложения противоположными
Слон – животное огромное, а мышь - ……………………
Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.
Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………
- почему в
речи мы нередко
- назовите предметы,
которые можно
1).В Творческий диктант.
Текст записан на доске, рядом иллюстрации
к нему.
“После дождя”
Теплый ветер дует в лицо.
Легкие облака плывут над рекой.
Доносятся слабые раскаты грома.
Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:
- Что изображено на картинке?
- Какой бывает ветер? (холодный, сильный).
- Какие бывают
облака? (воздушные, легкие, белые)
- Назовите имена прилагательные, которые
есть в тексте.
- Какие прилагательные нужно было бы употребить,
что бы текст можно было озаглавить “Перед
дождем”. Показ иллюстрации.
Учащиеся самостоятельно записывают новый
вариант текста.
“Перед дождем”
Холодный ветер дует в лицо.
Тяжелые облака плывут над рекой.
Доносятся сильные
раскаты грома.
Разобрать по составу: холодные и сильные.
Работа по карточкам
с заданием.
Напишите противоположные по смыслу прилагательные.
|Высокий - …………………
|
|Толстый - …………………. |
|Мокрый - …………………. |
|Твёрдый - ………………… |
2)Читаю текст.
“В пустыне”
Очень жаркий день.
Жаркое солнце нещадно палит почву.
По жаркой пустыне
идет караван верблюдов.
- Что кажется неудачным?
- Как бы вы изменили текст?
Учащиеся рассуждают: солнце, которое
нещадно палит – жгучее.
Пустыню точнее можно назвать знойной.
Переделанный текст:
“В пустыне”
Жаркий день.
Нещадно палит жгучее солнце.
По знойной
пустыне идет караван верблюдов.
- Выпишете словосочетания.
- Что такое словосочетание?
Слова жаркий, знойный, жгучий близки по
смыслу, но неодинаковы.
3) Что нового узнали о прилагательном?
Использованные средства обучения на
данном уроке:
- иллюстрации природы – для более полного
представления текста;
- текст написанный на доске - для лучшего
восприятия.
- карточки с заданием – для проверки знаний
учащихся.
Выбор средств обучения обусловлен тем,
что дети имеют некоторые знания по данной
теме. И выбраны такие средства обучения,
которые помогут учащимся закрепить уже
имеющиеся знания и навыки по данной теме.
2.3.Контрольный
эксперимент.
Цель контрольного эксперимента:
- определение
уровня обученности детей данного класса.
Учащимся была предложена проверочная
работа на уровне «знать» и «уметь».
Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.
Уровень «уметь»
- включает в себя умение находить в
предложении имя
|Имя |знает |умеет |
|Даша |+ |+ |
|Валентин |+ |- |
|Татьяна Б. |+ |+ |
|Борис |+ |+ |
|Настя |+ |+ |
|Шамиль |+ |+ |
|Зина |+ |+ |
|Мари |+ |- |
|Никита |+ |+ |
|Алекса |+ |+ |
|Таня |+ |+ |
|Галя |+ |+ |
|Николай |+ |+ |
|Иван |+ |+ |
|Алёна |+ |+ |
|Михаил |+ |+ |
|Гоша |+ |+ |
|Сейфи |+ |- |
Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это можно увидеть на диаграмме № 2.
Диаграмма № 2.
С целью выявления
эффективности рационального
Диаграмма № 3.
Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков, содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся становится выше.
Заключение.
В результате проделанной работы нами
были выполнены следующие задачи:
1) Изучена психолого-педагогическая литература
по данной теме.
2) Выявлена рациональность используемых
учителем средств обучения на уроках.
3) Разработана система уроков с использованием
различных средств обучения.
4) Выявлена результативность рационального
использования различных средств обучения.
Проводя, наше исследование,
мы подтверждали важность средств обучения,
как компонента процесса обучения.
Тщательный отбор в соответствии
с целями и задачами уроков, содержанием
обучения, особенностями детей (уровнем
обученности и обучаемости), позволяет
повысить эффективность обучения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза
о том, что если рационально использовать
материальные и идеальные средства обучения,
то можно существенно повлиять на эффективность
обучения.
Список литературы.
1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.
2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика –
М.: 1984.
3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические
сочинения – М.: 1987.
4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и её
средства – М.: 1960.
5.Дидактические основы комплексного использования
средств обучения в учебно
– воспитательном процессе образовательной
школы – М.: 1991.
6.Занков.Л.В. Наглядность и активизация
учащихся в обучении – М.: 1960.
7.Ильясов.И.И. Структура процесса учения
– М.: 1986.
8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации
и методы обучения – М.: 1957.
9.Махмутова.М.И. Современный урок – М.:
1981.
10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.
11.Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного
использования средств обучения в учебно
– воспитательном процессе – М.: 1985.
12.Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса
обучения – М.: 1971.