Средства этнохудожественного образования как фактор духовно-нравственного воспитания старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Рассмотрено теоретико-методологические основы этнохудожественного воспитания учащихся.
2. Рассмотрено научно-теоретические подходы к организации процесса этнохудожественного воспитания старших школьников
3. Разработано вариативные этнохудожественные воспитательные модели с учетом становления и развития субкультуры старших школьников в современном информационном пространстве.
4. Проведено опытно-экспериментальное исследование процесса этнохудожественного воспитания старших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.....…….7-11
1.1 Научно-теоретические подходы к организации процесса этнохудожественного воспитания старших школьников………………....12-15
1.2 Проектирование вариативных этнохудожественных воспитательных моделей………………………………………………………………………..16-20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ……..…………….…………….21
1.1 Исторические процессы формирования этнохудожественной культуры Урала………………………………………………………….…………21 – 23
1.2 Использование вариативных этнохудожественных воспитательных моделей в современном информационном пространстве социума………………….................................................................................…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………….34-36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………...…..…..37-38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-6

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.....…….7-11

1.1 Научно-теоретические подходы к организации процесса этнохудожественного воспитания старших школьников………………....12-15

1.2 Проектирование вариативных этнохудожественных воспитательных моделей………………………………………………………………………..16-20

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ……..…………….…………….21

    1. Исторические процессы формирования этнохудожественной культуры Урала………………………………………………………….…………21 – 23

1.2 Использование вариативных этнохудожественных воспитательных моделей в современном информационном пространстве социума………………….................................................................................…..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………….34-36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………...…..…..37-38

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема взаимоотношения этносов и культур – одна из ведущих для российского общества. Разрешение задач преодоления этнических противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения развивающейся личности в пространстве национальной культуры.

       Позитивным фактором, свидетельствующим  о повышении внимания государства  к значимости этнокультурной  составляющей в современной системе  образования, является принятие  таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации  «Об образовании», «Национальная  доктрина образования в Российской  Федерации», «Концепция системной  модернизации сельской школы  России», «Концепция художественного  образования в Российской Федерации». Так, Закон «Об образовании» провозгласил  единство культурного и образовательного  пространства страны при всемерном  содействии развитию национальных  культур и региональных культурных  традиций.

В условиях Российской Федерации данная проблема приобретает особую актуальность в связи с интенсивными миграционными перемещениями населения, связанными с распадом СССР и ухудшением социально-экономической обстановки на всем его пространстве. В создавшихся условиях современное образование вынуждено решать сложную задачу. С одной стороны, экономические реалии нашего времени предъявляют высокие требования к уровню знаний школьников, причем знаний таких, которые все менее зависят от национально-региональных и культурных особенностей обучающегося. С другой стороны, человек, не имеющий представлений о межэтнических отношениях, проявляет свою ограниченность при решении вопросов, требующих проявления способностей к коммуникации в полиэтническом обществе, испытывает затруднения в процессе межкультурного общения.

Известно, что особая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит искусству, содержащему общечеловеческие и национальные ценности и веками проверенный опыт воспитания. Искусство как часть этнической и общечеловеческой культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного сознания личности, фактором, определяющим круг ее ценностей.

Процесс этнохудожественного воспитания старших школьников имеет свою специфику. Современная этнохудожественная культура – это синтез и противостояние двух способов бытия: традиционного и современного. В связи с чем становление субкультуры школьника осуществляется в рамках не только наследственной информации – ценностей традиционной крестьянской культуры, но и мощного воздействия на школьника современных средств искусства, средств массовой информации и коммуникации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.

Использование традиционных и современных видов искусства в этнохудожественном воспитании школьников позволит в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения учащихся в этнокультурное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки школьников в современном многонациональном социуме.

Степень изученности проблемы. Разработке вопросов, связанных с организацией воспитательного процесса посвящено немало исследований: аспекты воспитания школьников на материале различных видов искусства раскрыты в работах Ж. Ж. Бейсенбекова, Л. В. Лахмустовой, А. М. Негматовой, С. Н. Новикова, Ю. Ф. Яковенко; культурологические технологии обучения и воспитания в различных структурах социальной среды представлены в работах З. Н. Стельмащук, В. М. Черникова, Ю. Ф. Яковенко; к использованию идей народной педагогики в формировании отдельных качеств личности школьников обращены исследования М. И. Алдошиной, К. Х. Гизатуллиной, Л. А. Черных, И. Г. Швецовой; воспитание подрастающего поколения на основе культурных традиций разных народов раскрыто в работах П. В. Макарова, А. С. Метелягина.

