Сущность воспитания и его значение в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Центральной и одной из самых древних проблем в междисциплинарном изучении воспитания является определение его сущности, поскольку в различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.

Содержание

1.Цель и задачи воспитания
2.Принципы и закономерности воспитания
3. Виды воспитания
4.Авторитет и власть воспитания
5. Диагностика воспитанности

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность воспитания и его значение в педагогическом процессе.docx

— 33.35 Кб (Скачать файл)

Сущность воспитания и его значение в педагогическом процессе

 

 

1.Цель и задачи воспитания

2.Принципы и закономерности  воспитания

3. Виды воспитания

4.Авторитет и власть  воспитания

5. Диагностика воспитанности

 

 

Центральной и одной из самых древних проблем в междисциплинарном изучении воспитания является определение его сущности, поскольку в различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.

  1. Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачи воспитания:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

- подготовка к самостоятельной  жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической  культуры;

- овладение ценностями  и навыками здорового образа  жизни;

- формирование культуры  семейных отношений;

- создание условий для  социализации и саморазвития  личности обучающегося.

Основные составляющие воспитания:

- гражданское и патриотическое  воспитание, направленное на формирование  у обучающегося активной гражданской  позиции, патриотизма, правовой, политической  и информационной культуры;

- идеологическое воспитание, направленное на формирование  у обучающегося знания основ  идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению  основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность  белорусской государственности;

- нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

- эстетическое воспитание, направленное на формирование  у обучающегося эстетического  вкуса, развитие чувства прекрасного;

- воспитание культуры  самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

- воспитание культуры  здорового образа жизни, направленное  на формирование у обучающегося  навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья  как ценности, физическое совершенствование;

- гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

- семейное воспитание, направленное  на формирование у обучающегося  ценностного отношения к семье  и воспитанию детей;

- трудовое и профессиональное  воспитание, направленное на понимание  обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

- экологическое воспитание, направленное на формирование  у обучающегося ценностного отношения  к природе;

- воспитание культуры  безопасной жизнедеятельности, направленное  на формирование у обучающегося  безопасного поведения в социальной  и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

- воспитание культуры  быта и досуга, направленное на  формирование у обучающегося  ценностного отношения к материальному  окружению, умения целесообразно  и эффективно использовать свободное  время.


  1. Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин: 
во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей; 
во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих; 
в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

  1. Существует много видов воспитания

   Умственное воспитание ориентировано  на развитие интеллектуальных  способностей человека, интереса  к познанию окружающего мира  и себя. Задачи и содержание  нравственного воспитания молодого  поколения определяются этическими  требованиями общества.

   Трудовое воспитание –  это развитие и подготовка  добросовестного, ответственного и  творческого отношения к различным  видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

   Эстетическое воспитание  – это развитие эстетического  отношения к действительности, предполагающего  наличие у человека способности  воспринимать прекрасное.

   Физическое воспитание заключается  в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков  и вестибулярного аппарата, выполнении  различных процедур закаливания  организма, а также воспитание  силы воли и характера; направлено  на повышение работоспособности  человека.

   Гражданское воспитание  – это формирование у человека  ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и  Отечеству.

   Экономическое воспитание  – это система мер, направленная  на развитие экономического мышления  современного человека в масштабах  своего дома, производства, страны.

   Экологическое воспитание  – это воспитание, которое основано  на понимании непреходящей ценности  природы и всего живого на  Земле.

   Правовое воспитание предполагает  знание человеком своих прав  и обязанностей, а также ответственности  за их несоблюдение.

   Свободное воспитание рассматривает  воспитание как помощь природе  ребенка, естественно развивающегося  в процессе освоения окружающего  мира и свободно самоопределяющегося  в нем.

