Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является выявить и обосновать педагогические условия формирование знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
Выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Изучить систему работы по ознакомлению с социальной действительностью дошкольников.
Разработать ряд занятий с использованием сюжетно-ролевых игр для ознакомления дошкольников с профессиями.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения проблемы формирования культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре 6
1.1. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры 6
1.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие культуры общения старших дошкольников 11
1.3. Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте 15
2. Формирование интереса к социальным явлениям окружающего мира 21
2.1. Система работы по ознакомлению дошкольников с социальными явлениями окружающего мира 21
2.2. Формирование знаний старших дошкольников знаний о профессиях 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 34
Выводы по первой главе
В данной главе
были подробно рассмотрены сущность
и структура сюжетно-ролевой
Отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Также нами были
изучены принципы организации сюжетно-ролевой
игры, среди которых следует
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают, продавцу, повару – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа продавца, они подумали и решили стать продавцами, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Все это имеет
решающее значение для воспитания у
дошкольника ценностного
Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Поэтому последовательность изучения и распределение материала по возрастам должно быть подчинено дидактическим принципам научности, доступности, линейности и систематичности.
Работу по приобщению ребенка дошкольного возраста к миру социальной действительности нужно начинать с определения задач, стоящих перед воспитателем в плане освоения дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений:
· развитие игровой деятельности детей;
· приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей, адекватной дошкольному возрасту;
· формирование в сознании детей представлений о гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Определив пути ознакомления дошкольников с социальным миром и рассмотрев средства познания как источник получения информации о мире, нужно свою позицию – позицию педагога. Может ли взрослый человек, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми.
С этой точки зрения все средства познания делятся на три группы. В первую группу включаются источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (в большей части случаев это сам взрослый, понятно и достоверно передающий детям информацию о мире).
Вторая группа – это источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога или родителя — на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы не диктуем писателю или художнику, о чем и как писать – мы лишь отбираем средства с учетом их педагогической целесообразности.
И, наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).
Нужно сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую воспитанниками из источников третьей группы. Правда, при этом важно, чтобы с ребенком были доверительные отношения, иначе он не раскроется, не посвятит взрослого в свои тайны.
При
организации педагогического
Основная задача этого направления работы - показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его части, как участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, когда факты и события, с которыми встречается ребенок, ему понятны и доступны. А его собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.
Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Учитывая возрастные особенности детей, определяется тематика и содержание работы по данной проблеме. Работа эта ведется в соответствии с перспективными и календарными планами. Занятия по ознакомлению ребенка с социальным миром, формированию коммуникативных навыков и умений проводятся с целью пополнения знаний и развития ребенка.
Перспективный план по данному направлению делится на блоки, содержание которых ребенок осваивает как по отдельности, так и в комплексе. Блоки эти представляют собой такие тематические разделы:
. семья,
. детский сад,
. родной поселок,
. родная страна,
. труд взрослых,
. предметный мир.
Эти
темы дублируются в планах работы
с каждой возрастной группой с
учётом особенностей и возможностей восприятия
детьми содержания программного материала.
Каждый блок осваивается детьми через
разнообразные виды деятельности (игровую,
коммуникативную, трудовую, познавательно-
В соответствии с возрастными особенностями детей работа строится в три этапа: первый этап - это работа со второй младшей группой, последующие два - соответственно работа со средней группой и детьми старшего дошкольного возраста. Концептуальной основой перспективного планирования работы в данном направлении является соблюдение принципа постепенного усложнения материала на основе имеющихся знаний, умений и навыков (по принципу «от простого к сложному»). Важно, чтобы при этом не терялась связь с предыдущим материалом, происходило целостное восприятие окружающей действительности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 354 г. Минска» в старшей группе (Приложение 1).
В исследовательскую группу входило 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование состояло из следующих этапов:
- констатирующий эксперимент
- формирующий эксперимент
- контрольный эксперимент
На этапе констатирующего эксперимента были составлены диагностические карты на детей (Приложение 2).
В результате наблюдений за деятельностью детей и проведения диагностик под руководством психолога детского сада Сорокиной Ларисы Игоревны, были выявлены особенности межличностного взаимоотношения ребят, выделена группа детей, у которых имелись некоторые затруднения в общении со сверстниками, исследованы причины возникновения данных проблем.
На этапе формирующего эксперимента, основываясь на данных, полученных в результате проведения констатирующего эксперимента, были составлены упражнения, цикл тренинговых занятий, серия сюжетно-ролевых игр.
На этапе контрольного эксперимента нами было проведено наблюдение за поведением старших дошкольников во время сюжетно-ролевой игры. А также проведены беседы с воспитателем. Также были повторно составлены диагностические карты на детей экспериментальной группы.
Целью констатирующего эксперимента являлось рассмотрение особенностей межличностного взаимоотношения ребят старшего дошкольного возраста, изучение уровня знаний детей о профессиях.
Для исследования межличностных отношений ребят, выявления психологического климата в группе, нами было проведено наблюдение за поведением и деятельностью детей во время сюжетно-ролевой игры. На каждого испытуемого мы заводили протокол, в котором отмечали наличие данных показателей и степень выраженности по таким параметрам: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон (см. приложение 3).
В результате наблюдения за поведением ребят до занятия, во время и после, нами были сделаны выводы о повышенном уровне дискомфорта в группе, о напряженности межличностного общения у детей, неразвитости потребности в общении со сверстниками или неумении найти подход к ним, неспособность видеть и слышать другого. Особо сильно эти черты выражены у Саши Н., Ивана Б., Полины У., Даши Л., Вовы Е., Риты А., Саши М.
Анализ данных полученных в результате проведенного исследования на стадии констатирующего эксперимента позволил четко спланировать следующий этап нашей работы, учитывая индивидуальные особенности детей, внутрисемейное положение, и скоординировать его направление на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.
Разрабатывая план работы на этапе формирующего эксперимента, мы ставили перед собой цель развития и формирования знания о профессиях и коммуникативных навыков при помощи сюжетно-ролевой игры.
Формирование норм и правил в группе.
Правила в группе вводятся поэтапно и первоначально задаются ведущим.
Ниже перечислены основные нормы поведения, при объяснении на каждом из них следует остановиться отдельно:
1. Умейте слушать друг друга
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
2. Обращение по имени
В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.
3. Проявляйте уважение
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.
4. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)
Все участники должны собираться до установленного времени.
5. Конфиденциальность
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
Данный закон облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.
5. Каждый говорит за себя, от своего имени
Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..."