Теоретические основы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:12, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно реализуется в условиях взаимодействия между учителем и учащимся. Поэтому исследование взаимодействия является одной из актуальных проблем современной педагогики. Выбранная нами тема исследования позволяет анализировать в диалектическом единстве природу человека и его воспитания, ядром которого является педагогическое взаимодействие. Несмотря на то, что любая педагогическая концепция, так или иначе, выходит на проблему взаимодействия педагога и воспитанников, в качестве самостоятельной категории исследования педагогическое взаимодействие было выделено сравнительно недавно
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3 Глава 1. Теоретические основы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками……………………………………………6 Сущностная характеристика педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками……………………………….......…...6 1.2 Проблема педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками в историческом аспекте……………………………..…...16 1.3 Педагогический потенциал средств, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию классного руководителя со старшеклассниками…………………………………………………...…………25 Заключение……………………………………………………………………….33 Литература…………………………………
Таким образом, значимость исследования
педагогического потенциала определяется
научной и практической потребностью.
Причем наиболее важные моменты заключаются
не только в анализе самого педагогического
потенциала, но и в анализе условий
влияния этого потенциала на воспитание
личности. [29].
Заключение
На основании результатов
исследования мы можем сформулировать
следующие выводы:
Уточнена сущностная характеристика педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками, а также была изучена проблема старшего школьного возраста. В юношеском возрасте происходит формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разнообразные знания не складываются в единую систему, систему главных ценностных ориентаций. Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие выполняет две важные функции: когнитивную и интегрирующую.
Рассмотрена проблема педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками в историческом аспекте. В результате были выделены определенные тенденции в развитии педагогического взаимодействия. Изменения в результате педагогических взаимодействий могут носить как развивающий (конструктивный), так и разрушающий (деструктивный) характер, обусловливая тем самым вид педагогических взаимодействий. Такие понятия, как «личностно ориентированное воспитание», «педагогика сотрудничества», «гуманный подход» прочно вошли в профессиональный язык современного педагога. Гуманистическое образование представляет собой сотрудничество активных, действующих сторон. Основной целью гуманистического воспитания является гармоничное, целостное развитие личности учащегося.
Выявлен педагогический потенциал средств, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию классного руководителя со старшеклассниками. Понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач. Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей со старшеклассниками. К индивидуальным формам относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. К групповым формам работы можно отнести коллективно-творческую деятельность (КТД). К коллективным формам относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. Значимость исследования педагогического потенциала определяется научной и практической потребностью.
Литература
Баранов С. П. и др. Педагогика. –М.: Просвещение, 1987. – 386 с.
Гамезо М. В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. –М.: МГОПУ, 1999. – 201 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. –М.: Астрель, 2002. – 352 с.
Гребенюк О. С. Общая педагогика. –Калининград: Калинингр. ун-т, 1996. – 107 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. –М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
Копылова О. Ю., Сидоров С. В., Корчагина Л. Г. История педагогики и образования. –Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. – 51 с.
Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. –М.: Academia, 2007. – 256 с.
Коротаева Е. В., Аракелова Т. Л., Безродных Т. В. и др. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография. –Новосибирск: ЦРНС, 2010. – 172 с.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования. –Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – 165 с.
Кудряшова Л. Д. Психология и оценка личности. –М.: ИПК Коста, 2007. – 208 с.
Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. –М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с.
Ляудис В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. –М.: НИИОП АПН СССР, 1980. – 150 с.
Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. –М.: Флинта, 1998. – 200 с.
Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения. –М.: Учпедгиз, 1959. – 304 с.
Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. –Братислава: Урал. гос. пед. Ун-т, 1994. – 224 с.
Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. –М.: Педагогика, 1979. – 216 с.
Панова О. И. Педагогическая антропология П. Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического взаимодействия. –Екатеринбург: Челябинский гос. пед. ун-т, 2007.
Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций. –М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
Пискунова А. И. История педагогики. С XVII в. до середины XX в. В 2 ч. Ч. 1. –М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 512 с.
Радугина А. А. Психология и педагогика. –М.: Центр, 2000. – 256 с.
Рыбаковский Л. Л. Миграционный потенциал: понятие и критерии оценки. –М.: Социологические исследования, 2009, № 2.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. –М.: Академия, 2000. – 336 с.
Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. –М.: Логос, 1999. – 272 с.
Сластенин В. А., Исаев и. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. –М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 544 с.
Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. –М.: Педагогика, 1989. – 544 с.
Трофимов Е. Н. Национально-культурная автономия: от идеи к реализации. –М.: Социологические исследования, 2009, № 5.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11-ти томах. Т. 1. –М.: АПН РСФСР, 1949 – 1952. – 738 с.
Фридман Л. И., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. –М.: Просвещение, 2001. – 161 с.
Шакуров М. В. Методика и технология работы социального педагога. –М.: Академия, 2004. – 272 с.
Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2. –М.: Просвещение, 1964. – 476 с.
Широкова Е. Ф., Шептенко П. А. Теоретико-психологические основы личностно-ориентированного педагогического взаимодействия//http://sci.informatika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_11/tpo.html
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. –М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.