Темперамент и характер. Теория воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, контрольная работа

Краткое описание

Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.72 Кб (Скачать файл)
 
 

      Темперамент - психическое свойство, особенности которого зависят  от условий жизни и деятельности  конкретного человека. Поэтому,  характеристика не исчерпывается простым указанием на тип ВНД свойственного для данного темперамента.

    Рассмотрим 4 типа темперамента на рис.1.

    

Рис. 1. Виды темперамента 

    Сангвинический  темперамент.

      Сангвиник быстро сходится с  людьми, жизнерадостен, легко переключается  с одного вида деятельности  на другой, но не любит однообразной  работы. Он легко контролирует  свои эмоции, быстро осваивается  в новой обстановке, активно вступает  в контакты с людьми. Его речь  громкая, быстрая, отчетливая  и сопровождается выразительными  мимикой и жестами. Но этот  темперамент   характеризуется  некоторой двойственностью. Если  раздражители быстро меняются, все  время поддерживается новизна  и интерес впечатлений, у сангвиника  создается состояние активного  возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

      Флегматический темперамент.

    Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит  начатое до конца. Все психические  процессы у флегматика протекают  как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных  процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в  меру общителен, настроение у него устойчивое.

    Но  у флегматика следует развивать  недостающие ему качества - большую  подвижность, активность, не допускать, чтобы он   проявлял безразличие  к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут  сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

    Холерический  темперамент.

    Люди  этого темперамента быстры, чрезмерно  подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают  у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности  холерика. Отсюда и выразительная  мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при  этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая  трудности.

    Но  у человека с холерическим темпераментом  запас нервной энергии может  быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление  исчезают, настроение резко падает.

    Меланхолический темперамент.

    У меланхоликов медленно протекают психические  процессы, они с трудом реагируют  на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у  людей этого темперамента замедленную  деятельность, а затем и прекращение  ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана  с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния  у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них  выражаются слабо.

    Психологи установили, что слабость нервной  системы не является отрицательным  свойством. Сильная нервная система  более успешно справляется с  одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной  системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его  учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются  черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко10.

    1.3.Физиологические  основы характера,  типическое и индивидуальное в характере.

 

    В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках11. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

    Темперамент на форму проявления характера, своеобразно  окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.

      С другой стороны, и сам темперамент  перестраивается под влиянием  характера: человек с сильным  характером может подавить некоторые  отрицательные стороны своего  темперамента, контролировать его  проявления12.

    С характером неразрывно связаны и  способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной  связи с коллективом, желание  работать для его блага, вера в  свои силы и возможности, соединенная  с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью  к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять  инициативу.

    Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких  черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются  и его способности. Например, в  процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с  одной стороны, способность к  труду, а с другой - трудолюбие как  черта характера13.

    Физиологической основой характера является сплав  черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных  связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных  связей играют более важную роль, так  как тип нервной системы можно  сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы  связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов.

    Например, решительность характера можно  воспитать и у представителя  сильного, возбудимого типа нервной  системы, и у представителя слабого  типа. Но воспитываться она будет  по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.

    Из  сказанного ясно, что характер не наследуется  и не является прирожденным свойством  личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется  и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его  воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного  исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный  путь своеобразны и неповторимы)14.

    Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и  это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся  в одинаковых условиях, имеется много  общего, поэтому и в характере  их будут некоторые общие стороны  и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.

    Характер  каждого человека представляет собой  единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха  характеризуется определенным общим  укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

    1.4. Черты характера  и его психологические  особенности.

 

    Характер - это неразрывное целое. Но изучить  и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив  в нем отдельных сторон или  типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются  в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к  самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду.

    В этой связи выявляются такие черты  характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные  им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств.

    Отношение к людям наглядно выступает в  таких чертах  характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

    Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования  личности, помогающих вырабатывать такие  черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство15.

    Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив  в коллективе, невольно создает в  нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов.

    Скромность  и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии  известных успехов в труде  на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера.

      Под волей понимается сложный  психический процесс, который  вызывает активность человека  и пробуждает его действовать  направленно. Воля является способностью  человека преодолевать препятствия,  добиваться поставленной цели. Конкретно  она выступает в таких чертах  характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.

    Данные  черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств.

    Зачастую  такие люди, имея самые хорошие  намерения, не добиваются значимых результатов  в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

    Волевые качества можно воспитывать у  человека. И.П. Павлов подчеркивал, что  человек – это единственная система, способная регулировать сама себя в  широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться16. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент.

    Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного  возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

 

     2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ  И ЕЕ СВОЙСТВ

    2.1. Личность в психологии.

 

    Личность  – сложное, многогранное явление  общественной жизни, звено в системе  общественных отношений. Она – продукт  общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель  общественного развития – с другой. Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал  актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в  общественной жизни.

Информация о работе Темперамент и характер. Теория воспитания