ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
1.Что такое деловая игра? Какова
ее сущность? ……………………………….…4
2.Классификация деловых игр……………………………………………………...5
3.Структура деловой игры и методика
ее проведения……………………….…...8
4.Эффективность использования
деловых игр в обучении учащихся……….....12
5.Деловые игры в подготовке
инженера-педагога……………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Обучение должно основываться
не на передаче готовых знаний, а на создании
условий для творческой активности. В
качестве средств реализующих такой подход
все большее признание находят активные
методы обучения, в частности деловые
игры. Их строение отражает логику практической
деятельности, и поэтому они являются
эффективным средством усвоения знаний
и формирования умений и играют большую
роль в подготовке кадров в нашей стране.
Применение деловых игр дает стремительный
толчок системе образования РБ для ее
развития по разным направлениям, способствует
повышению качества образования - основного
принципа законодательства об образовании
[10, с. 21].
Целью данного исследования
является изучение деловых игр, их классификации,
структуры, методики разработки и использование
в обучении учащихся, а также в подготовке
инженера-педагога.
Основные задачи исследования:
1. Дать определение понятию
деловая игра и раскрыть ее сущность;
2. Охарактеризовать классификацию
деловых игр;
3. Рассмотреть структуру и методику
их проведения;
4. Рассказать об эффективности
использования деловых игр в обучении
учащихся.
5. Рассмотреть применение деловых
игр в подготовке инженера-педагога.
1 Что такое деловая
игра? Какова ее сущность?
Согласно определению ,данному
в педагогическом словаре, « деловая игра
— это метод имитации ситуаций, моделирующих
профессиональную или иную деятельность
путем игры, по заданным правилам. Применяется
для обучения и исследовательских целей»
[9, c. 25].
В деловой игре обучение участников
происходит в процессе совместной деятельности.
При этом каждый решает свою отдельную
задачу в соответствии со своей ролью
и функцией. Общение в деловой игре - это
не просто общение в процессе совместного
усвоения знаний, но первым делом - общение,
имитирующее, воспроизводящее общение
людей в процессе реальной изучаемой деятельности.
Деловая игра - это не просто совместное
обучение, это обучение совместной деятельности,
умениям и навыкам сотрудничества [4, c.
96].
В последнее время деловые и
имитационные игры находят все более широкое
применение в самых разных областях: в
основном в экономике и политике, а также
в социологии, экологии, администрировании,
образовании, городском планировании,
истории. Имитационные игры используются
для подготовки специалистов в соответствующих
областях, а также для решения задач исследования,
прогноза, апробирования намечаемых нововведений.
Разрабатываются имитационные игры и
как способ коммуникации между специалистами
разных областей, как особый язык будущего.
Как уже отмечалось выше, отличительным
признаком собственно деловой или имитационной
игры является наличие имитационной модели
(ни в так называемых организационно-деятельностных,
ни в ролевых играх имитационные модели
не строятся). Является ли данный признак
достаточно формальным или конституирующим
моментом метода? Определяет ли наличие
имитационной модели сущность игрового
метода? Для того, чтобы ответить на этот
вопрос, необходимо понять, что психологически
"стоит" за понятием имитационной
модели и какую роль она играет в организации
деятельности человека в игре. Представляется,
что с психологической точки зрения имитационная
модель может быть рассмотрена как заданная
в специфической материальной форме ориентировочная
структура воспроизводимой деятельности.
Действительно, создатель игры проделывает
огромную работу по анализу норм, организующих
ту или иную профессиональную деятельность.
И только выявив скрытые механизмы, пружины,
определяющие "законы" функционирования
и развития той или иной деятельности,
представив ту или иную подлежащую изучению
область или проблему как самостоятельно
функционирующую систему, разработчик
может сконструировать деловую игру; часто
для того чтобы создать имитационную модель,
приходится провести серьезную исследовательскую
работу. Организованная на основе, таким
образом, выделенной имитационной модели
игра и позволяет задать жесткую систему
правил, учет которых приводит игрока
к необходимости отражения игры как целого,
т.е. к усвоению ориентировочной структуры
воспроизводимой деятельности [3, с. 27].
