Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы, особенности внеклассной работы по литературе, основные формы и в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение роли внеклассного урока по литературе как одного из важнейших двигателей нравственного развития личности ученика.
Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:
- необходимо раскрыть место внеклассной работы в структуре педагогической работы в школе и определить ее роль в формировании нравственного воспитания школьников;
- подчеркнуть значение внеклассной работы по литературе как мотивирующего составляющего обучения данному предмету, сформировать положительные мотивы обучения

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы, особенности внеклассной работы по литературе, основные формы и виды внеклассной работы
1.1 Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы
1.2 Особенности внеклассной работы по литературе
1.3 Формы и виды внеклассной работы по литературе
Глава 2. Особенности внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, планирование проведения внеклассной работы по литературе в данном классе, опыт организации внеклассного мероприятия в данном классе
2.1 Специфика внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса
2.2 Опыт организации внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе МСОШ №3
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Лиля.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Внеклассная работа по литературе. Литературно-драматический клуб.

В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания  всех форм и видов классных и внеклассных  занятий, широкого развития самостоятельности  учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы.

Преимущества школьного  литературно-драматического клуба  перед другими формами внеклассных  занятий: стабильность (что способствует зарождению и развитию школьных традиций); систематичность (что дает возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга и случайно, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность); массовый характер работы (что позволяет приобщить к литературе, к искусству максимальное количество школьников).

Клуб способен объединить все виды внеурочной работы по литературе, став её центром. Говоря о клубе применительно к преподаванию литературы в школе, мы рассматриваем это явление в двух аспектах: влияние работы клуба на уроки, возможность с его помощью сделать преподавание более эффективным; самостоятельное литературно-образовательное и литературно-развивающее, творческое значение работы клуба как формы реализации креативных возможностей учащихся.

Цель клуба: Создание необходимых условий для художественно-эстетического развития учащихся, для их творческой самореализации, развития креативности.

Задачи клуба: развивать познавательный интерес учащихся к изучению литературы; повышать интеллектуальный уровень учащихся; способствовать творческой самореализации членов клуба; содействовать речевому общению учащихся.

Структура клуба. Членами клуба являются учащиеся 5-11 классов гимназии. Руководство клубом осуществляет актив, в который входят 20 человек. Актив собирается на свои заседания еженедельно для обсуждения хода и итогов работы, утверждает планы дальнейшей деятельности, самостоятельно составляет сценарии и проводит литературные праздники, выступает с драматическими постановками на открытых заседаниях, участвует в Неделе русского языка и литературы в гимназии, участвует в различных творческих конкурсах школы, района, города. Актив избирает из своего состава президента, вице-президента, художников – оформителей, сценарную группу, ответственных за музыкальное оформление, постановку танцев, техническое оснащение. Открытые заседания клуба проводятся два раза в четверть. Учащиеся 5-11 классов приглашаются на открытые заседания в качестве участников, болельщиков, зрителей.

Содержание деятельности клуба. Основное содержание работы литературно-драматического клуба – подготовка и проведение литературных праздников в 5-11 классов. Учащиеся в клубе активизируются, развивается их самостоятельность, проявляются их способности, интересы.

Деятельность данного  клуба реализуется через проекты: творческие: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.); игровые: участие в театральных инсценировках клуба, самостоятельное создание "своей" роли (литературного персонажа или выдуманного героя); информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Приоритетные формы  работы клуба: литературная игра как наиболее продуктивный эмоциональный метод воспитания и обучения учащихся младшего возраста (для уч-ся 5-7 классов); театральные инсценировки литературных произведений; собственные инсценировки актива клуба; литературный вечер (для уч-ся 8-11 классов); литературно – музыкальная композиция; просмотр и обсуждение кинофильмов, спектаклей.

Литературная игра, викторина - это средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыков; это метод организации  и сплоченности коллектива; это способ общения; это фактор, формирующий  внутренний мир человека.

Литературно-музыкальный вечер с элементами театрализации помогает школьникам как бы погрузиться в атмосферу того или иного времени, услышать голоса современников, помогает приобщиться к творческому процессу.

Рассмотрим, для примера, работу над созданием сценария традиционного театрализованного представления актива клуба на литературном празднике "Мифы Древней Греции". Этому предшествовала работа по изучению мифов на уроках литературы, подготовке праздника творческими группами на заседаниях клуба.

1 этап работы –  коллективное составление основной канвы сценария.

Итак, сценарная группа предложила тему для выступления  актива "Олимп современный". Эта же группа предложила опорную лексику для сценария.

-Кто живет на Олимпе? (верховный бог Зевс, олимпийские боги). Значит, действующими лицами нашего представления будут боги, которых будете играть все вы.

Давайте определим роль шестиклассников, пришедших на праздник, чтобы они, как всегда, стали активными  участниками представления. Как  связать Олимп с нашей гимназией, с литературным праздником, если учесть, что боги иногда спускаются на землю? (боги спустятся на праздник).

- В качестве кого  они могут быть на празднике? (жюри).

- Какова будет задача  шестиклассников перед богами? (порадовать  их своими знаниями)

Но прежде чем боги спустятся на Землю, в нашу гимназию, разыграем действие на Олимпе. Давайте представим, что Зевс собирает богов на Олимпийский пир, но их нет. Где они? (на Земле).

- Какова реакция Зевса? (мы уже знаем его характер  по мифам). Он гневается. Зевс  срочно требует созвать всех богов. И вот тут-то по одному входят боги, они только что возвратились с Земли.

- Что они должны  объяснить Зевсу? (почему задержались,  почему, может быть, у них современные  одежды).

