Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является выявить и обосновать педагогические условия формирование знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
Выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Изучить систему работы по ознакомлению с социальной действительностью дошкольников.
Разработать ряд занятий с использованием сюжетно-ролевых игр для ознакомления дошкольников с профессиями.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения проблемы формирования культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре 6
1.1. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры 6
1.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие культуры общения старших дошкольников 11
1.3. Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте 15
2. Формирование интереса к социальным явлениям окружающего мира 21
2.1. Система работы по ознакомлению дошкольников с социальными явлениями окружающего мира 21
2.2. Формирование знаний старших дошкольников знаний о профессиях 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 34
Содержание
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
По Л.С. Выготскому «...игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная., подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением результатов» [6, с. 45]. Таким образом, психическая природа игры и труда совпадают: «Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни» [6, с. 46].
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Советский педагог В.А. Сухомлинский
подчеркивал, что «игра - это огромное
светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается
живительный поток
В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей.
Также проблемой сюжетно-ролевой игры занимались: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, К. Гросс, П. Ф. Каптерев, В.Ф.Лесгафт, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, П. Г. Саморукова, А. А. Люблинская, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Дж.Брунер.
В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.
Целью данной учебно-исследовательской работы является выявить и обосновать педагогические условия формирование знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования: ознакомление дошкольников с социальной действительностью.
Предмет исследования: процесс формирования знаний дошкольников о профессиях в процессе сюжетно-ролевой игры.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
В работе использованы традиционные методы исследования:
- теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы);
- эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент).
Базой исследования является: дошкольное учреждение ГУО «Ясли-сад № 354 г. Минска».
Структура работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы, приложение.
1. Теоретические основы
изучения проблемы
1.1. Сущность и структура сюжетно-
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [6, 56-58]. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. [6; с. 44]
Д.Б. Эльконин в своей работе «Психология игры» высказывает мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогинезе, выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка и др. [43; с. 124]
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). [8; с. 46]
По нашему мнению, в игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
В ролевой игре
дети отражают окружающее их многообразие.
Отражаемая в детских играх
В игровой деятельности
наиболее интенсивно формируются психические
качества и личностные особенности
ребенка. В игре складываются другие
виды деятельности, которые потом
приобретают самостоятельное
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. [29; с. 121]
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими.
Игра - имеет
особое значение для развития рефлексивного
мышления. Рефлексия это способность
человека анализировать свои собственные
действия, поступки, мотивы и соотносить
их с общечеловеческими
Д.Б. Эльконин подчеркивал,
что игра относится к символико-
Рассматривая
структуру сюжетно-ролевой
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.
Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра - дочки. Перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им. Выполняя роли, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, поступаясь личными желаниями, демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.
Сюжетно-ролевые игры построены на замысле. Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше значение правил в игре. Поскольку эти игры создаются на основе наблюдения за окружающим миром, то они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет. [43; с. 132]
В сюжетно-ролевой игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются детьми, а следовательно, ими же определяются и взаимоотношения друг с другом. [26; с. 318]
Определить сущность сюжетно-ролевой игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.