«Деловая игра приносит желаемый
эффект лишь тогда, когда она опирается
на теоретические знания, ясные представления
о той области деятельности, которую она
имитирует, и является логическим продолжением
учебного процесса, его переходящим в
практическую поведенческую стадию заключением»
[8, с. 31].
2 Классификация деловых
игр
На сегодняшний день в литературе
существует большое разнообразие типологий
и классификаций деловых игр. Приведем
примеры некоторых из них.
В зависимости от того, какой
тип человеческой практики воссоздается
в игре и каковы цели участников, различают
деловые игры учебные, исследовательские,
управленческие, аттестационные [1, с. 15].
Помимо указанной типологии,
в основу которой положены критерии типа
практики и целей, исследователи выделяют
и такие критерии как: время проведения,
результат, методология и т.п. Например,
классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. По времени проведения: без
ограничения времени, с ограничением времени,
игры, проходящие в реальное время ,игры,
где время сжато.
2. По оценке деятельности:
балльная или иная оценка деятельности
игрока или команды; оценка того, кто как
работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
жесткие игры - заранее известен
ответ (например, сетевой график), существуют
жесткие правила;
свободные, открытые игры - заранее
известного ответа нет, правила изобретаются
для каждой игры свои, участники работают
над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели: обучающие
- направлены на появление новых знаний
и закрепление навыков участников; констатирующие
- конкурсы профессионального мастерства;
поисковые - направлены на выявление проблем
и поиск путей их решения.
5. По методологии проведения:
луночные игры - любая салонная игра (шахматы,
«Озеро», «Монополия»). Игра проходит на
специально организованном поле, с жесткими
правилами, результаты заносятся на бланки;
ролевые игры - каждый участник имеет или
определенное задание, или определенную
роль, которую он должен исполнить в соответствии
с заданием; групповые дискуссии - связаны
с отработкой проведения совещаний или
приобретением навыков групповой работы.
Участники имеют индивидуальные задания,
существуют правила ведения дискуссии
(например, игра «Координационный Совет»,
«Кораблекрушение»);имитационные - имеют
цель создать у участников представление,
как следовало бы действовать в определенных
условиях («Межцеховое управление» для
обучения специалистов ПДО, «Сбыт» - для
обучения менеджеров по продажам и т.д.);
организационно- деятельностные игры
- не имеют жестких правил, у участников
нет ролей, игры направлены на решение
междисциплинарных проблем. Активизация
работы участников происходит за счет
жесткого давления на личность; инновационные
игры - формируют инновационное мышление
участников, выдвигают инновационные
идеи в традиционной системе действий,
отрабатывают модели реальной, идеальной
ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
ансамблевые игры - формируют управленческое
мышление у участников, направлены на
решение конкретных проблем предприятия
методом организации делового партнерского
сотрудничества команд, состоящих из руководителей
служб [7, с. 87].
А теперь рассмотрим общую типологию
деловых игр.
1. Среди деловых игр, в
зависимости от их функций и целевого
назначения различают:
- обучающие (в том числе тренинговые)
деловые игры. Они имеют наиболее широкое
распространение и служат для подготовки
и повышения квалификации управленческих
кадров и других, в первую очередь высококвалифицированных
сотрудников;
- деловые игры для решения практических
задач. Они применяются также для коллективной
или индивидуальной подготовки управленческих
решений с учетом многообразия влияющих
на ситуацию факторов и различных вариантов
решения проблемы;
- проектные деловые игры. Они
выходят за рамки управления персоналом,
хотя и включают этот важнейший для деятельности
организации аспект.
- исследовательские деловые
игры. Используются для анализа поведения
отдельных сотрудников или целых коллективов
в зависимости от изменения внешних или
внутренних условий их деятельности (например,
при изучении возможностей использования
в организации различных систем оплаты
труда).
2. Широта тематических
рамок отражает масштабы и
сложность решаемых в процессе деловой
игры задач.