Послушав их рассказы о Земле, какое решение принимает  Зевс? (спуститься на Землю и самому убедиться, что дети помнят и чтут олимпийских богов)

Подведем итог. Основная канва сценария: на Олимпе 2008 года должен состояться пир, но Зевс гневается: все  боги на Земле. Они появляются по очереди, объясняют свое опоздание. Зевс проявляет интерес и решает отправиться в гимназию на литературный праздник.

Этот этап работы коллективный.

2 этап работы –  подробное составление сценария. Нашу работу мы организуем  в парах.

Выберите, пожалуйста, по желанию роль бога и поработайте  в парах над созданием реплик своего героя, зная его характер, поступки по мифам. Используйте лексику мифов, детали костюмов. Два человека будут работать над созданием декораций к выступлению.

3 этап работы –  презентация творческого решения  каждой пары.

Сначала – слово декораторам.

А теперь – театр-экспромт. Выступление членов клуба. Обсуждение.

4 этап – рефлексия.  Выяснение мнения членов клуба  о работе.

Нужно отметить, что создание сценария – процесс творческий и  длительный. Мы показали начальный  этап работы. В ходе репетиций, заседаний клуба будут вноситься изменения, дополнения. Но каждый из членов клуба пробует себя в той или иной роли, используя импровизацию, прием перевоплощения.

Подводя итог, дадим описание технологии составления сценария (коллективный творческий проект):

I этап. Подготовительный.

1. Выбор темы.

2. Определение идеи.

II этап. Основной.

1. Поиск сценарного  хода:

а) определение главных  и второстепенных действующих лиц;

б) временная принадлежность (в работе над сценарием необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступлении, детали костюмов);

в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного  произведения).

2. Подробная разработка  содержания с учетом возрастных  особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, некоторых мизансцен.

3. Определение логики  участия в действии учащихся, пришедших на открытое заседание  клуба (активные участники праздника).

4. Музыкальное и художественное  оформление.

III этап. Социализация. Выступление групп. Презентация решения группы. Театр-экспромт.

IV этап. Рефлексия.

Требования к составлению  сценария. Сценарий должен:

- быть литературно-грамотным;

- отвечать идейно-художественным  требованиям;

- не быть примитивным и громоздким;

- иметь строго очерченные  временные рамки;

- учитывать возрастные  особенности учащихся;

- быть написанным с  чувством юмора (с включением  рекламы, современной музыки).

Литературно-драматический  клуб, его актив – это дружный, сплоченный коллектив. Основной результат деятельности клуба – призовые места в различных творческих конкурсах. Анкетирование, проведенное активом среди учащихся гимназии, показало, что такая форма внеклассной работы, как литературно-драматический клуб, необходима. Воспитательное значение такого увлекательного коллективного труда бесспорно.[2]

Делая вывод из вышесказанного, необходимо распланировать внеклассное  мероприятие по литературе с учетом особенностей класса. Так как класс  очень сплоченный, я сделала вывод, что ему не повредит состояние здоровой конкуренции, которое будет мотивировать активность учеников, и решила провести дополнительный урок на состязательной основе.

 

2.2 Опыт организации  внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе МСОШ №3

 

Сочтя, что коллектив класса, судя по психолого-педагогической характеристике, достаточно сильный и в отношении эмоционального состояния, и в знании практически всех предметов, я решила использовать следующий сценарий для проведения внеклассного мероприятия по литературе.

Вопросы в игре достаточно сложные, требуют от учеников эрудированности  и смекалки, а также ребятам  придется вспомнить некоторые факты из истории, чтобы логически дойти до правильного ответа в некоторых вопросах. Я предложила классу разделиться на две группы по восемь человек.

Что примечательно, ребята распределились "поровну", группа, в которой капитаном стала активистка Карина, "забрала" к себе отстающего Кузнецова Сергея, этот поступок указывает на высокий уровень взаимовыручки в классе.

В качестве дидактических средств использовался проектор и компьютер.

Игра проходила с  комментариями и помощью классного  руководителя и преподавателя русского языка и литературы.

Брейн-ринг "Книжный шкаф".

Автор: Щеглова Елена  Валентиновна, ЗДВР МОУ Петропавловская  СОШ Верхнеуральского района Челябинской области.

Правила игры:

  • В игре может участвовать любое количество команд. После двух туров остаются 2 сильнейшие команды.
  • На обсуждение дается 30 секунд.
  • Команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответивший первым лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков.
  • Если первая команда дала неправильный ответ, ее соперница получает 20 секунд на обсуждение.

Первый тур.

Назовите соавторов

1. Илья Ильф –

2. Брокгауз -

3. Вильгельм Гримм-

4. Аркадий Стругацкий -

5. Карл Маркс –

6. Аркадий Вайнер –

(Евгений Петров, Ефрон,  Якоб Гримм, Борис Стругацкий, Фридрих Энгельс, Георгий Вайнер)

На какой водоем смотрел  М.Ю.Лермонтов, когда сочинял стихотворение "Парус"?

1. На Черное море

2. На Азовское море

3. На Индийский океан

4. На озеро Байкал

Назовите имена следующих  литературных героев:

  • Сойер………………..
  • Финн…………………
  • Селезнёва…………..
  • Квакин …………….....

(Том, Гекельберри,  Алиса, Мишка)

Назовите автора произведения, начинающегося с этих строк: "В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени..."

1. Туве Янсон

2. Астрид Линдгрен

3. Сельма Лагерлёф

4. Ганс Христиан Андерсен

Какое произведение начинается с этих строк?

"Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть"

1. "Золотой телёнок"

2. "Три товарища"

3. "Мастер и Маргарита"

4. "Дневник Бриджит Джонс"

Информация о работе Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы, особенности внеклассной работы по литературе, основные формы и в