Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 12:57, реферат
Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются: осуществление воспитания, обучения и развития детей, социально-психологическое обеспечение и правовая защита, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и др.
Основной целью методического кабинета является оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании. Так, Н.Ю. Честнова считает, что кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы. Автор подчеркивает, чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию [2004. C.483].
К сожалению, педагогический опыт показывает неэффективное использование методического кабинета в методической работе с педагогическими кадрами в ДОУ по многим причинам:
- недопонимание методистом
(старшим воспитателем) и педагогами
роли и возможностей
- несоответствие
- недостаточная оснащенность
кабинета (чаще всего из-за
- отсутствие или несоответствие
графика работы педагогов в
кабинете с графиком
- устаревшие, неэффективные формы работы с педагогами в методическом кабинете;
- несовершенство его структурно-
Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, по мнению Т.П. Колодяжной, должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог ДОУ является профессионально компетентной и творчески активной личностью [2002. C. 78]. Так как результат зависит от цели, а цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка. Следовательно, результатом методической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.
Таким образом, в процессе различных теоретических источников по вопросам сущности, структуры организации и содержания методической работы в ДОУ мы приходим к выводу, что методическая работа в ДОУ– это вид целенаправленной деятельности, системно выстроенной в соответствии со структурными ее компонентами. Структура организации и разработанное содержание методической работы (как одного из видов деятельности ДОУ) должны играть ведущую роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов, что в свою очередь приводит к оптимизации результата деятельности всего образовательного учреждения и качества содержания образования в целом.
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении планируется руководителями учреждения, утверждается педагогическим советом, осуществляется в течение всего учебного года и предусматривает органичное сочетание с повседневной практической деятельностью педагогов учреждения. Всей методической работой руководит методист дошкольного учреждения (старший воспитатель или заместитель заведующего ДОУ) [Л.М. Волобуева, 2004 C. 3]. Следовательно, методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это последовательная, системная деятельность по оказанию помощи педагогам в организации педагогической деятельности, в результате которой происходит оптимизация профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива дошкольного образовательного коллектива в целом.
Из этого следует, что сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности.
В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности. Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:
– является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов;
– способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;
– помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного;
– создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;
– содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.
Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок.
Л. И. Фалюшина отмечает, что «одним из важных недостатков современной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении является ее неконкретность, не системность, направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность)» [2004. C. 82]. Отсюда, к слабым сторонам методической работы в ДОУ можно отнести следующие:
– не систематизируются структурные компоненты методической работы в ДОУ;
– разрабатываются задачи методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ;
– наблюдается ее слабая, не эффективная организация;
– прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы, т.к., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;
– не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов при планировании содержания методической работы;
– используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов;
– отмечается недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей ДОУ (заведующей, методиста) в вопросах организации методической работы;
– выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;
– осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.
Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ.
Из этого следует, что
условия организации
Таким образом, современная ситуация в образовании с реализацией компетентностного подхода и новых требований к педагогу, придают особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.
Информация о работе Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