   Семейное воспитание –  составная часть социализации  человека. В семье социализация  стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

   Религиозное воспитание  – целенаправленное и планомерное  взращивание верующих посредством  внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих  догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

  Социальное воспитание –  составная часть относительно  контролируемой социализации. Социальное  воспитание – это взращивание  человека в специально созданных  воспитательных организациях. Основной  способ – планомерное создание  условий с помощью взаимодействия  конкретных людей, коллективов, воспитательных  организаций и органов управления. Целями социального воспитания  являются:

• относительно целенаправленное позитивное развитие;

• духовно-ценностная ориентация;

• выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Нравы же в данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; 

Нравственное воспитание – понятие условное. Существует объективная сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, результатом которых должен стать планируемый нравственный результат.

Нравственное воспитание – это не обучение нравственности. Обучить нравственности нельзя. Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

  1. Авторитет и власть воспитания

    Родительская семья считается одним из самых важных и влиятельных факторов  воспитания любого ребенка. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей  предопределяют жизненный путь ребёнка. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребёнка, который не зависел бы от семейных условий.   

     Большую роль в воспитании  ребёнка играет родительский  авторитет.

Так что же такое «родительский авторитет»? Откуда он берётся?     Слово «авторитет» в переводе с латинского означает «власть», «влияние». Авторитет – это влияние отца и матери на детей, основанное на  нравственных достоинствах, знаниях, воспитывающее уважение к родителям.

Родительский авторитет – это важная составляющая успешности воспитания детей в семье, он является  одним из сильнейших воспитательных факторов. 

 Не стоит думать, что родительский  авторитет приходит сам по  себе, он приобретается годами  самоотверженной работы обоих  родителей. Не все родители правильно  понимают смысл данного слова, не знают слагаемых родительского  авторитета. Поведение родителей  в семье и вне её, отношение  родителей к семье, детям, родственникам, посторонним людям, поступки родителей  – это лишь малая часть слагаемых  родительского авторитета.

   Можно добавить, что главным  условием авторитета родителей  является их гражданское лицо  – личное поведение, их общественная  и производственная работа. Такие  родители точно знают потребности  и интересы своих детей, во  всём оказывают им помощь, внимательны  к  индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. 

 Авторитетность любого родителя  состоит в том, чтобы спокойно  проанализировать создавшуюся ситуацию  и предъявить ребёнку требования  так, чтобы он понял: об этом  ему говорится раз и навсегда. Чтобы стать настоящим авторитетом  для своего ребёнка, родители  не должны бояться критики  со стороны своих детей, так  как в современном мире дети  умеют то, чего  их родители не умеют. Родители, которые хотят сохранить свой авторитет должны учиться у своих детей, не бояться задавать вопросы на интересующие их темы.    

 Родители, которые сталкиваются  с трудностями в воспитании  ребёнка,  склонны думать, что авторитет даётся от природы, что это особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя. Это явная ошибка. Авторитет может быть организован в каждой семье. Здесь родителям важно знать, что существует авторитет истинный и ложный. Приобретение истинного авторитета – кропотливый труд отца и матери. А для предупреждения перегибов в воспитании следует знать некоторые виды ложного авторитета.

   Авторитет подавления. Чаще всего этим авторитетом страдают отцы. Это проявляется в постоянном ворчании, раздражении взрослого, наказанием ребёнка за любую провинность. Родительский террор держит в страхе всю семью. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он никого не воспитывает, а только приучает детей  держаться дальше от гневных родителей, вызывает детскую ложь, человеческую трусость, развивает жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят  слякотные, никчёмные люди, самодуры, которые всю свою жизнь мстят за подавленное детство. Данный вид авторитета бывает у некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает.

   Авторитет резонерства. В этом случае родители  наполняют жизнь ребёнка бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Они уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В таких семьях  мало радости и улыбок. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными,  в глазах своих детей они хотят быть непогрешимыми, но  забывают, что у детей своя жизнь и  нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живёт более эмоционально, более страстно, он не склонен к рассуждениям. Привычка мыслить приходит позже, а постоянные разглагольствования, зудение и болтливость родителей проходят  бесследно в сознании ребёнка. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

Информация о работе Сущность воспитания и его значение в педагогическом процессе