Темперамент и характер. Теория воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, контрольная работа

Краткое описание

Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.72 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный открытый университет 

им. В.С. Черномырдина» 

                                 Ижевский институт (филиал) 

Кафедра философии 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ  И ПЕДАГОГИКА»

    на  тему: «1.  Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления). 
     

            Студентки 3 курса заочной формы обучения

            Специальность: менеджмент

            Шифр: 15081044

            Кошкиной  Р.С.

            Руководитель:    Рыбина О.Г. 
             

г. Ижевск, 2011г. 

Содержание
  стр.

Темперамент - это динамическая характеристика психической  деятельности индивида. Он проявляется первым делом в его  впечатлительности, т. е. силе и устойчивости того воздействия, которое  впечатление оказывает  на человека. Темперамент  сказывается и  на эмоциональной  возбудимости, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно  охватывает личность, в устойчивости, с  которой оно сохраняется. Выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой она овладевает моторной сферой и переходит в действие, устойчивостью, с которой она сохраняет свою действенную силу.

Холерический  темперамент характеризуется  сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический - слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический - сильной  впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический - слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.

Темперамент находит себе особенно наглядное выражение  в силе, а также  скорости, ритме и  темпе всех моторных проявлений человека - его практических действиях, речи, выразительных  движениях.

Динамическая  характеристика психической  деятельности (т. е. проявление темперамента) не имеет  самодовлеющего характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем  условиям, в которых  он находится.

Во  всех своих проявлениях  темперамент преобразуется  в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят  в черты характера, содержание которого связано с направленностью  личности.

Темперамент ребенка основывается на свойствах его  нервной системы - силе и лабильности, специфике протекания процессов возбуждения  и торможения. Темперамент  редко встречается  в чистом виде, но тем не менее накладывает отпечаток на учебную деятельность школьника. Дети со слабой и подвижной нервной системой (которые обычно называются меланхоликами) особенно остро воспринимают замечания учителя, расстраиваются из-за мелочей, на которые остальные не обращают внимания. Их повышенная впечатлительность может мешать им адаптироваться в школе. От флегматика с его сильной малоподвижной нервной системой вряд ли следует ждать быстрого ответа или мгновенного включения в выполнение письменной работы. Стоит считаться с его замедленными реакциями, правом на свой темп. Бурные эмоциональные реакции, непоседливость холерика могут быть следствием именно его темперамента, силы и подвижности нервной системы, а не невоспитанности, как иногда считает учитель. Следует отметить, что с возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль растущего ребенка сглаживают все эти проявления, они становятся не такими выраженными, яркими. Ломать же, искоренять неудобные особенности темперамента ребенка не только бессмысленно, но и вредно.

Деятельность  и повседневное поведение  человека зависит  от социальных условий, в которых формировалась  личность, и от особенностей при- родной организации человека.

Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в  динамике его психических  процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном  тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент - это проявление в психике человека врожденного типа нервной деятельности.

Установлены три основные свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности:

I. Сильный, уравновешенный (процесс  возбуждения сбалансирован  с процессом торможения) , подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Этому типу высшей нервной деятельности со- ответствует сангвинический темперамент.

II. Сильный, неуравновешенный (процесс  возбуждения преобладает  над процессом  торможения) , подвижный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент.

III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы  возбуждения и  торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент.

IV. Слабый (нервная система  не выдерживает  большой и длительной  нагрузки) , неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент.

Названия  темпераментов впервые  ввел древнегреческий  врач Гиппократ (IV в. до н.э.) , который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) - у сангвиника, желтой желчи (холэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика. Слово "темперамент" про- исходит от латинского "tempero" - смешанный в надлежащем соотношении.

Наряду  с совокупностью  свойств нервной  деятельности, обусловливающих  тот или иной темперамент, можно выделить следующие  психические особенности, которые в различных  комбинациях входят в соответствующий  темперамент.

1. Скорость и интенсивность  психических процессов,  психическая активность.

2. Преимущественная  подчиненность поведения  внешним впечатлениям - экстраверсия или  преимущественная  его подчиненность  внутреннему миру  человека, его чувствам, представлениям - интроверсия. 