Однако несмотря на интенсивность изучения обозначенных вопросов, сегодня недостаточно исследований, раскрывающих сущностные основания процесса этнохудожественного воспитания школьников на основе интеграции традиционных и современных его компонентов, его структуры, содержания, условий, принципов организации данного процесса с учетом особенностей развития субкультуры современного подрастающего поколения.

Проблема исследования заключается в поиске и выборе теоретико-методологических основ для выявления и обоснования сущности, структуры и содержания процесса этнохудожественного воспитания школьников в современной социально-экономической ситуации.

Тема исследования: «Этнохудожественное воспитание старших школьников».

Цель исследования – выявить и рассмотреть средства этнохудожественного образования как фактор духовно-нравственного воспитания старших школьников.

Объект исследования – этнохудожественное воспитание учащихся.

Предмет исследования – процесс этнохудожественного воспитания старших школьников.

Задачи исследования:

  1. Рассмотрено теоретико-методологические основы этнохудожественного воспитания учащихся.
  2. Рассмотрено научно-теоретические подходы к организации процесса этнохудожественного воспитания старших школьников
  3. Разработано вариативные этнохудожественные воспитательные модели с учетом становления и развития субкультуры старших школьников в современном информационном пространстве.
  4. Проведено опытно-экспериментальное исследование процесса этнохудожественного воспитания старших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ философских, педагогических, психологических, культурологических, этнологических, социологических источников; системный подход для раскрытия сущности проблемы и формирования понятийно-терминологи-ческого аппарата исследования; педагогическое проектирование, программирование, моделирование, обобщение, классификация, сравнение, систематизация; историко-педагогический метод: логико-исторический анализ художественного воспитания старших школьников; общепедагогические методы: обобщение и изучение опыта, художественные методы, опытно-экспери-ментальная работа, наблюдение, в том числе включенное наблюдение, диагностика, анкетирование, социологический опрос, беседы, интервью; изучение и анализ законодательных нормативных актов, данных государственной статистики, экспертные оценки и др.

 

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы этнохудожественного воспитания учащихся.

Анализ этнографических, этнологических, этнопсихологических источников наглядно свидетельствует, что как в отечественной, так и в мировой науке до настоящего время не сложилось общепринятого понимания сущности этноса и этничности (С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, В. А. Тишков, Н. Н. Чебоксаров, С. В. Чешко, С. М. Широкогоров и др.). В зависимости от сочетаний и соотношений этнодифференцирующих признаков принято выделять следующие исторические типы этноса: племя, народность, нация, отражающие определенные стадии исторического процесса. Как форма развития и существования человечества этнос сегодня представлен в различных общностях: субэтнических, метаэтнических, суперэтнических, мегаэтнических и т. д. Исходя из многоуровневой организации структуры этноса каждый человек может одновременно входить в несколько этнических общностей различных уровней (Ю. В. Бромлей). Исторически сложившийся полиэтнический состав российского государства позволяет отнести его к суперэтнической общности – системе, базирующейся на единой идеологической, экономической, политической и культурной основе, объединяющей в многоуровневой структуре различные взаимодействующие этнические группы.

По своей природе этнос является социальной общностью, возникающей и развивающейся на основе совокупной деятельности людей. В данном контексте этнос рассматривается как социальная общность родственных поколений людей, бытие и сознание которых выражены в специфике их культуры и повседневной жизни. Этническое бытие характеризуется устойчивыми связями и отношениями, качественными показателями которых являются «этническое родство», «этническая повседневность», «хозяйственно-культурный комплекс этноса». При этом социокультурный статус этих компонентов этнической системы, интерпретация их места и роли в этнической жизни у разных народов и в различные исторические эпохи имеют специфические отличия (П. Е. Завалишин). Таким образом, этническое сознание является отражением целостности этнического бытия, выступая в разнообразных социально-психологических феноменах: архетипе, характере, менталитете, идентичности. Каждый из них выполняет свои духовные функции и по-своему обеспечивает единство этнохудожественной жизни этноса.

