Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:11, реферат
Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.
Культура педагога - это залог его успешной карьеры.
Основные задачи:
1.Дать определение понятию педагогической культуры, выявить его особенности.
2.Раскрыть сущность и основные компоненты культуры педагогического труда.
Введение
1.Понятия и особенности педагогической культуры………………………....4
2.Сущность и основные компоненты культуры педагогического труда учителя………………………………………………………………………….....7
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.Понятия и особенности педагогической культуры………………………....4
2.Сущность и основные компоненты
культуры педагогического труда учителя……………………………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.
Культура педагога - это залог его успешной карьеры.
Основные задачи:
1.Дать определение понятию педагогической культуры, выявить его особенности.
2.Раскрыть сущность и основные компоненты культуры педагогического труда.
Учитель вступает во взаимодействие
с педагогической культурой как
минимум в трех отношениях: во-первых,
когда усваивает культуру педагогической
деятельности, выступая объектом социально-педагогического
воздействия; во-вторых, он живет и
действует в определенной культурно-педагогической
среде как носитель и транслятор
педагогических ценностей; в-третьих,
создает и развивает
Культура педагогического
Формирование
1. Понятия и особенности педагогической культуры
В современном мире существует достаточно много понятий слова «культура». Например, под культурой понимают определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.[5;25]
Оценивая общую культуру
различных людей, общество, как правило,
учитывает проявляющиеся в
Существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.[4;123]
Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической деятельностью как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.[4;189]
Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя. В педагогических ценностях личность личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность.
Отражая противоречивый, диалектический
характер человеческой деятельности,
профессиональная культура есть определенная
степень овладения членами
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.[3;152]
Итак, профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры.
Инновационные процессы, происходящие в современной педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке учителей. В связи с этим профессионально-педагогическая культура занимает особое место, поскольку в ней, как и в общей культуре, аккумулируются социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал педагогов.
2. Сущность и основные компоненты культуры педагогического труда учителя.
Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:
• профессионально-педагогическая культура
- это универсальная
• профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;[6;85]
• профессионально-педагогическая культура
- это системное образование, включающее
в себя ряд структурно-функциональных
компонентов, имеющее собственную
организацию, избирательно взаимодействующее
с окружающей средой и обладающее
интегративным свойством
• единицей анализа профессионально-
• особенности реализации и формирования
профессионально-педагогической культуры
учителя обусловливаются
Современные исследователи (В.А. Сластенин,
Е.В. Бондаревская) рассматривают профессионально-
Например, В.А. Сластенин выделяет в ней такие компоненты, как аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент профессионально-
Технологический компонент профессионально-
Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, раскрывает исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений.
Личностно-творческий компонент профессионально-
Большую роль в становлении личностно-
Учителя, благодаря хорошей
работоспособности, успевают
На уровне поведенческих установок
учителя проявляют тенденцию
к творческому педагогическому
взаимодействию с акцентом на понимании
ученика как личности. То есть, несмотря
на недостатки психоэмоциональной саморегуляции,
неуверенность в себе, педагоги демонстрируют
готовность к творческому, недирективному
взаимодействию с учащимися. Это
заставляет предположить наличие повышенной
проблемности учителей, возможность
срывов эмоциональной адаптации, связанных
с противоречием между
Разработка и реализация мероприятий,
направленных на повышение профессионально-
Существуют меры административного уровня, способствующих повышению профессионально-педагогической культуры педагогов, можно назвать следующие: работу постоянно действующих научно-методологических семинаров в целях культурологического и психологического просвещения педагогов, моральное стимулирование творческого подхода к педагогическому труду, творческие конкурсы, организация психологической помощи и поддержки, социальной защиты педагогов и т.д.[4;420]
Культура педагогического
труда зависит как от объективных
условий жизни и труда
Характер требований преподавателя к обучаемым, к себе, к другим людям есть свидетельство его культуры. Известна педагогическая формула А.С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».[1;352]
Кому и сколько предъявлять требований? каковы эти требования и как их предъявлять? какова их природа, условия предъявления и осуществления? посильны ли они и доведены ли до конца? – это далеко не полный перечень вопросов, отвечая на которые учитель формирует собственный стиль поведения и культуру своего труда. Разумеется, не всем стилям поведения преподавателей подражают обучаемые. Только тот стиль, который отличает высокая культура труда, может явиться истинным образцом для подражания.
Информация о работе Сущность и основные компоненты культуры педагогического труда учителя