Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 01:41, контрольная работа
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Введение……………………………………………………......
1. Сущность и особенности воспитания…………………………
1.1. Национальное своеобразие воспитания.....……………………
1.2. Сущность воспитания.................................................................
1.3. Особенности воспитательного процесса……………………..
2. Движущие силы воспитания..................…….………………
Заключение………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского»
Ростовский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Теория воспитания»
на тему: «Сущность и особенности воспитания.
Движущие силы воспитания»
Выполнила: |
Студентка II курса Специальность 050706.65 Педагогика и психология Гусева Марина Владимировна |
Проверила: |
Шипитко Людмила Михайловна |
(Оценка, подпись) |
Ростов
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………….. |
3 | |
1. |
Сущность и особенности воспитания………………………… |
5 |
1.1. |
Национальное своеобразие воспитания.....…………………… |
7 |
1.2. |
Сущность воспитания........... |
9 |
1.3. |
Особенности воспитательного процесса…………………….. |
11 |
2. |
Движущие силы воспитания..................…… |
13 |
Заключение…………………………………………………… |
17 | |
Список использованной литературы………………………… |
19 |
Введение
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определённые изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.
Сам феномен воспитания дан человечеству изначально и навечно. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной цели, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий. Истина воспитания, как объективного родового и вечного общественного явления, в самой общей абстрактной форме состоит в том, что оно изначально, с момента появления социума, полно идеями, скрытыми до времени реальными возможностями и сознательного и эффективного вмешательства взрослых в подготовку подрастающих поколений.
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно сферы как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентаций и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»1. Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Разделение данных процессов проводится с целью объяснения их сущности.
Как уже было сказано выше, воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с рождения и практически до самой смерти. Сила воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса.
Сегодня в педагогической науке трудно найти понятие, которое допускало бы столь различные определения. В буквальном смысле «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка. Считают, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). Он надеялся путем воспитания создать «новую породу людей». Задача воспитания, по его мнению, - «вкоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности»2.
Несмотря на то что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в российской педагогической терминологии это слово сегодня является устоявшимся термином. Проблема определения сути воспитания является одной из самых древних. В педагогической литературе в силу ряда объективных причин это понятие постоянно уточняется.
В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности. В целом воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества3. В условиях доминирования марксистской идеологии воспитание рассматривалась как средство подготовки активных и сознательных строителей коммунизма.
Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления является для исследователя наиболее значимым.
Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего такая связь объективно сосуществует с понятием «формирование». Данный термин предполагает определённые изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появлению физических и личностных новообразований в человеке. Какой бы аспект мы ни взяли во главу угла, определяя понятие «воспитание», во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие это явление.
Во-первых, воспитание — это процесс, т.е. динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.
Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленн
В-третьих, гуманистическая направленность. Она определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», когда влияние окружающих формирует в человеке негативные, антигуманные черты.
В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.
Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Воспитание - это для всех времён и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима духовная жизнь общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и житейского опыта от поколения к поколению. Оно появлялось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приёмы… в зависимости от типа культуры.
Характер, содержание, формы и методы воспитания во многом зависят от этнокультурных и социальных особенностей общества. Каждый народ имеет свой особенный идеал личности, который он и стремится реализовать в национальной системе воспитания.
Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа»4.
Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К.Д.Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели»5.
Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.
В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др.
Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике - устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.
В странах Востока доминирует идеал строгого следования традициям, нормам, канонам, глубокое уважение и почтение к старшим; знание носит вторичный характер. Западный тип воспитания ориентирован на развитие разума, воли, индивидуального начала в человеке. Для России характерно воспитание душевных качеств, коллективизма, трудолюбия, патриотизма.
При всём многообразии национальных систем воспитания они все ориентированы на общие человеческие ценности, поэтому основным подходом к реализации национального воспитания является воспитание на основе общечеловеческих ценностей с учётом национальной специфики.
Вопрос о сущности воспитания непростой и трактовка его в педагогике до настоящего времени вызывает определённые трудности. Воспитание может протекать в процессе специально организованной воспитательной деятельности и путём повседневного обучения и взаимодействия детей со взрослыми. В том и другом случае воспитание будет иметь различный смысл.
Как было сказано выше, воспитание имеет два смысла: оно понимается в широком и узком значении. В широком смысле воспитание - это овладение всей совокупностью общественного опыта; в более узком смысле воспитание означает специфический процесс формирования специальных, идеологических, нравственных, эстетических отношений.
Всякое воспитание, рассматриваемое и в широком, и в узком значениях, начинается с обучения, базируется на нём и не должно осуществляться в отрыве от него. С другой стороны, само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, в формировании у ребёнка таких нравственных отношений, как прилежание, упорство в преодолении трудностей и т.д.
В процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания - обучение. В неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве заключается важная сущность воспитания.
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей6. В системе образования всех уровней и видов происходит накопление интеллектуального и нравственного потенциала страны. Социально-культурная традиция оказывает существенное влияние на формирование характера человека, стиля поведения, его ценностей, устремлений и интересов, т. е. образа жизни, принятого в обществе, а также на освоение различных форм жизнедеятельности (трудовой, профессиональной, общественно-политической, семейно-бытовой) и развитие духовного потенциала человека для творчества.
Информация о работе Сущность и особенности воспитания. Движущие силы воспитания