3. Приспособляемость,  пластичность, адаптированность к внешним из- меняющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособляемость, негибкость - ригидность).

4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.

Гибкость  поведения   Характеристика поведения, свидетельствующая  о широкой вариативности  поведенческих реакций, ловком подстраивании под условия проблемной ситуации, невысокой роли в поведении стереотипных реакций. По смыслу противоположно закомплексованному поведению.

Иксотимик   Тип темперамента: спокойный, маловпечатлительный, невысокая гибкость мышления.

Интенсивность психических процессов   Характеристика высшей нервной деятельности отдельного человека, отражающая то, насколько быстро протекают психические процессы: мышление, внимание, память и другие.

Меланхолик   Психологический  словарь на azps.ru, Меланхолик.

Общая активность   Валовый показатель деятельности человека, включающий интенсивность психических процессов, физическую активность, количество совершаемых операций в единицу времени.

Подвижность нервной системы   Характеристика нервной  системы, отражающая скорость возникновения  и прекращения  нервных процессов, переключаемость  нервной системы.

Ригидность   Психологический  словарь на azps.ru, Ригидность.

Сангвиник   Психологический  словарь на azps.ru, Сангвиник.

Сила  нервной системы   Показатель выносливости нервных клеток отдельного человека, того объема работы, которые они  способны выполнить  в единицу времени.

Скорость  психических процессов   Валовая характеристика высшей нервной деятельности, отражающая то, насколько  быстро протекают  психические процессы отдельного человека.

Уравновешенность  нервной системы   Характеристика того, насколько уравновешены процессы возбуждения  процессами торможения в нервной системе  отдельного человека.

Флегматик   Психологический  словарь на azps.ru, Флегматик.

Холерик   Психологический  словарь на azps.ru, Холерик.

Циклотимик   Тип темперамента - частые и глубокие перепады между печалью и радостью, хорошим и плохим настроением, активностью и подавленностью.

Шизотимик   Тип темперамента: замкнутость, склонность к колебаниям, упрямость, малоподатливость к изменениям.

ОСНОВНЫЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И  ВОСПИТАНИЯ

 

Теория  активного формирования психических процессов  и свойств личности. В основе важнейших концепций современной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л.С.Выготского о том, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Тогда только личность может стать полноценным членом общества. Идея, согласно которой психическое развитие осуществляется путем усвоения социального опыта, через учение, является центральной не только для психологии обучения, но и для психологии воспитания. Формирование личности молодого человека, усваивающего социальный опыт, происходит не автоматически, апутем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции, которая опосредует все воспитательные воздействия. Позиция личности, совокупности мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооценки, сформированные в результате воспитания, делают личность относительно независимой от различных внешних воздействий, которые преломляются через перечисленные выше внутренние условия.

Теория  поэтапного формирования умственных действий . Центральная идея этой теории состоит в том, что получение знаний осуществляется в процессе деятельности учащегося, в результате и при условии выполнения им определенной системы действий. Человек не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а учится мыслить, усваивает мыслительные операции. Задача педагога – умело управлять этим процессом, контролировать не только результаты мыслительной деятельности, но и ход ее формирования.

Структурная теория . В работе ряда психологов было обнаружено, что усвоение учащимися материала зависит от структуры их познавательной деятельности, которая, в свою очередь, определяется методами обучения, т. е. была показана зависимость усвоения знаний и развития мышления учащихся от характера обучения, его содержания и методов. В тех случаях, когда школьники под руководством учителя осуществляют самостоятельный поиск признаков усваиваемых понятий и способов решения новых типов решения задач, в обучении возникает более развивающий эффект. Усвоение оказывается особенно эффективным, если в процессе обучения создаются условия для перехода от интериоризации к экстериоризации (это проявляется в применении знаний к решению нагляднодейственных задач), для выработки приемов умственной деятельности, имеющих обобщенный характер. 

Характер - это  неразрывное целое. Но изучить и  понять такое сложное целое, как  характер, нельзя, не выделив в нем  отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера  проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение  к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.  

Информация о работе Темперамент и характер. Теория воспитания