Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 12:57, реферат
Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются: осуществление воспитания, обучения и развития детей, социально-психологическое обеспечение и правовая защита, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и др.
В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич предлагают строить методическую работу, используя следующие цели: определение состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении; изучение взаимоотношений между детьми и диагностика уровня основных направлений развития дошкольников; повышение уровня воспитательно-образовательной работы и ее конкретных результатов; изучение деятельности воспитателей - новаторов и обобщение их опыта; помощь молодым воспитателям в овладении педагогическим мастерством [1995. C. 6].
В соответствии со
словарем справочником по
При формулировании задач методической работы дошкольного образовательного учреждения, следует выделить группу взаимосвязанных функций методической работы.
Проведенный анализ работ Н.В. Немовой, М.М. Поташника, Г.Н. Поповой, П.И. Третьякова позволяет констатировать, что в настоящее время вопрос о функциях методической работы в образовательных учреждения широко обсуждается, и на сегодняшний день не является решенным.
Представляется наиболее продуктивным мнение А.М. Моисеева и О.М. Моисеевой, которые определяют три функции методической работы образовательного учреждения с позиции иерархических уровней системы образования:
– функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науки и передовому педагогическому опыту;
– функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу образовательного учреждения;
– функции методической работы по отношению к конкретному педагогу [2001. C.224].
П.И. Третьяков рассматривает
функции методической работы через задачи
управления и представляет их в следующем
порядке: информационно-аналитическая,
мотивационно-целевая, планово-прогностическая,
организационно-
Содержательно и достаточно системно представлены функции методической работы у Л.Н. Буйловой и С.В. Кочневой. Авторы предлагают следующее их содержание:
– информационная – направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;
– аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих механизмов по ее совершенствованию;
– планово-прогностическая - основа деятельности методической работы учреждения. Она направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению.
– проектировочная - направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения;
– организационно-координационная должна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции;
– обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;
– контрольно-диагностическая - занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения [2001. C. 28].
Цель и задачи методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении определяются образовательной ситуацией в ДОУ, целью и задачами учреждения и системы дошкольного образования и образования РФ в целом.
Анализ исследуемой литературы по рассмотрению задач методической работы приводит нас к выводу, что авторы не всегда достаточно разграничивают, задачи методической работы учреждения от общих задач образовательной деятельности учреждения. Так, например, В.А. Беляева, В.П. Дуброва, Л.И. Фалюшина предлагают общие подходы к определению задач методической работы:
– управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития);
– организация повышения профессиональной компетентности педагогов (знакомство педагогов с новыми психолого- педагогическими исследованиями, распространение передового педагогического опыта, а в режиме развития – подготовка педагогов к инновационной деятельности).
Наиболее современные требования к постановке задач методической работы предлагают авторы Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева. Суть их заключается в следующем:
– исследование образовательных потребностей социума;
– анализ состояния воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении;
– формирование банка информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);
– обеспечение высокого качества воспитательно-образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;
– выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении, его обобщение и распространение;
– прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
– оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;
– организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты) [2001. C. 22].
Представляется, что более конкретно задачи методической работы образовательного учреждения предложены Е.В. Коротаевой, которая выстраивает следующую последовательность задач:
– установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;
– определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, наиболее полно отвечающих задачам обучения конкретной образовательной области;
– обеспечение педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;
– создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом [2001. C. 21].
Следующий компонент методической работы как деятельности – это содержание. Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников:
– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;
– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;
– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;
– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.
Т.П. Колодяжная утверждает, что содержание методической работы должно быть направлено на выполнение конкретных задач каждого дошкольного учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане [2002. C. 79].
В.А. Беляева, А.А. Петренко рассматривают одинаковые направления содержания методической деятельности относительно двух разных должностей: педагога и методиста учреждения [2004. C. 33].
С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева предлагают содержание методической работы рассматривать с точки зрения основных функций:
1) функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу ДОУ:
совершенствование педагогической деятельности;
обновление программного обеспечения образовательного процесса;
ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;
внедрение в практику учреждения достижения передового педагогического опыта.
2) функции методической
работы по отношению к
изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;
организация работы по развитию профессионального роста педагогов: повышение социально-психологической культуры; совершенствование специальных умений и навыков; знакомство с общечеловеческой и национальной культурой.
В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич рассматривают содержание методической работы с позиции компетентностного подхода. Они выстраивают его в виде компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ: социально-психологическая компетентность; педагогическая компетентность; национальная, речевая и бытовая компетентности [1995. C. 7].
Существует другой
взгляд на определение
Таким образом, содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития ДОУ и образовательной ситуацией в образовании и может быть разработано в соответствии с показателями основных компонентов профессиональной компетентности педагогов, которыми могут быть: 1) дидактический (знание ряда ведущих дидактических концепций); 2) психолого-педагогический; 3) методический; 4) технологический и технический; 5) коммуникативный.
Достаточно важным компонентом методической работы являются формы организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Традиционное содержание и формы методической работы, в которых отводилось и еще отводится главное место теоретическим докладам, не актуальным по темам консультациям и семинарам, бессистемному контролю за количеством, а не за качеством проведенных педагогом занятий и режимных моментов, утратили свое значение из-за незначительной их эффективности и недостаточной обратной связи.
К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Л.М. Денякиной, Е.В. Коротаевой, Т.П. Колодяжной, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк, относятся:
- локальные (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания и др.;
- интраактивные (между образовательными
учреждениями одного района): психолого-педагогические
проблемные семинары; методические
кабинеты, службы, центры; деловые и
ролевые игры; конкурсы педагогов;
неформальные объединения
- интерактивные (межрайонные,
городские, областные, федеральные): теоретические
и научно-практические
Л.М. Денякина утверждает, что все формы методической работы (систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные) организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий организации деятельности ДОУ. Для всех этих форм общим является анализ состояния обсуждаемой проблемы.
Одной из самых распространенных форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении является методический кабинет, который считается многофункциональным по своему предназначению. Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К.Ю. Белой, должен рассматриваться как «…творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса» [2003. C. 88].
А.И. Васильева, Н.Ю. Честнова методический (педагогический) кабинет называют центром всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования». Методический кабинет, по мнению авторов – это копилка традиций ДОУ. Задачами методиста (старшего воспитателя) ДОУ является создание условий для того, чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его реализации воспитателями в работе с детьми. Авторы утверждают, что правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует повышению методической подготовленности всего педагогического коллектива в вопросах качества организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ [1990. C. 122].
Информация о работе Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