Комплексная деловая игра предусматривает
отработку методов решения сложной задачи
в единстве ее важнейших аспектов.
Частная деловая игра служит
решению одной, определенной задачи, например,
игра по изучению и сравнению эффективности
коллективной и индивидуальной деятельности
членов группы.
3. Степень свободы решений
и действий участников игры
может быть различной.
4. B зависимости от степени неопределенности
ситуации деловые игры подразделяются
на детерминированные и вероятностные.
Для детерминированных характерна
определенность ситуации, заданность
ее основных параметров, что позволяет
игрокам принимать однозначно правильные
или неправильные решения.
Вероятностные же отличает
неясность ситуации, изменчивость ее многих
параметров, что обусловливает возможность
лишь вероятностных оценок ситуации и
принятия решений с определенной степенью
риска.
5. Характер коммуникаций
участников игры отражает зависимость
или независимость действий ее
участников друг от друга и
выступает одним из важнейших
показателей ее динамизма.
6. Области применения
характеризуют сферу, в которой
используется1 игра, с точки зрения функционального
подхода.
Общие деловые игры моделируют
деятельность всей организационной единицы
в определенной ситуации, которая может
изменяться.
Функциональные игры служат
обработке действий по выполнению определенной
функции организации (например, функции
службы персонала по освобождению сотрудников
- игра, имитирующая изучение возможностей
использования сокращаемых работников
на других видах работ, оказание им помощи
в трудоустройстве, проведение разъяснительной
беседы и т.п.)
7. Открытость деловой
игры характеризует наличие и
формы контактов между ее участниками.
Открытая игра либо разрешает
контакты между ее участниками, либо предполагает
коллективное выполнение задачи (например,
игра «Полет на Луну» или игры, использующие
метод «Мозговая атака»).
Закрытая же игра запрещает
такого рода контакты.
8. B зависимости от используемых
средств, инструментов деловые игры подразделяются
на ручные и компьютерные.
9. По форме, или регламенту,
проведения деловые игры делятся на очные
и заочные [1, c. 47-49].
3 Структура деловой
игры и методика ее проведения
Имитационная и игровая модели
могут рассматриваться как основные элементы
при конструировании деловой игры. В свою
очередь в имитационной модели можно выделить
ряд структурных компонентов: цели, предмет
игры, графическая модель взаимодействия
участников, система оценивания.
Игровая модель также может
быть представлена в следующих компонентах:
цели, комплекс ролей и функций игроков,
сценарий, правил игры [11, c. 23].
Одним из самых сложных этапов
конструирования деловой игры является
выбор и описание объекта имитации. В качестве
такого объекта выбирается наиболее типичный
фрагмент профессиональной реальности,
выполнение которого специалистами требует
системного применения, разнообразных
умений и навыков, «заготовленных» у учащихся
в период обучения, предшествующей игре,
при чем это применение связано с трудностями;
в решение профессиональных задач вовлечен
тот или иной круг специалистов, имеющих
разные интересы и свои предметы деятельности.
Таким образом, отнюдь не любое содержание
профессиональной деятельности подходит
для игрового моделирования, а только
такое, которое достаточно сложно, содержит
в себе проблемность и не может быть освоено
индивидуально [3,c. 77].
Базовым элементом деловой
игры является сценарий. Сценарий деловой
игры является основным документом для
её проведения.
Схема сценария может быть описана
с помощью следующих элементов: реальное
противоречие (следует отличать от игрового
конфликта, обусловленного разностью
позиций игроков),конфликт наличие в ситуации
рассогласования параметров деятельности,
столкновения разноплановых явлений,
противоречивости критериев принятия
решений и т.п. Игровой конфликт также
может присутствовать в сценарии. Способ
генерирования события, определяющий
степень алгоритмизации и импровизации
участников игры (различают три способа
алгоритмизации: детерминированный, спонтанный,
смешанный).Деловой игре в наибольшей
мере присущ смешанный способ генерирования
событий, когда процесс игры следует какому-то
обобщенному алгоритму, отражающему технологию
производственного процесса, но учитывающему
вероятностный характер событий.