Этнохудожественный аспект в изучении этносов состоит в том, что искусство как художественно-образное отражение явлений и объектов действительности рассматривается как проявление «духа» и истории этноса на разных этапах и уровнях его развития.

У каждого народа своя историческая судьба, что выражается в специфике его самосознания. В процессе межэтнической коммуникации грани специфических различий стираются, но в основном в своих периферийных слоях. Ядро же этнической индивидуальности сохраняется, видоизменяя все усвоенное в процессе взаимодействия с другими народами таким образом, чтобы сохранить свою способность к выживанию и развитию. Не случайно до сих пор актуальной является проблема выявления такого специфического ядра, которое позволяет уверенно осуществить этническую идентификацию. Согласно исследованию С. В. Лурье, у каждого этноса есть некий культурный центр – совокупность ценностей и верований, определяющих природу сакрального для каждого этноса внутреннего культурного стержня, не осознаваемого сторонними наблюдателями. Этот стержень уникален, он как бы «душа этноса», которая определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя через модификацию культурной традиции, являясь выражением общего содержания.

Как регулятор этнотипического поведения этническое самосознание играет большую роль в контроле за нравственными нормами как системой ценностей. В сознании и самосознании индивида они выступают в качестве мотивов, обусловливающих ту или иную норму: страха, стыда, чувства долга, ответственности, чести, совести, чувства вины, чувства собственного достоинства и т.п.

Этническое самосознание старших школьников рассматривается как субъективный фактор, отражающий объективно функционирующую реальность. Ведущим элементом его является этнохудожественная культура, которая представлена в своей многоаспектности и многофункциональности в различных видах и формах традиционного и современного искусства.[3, с. 78]

Процесс становления искусства являлся отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности, что наглядно прослеживается уже на самых первых ступенях развития общества. Изначально искусство возникало как необходимая разновидность приспособительной деятельности человека, как первая форма познания мира, направленная на его освоение. По словам М. А. Лифшица, у народов, стоявших на самой ранней ступени развития, воспитательная сила искусства была непререкаема. Развиваясь в качестве закрепления и сохранения этнокультурных традиций, оно наиболее ярко выступало в обрядах, связанных с переходом младшего поколения на ступень общественной зрелости. Это обусловливало укоренение через различные формы художественной выразительности этнокультурных норм и представлений, являлось своеобразным институтом социализации. Таким образом, уже с момента возникновения искусство в человеческом обществе обретает воспитательную силу. Взгляды великих мыслителей (Аристотель, Платон, Д. Дидро, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Шиллер, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.) прочно укрепили позиции искусства в педагогике как эффективного средства и условия постижения личностью этнохудожественных ценностей, формирования у человека собственной картины мира.

По своей природе искусство полифункционально, оно позволяет создать многомерный, голографический образ бытия, в котором предстоит жить и действовать формирующейся личности. Искусство в своем развитии не стоит на месте, а развивается одновременно со всей культурой. Произошедшие изменения в отношении человека к миру, его месту и значению в окружающем мире, а также изменения в представлении о художнике, творчестве, его значении привели к необходимости и поиску новых способов передачи информации, новых форм, методов. Открытость и динамичность системы искусств, его видов были рассмотрены Б. М. Галеевым, В. В. Кожиновым. А. Молем, Новые веяния потребовали переосмысления сущности искусства и утверждения понятия «современное искусство» (Л. А. Бажанов, И. О. Бакштейн, И. Н. Дубинина, Е. А. Ермичева, В. М. Дианова, Е. Е. Деготь, А. А. Корякина и др.). Понятие «современное искусство» трактуют с разных позиций: определения временного промежутка; признания значимости новых технологий; нарушения норм, канонов; избежания догматизма; взаимодействия в системе «художник–зритель». В работе под современным искусством понимается вся сумма художественных проявлений, ориентированная на ценности современного мира, объединяющая в себе различные виды, направления, созданные на основе передовых технических достижений и информационно-коммуникативных технологий XX–XXI вв.

Информация о работе Средства этнохудожественного образования как фактор духовно-нравственного воспитания старших школьников