Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 16:41, реферат
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна.
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью (5).
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, выделяют следующие параметры:
- умения детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение
внимательно слушать
- умение
самостоятельно выполнить
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Волевая готовность к школе.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще не достаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.
Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у детей в первом классе.
Таким образом, готовность к школе проявляется в том, что дети считают в школе главным, ценным, достойным. Готовые к обучению дети думают и хотят от школы того, к чему их приготовили, им нравится считать, читать и писать. Когда ребенок радуется тому, что он узнал, чему научился, можно сказать, что он действительно стал школьником.
3. Психологические
особенности детей старшего
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 6-7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
К 6-7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в этом возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывают высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий.
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. На основе этой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.
Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях социальной и психологической неполноценности.
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Маленький ребенок 3-4 лет активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать, как эти предметы устроены, для чего они предназначены и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.
В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника «как» это надо делать, каким способом.
Таким образом, изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иным словом, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует отметить, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
4. Концепция успешной адаптации первоклассников к школе
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, собственного педагогического опыта, пришла к выводу о разработке концепции успешной адаптации первоклассников к школе, целью которой является создание условий для безболезненного вхождения первоклассников в школьную жизнь.
Уже несколько лет понятие «школьная адаптация» стало использоваться для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от нас, от взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки.
Моя концепция опирается на ряд принципов:
Индивидуализации, который подразумевает изучение особенностей личности (каналы восприятия, типы мышления, восприятия, памяти, речи), ученик изначально принимается как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями.
Принцип личностно-ориентированного подхода раскрывается через S S отношения, создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время.
Принцип рефлексии означает диалог с совестью, потребность постоянно анализировать себя без обмана, признаваться в ошибках своевременно их исправлять, а так же радоваться успехам своим и успехам товарищей.
Создание условий для успешной адаптации первоклассников я осуществляю, через современные педагогические технологии:
· здоровье-сберегающие технологии - означает учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, соблюдение санитарно- гигиенических норм, использование в работе методики здоровье-сбережения Базарнова.
· технология ненасильственного обучения - означает построение образовательного процесса без принуждения, главным образом без применения разного рода угроз (крика, наказаний, оскорблений, физических расправ). Данная технология основывается на аргументации и педагогике сотрудничества (интересе, обсуждениях, рассуждениях, совместной творческой деятельности).
Используя эту технологию, я не только заинтересовываю, увлекаю учащихся учебным материалом, но и вывожу их на необходимый и достаточный уровень его осмысления и понимания.
Технология диалогового обучения и воспитания - это такой способ организации воспитательного процесса, когда активизируются важнейшие процессы личностного развития (самореализация и самоутверждение). Используя в своей работе данную технологию, я стараюсь пробудить в учениках естественные человеческие проявления: взаимоуважение, взаимопонимание, терпимость, право свободно выражать свое мнение, умение считаться с мнением других, открытость, искренность. Все это проявляется в отношениях между учениками и между учителем и учениками.
Одним из средств в моей педагогической деятельности является гармонизация «Я» ученика. Стремлюсь к целостному развитию ребенка, развивая шесть жизненноважных центров: интеллектуальный, эмоционально-чувственный, речь, поведение, умение общаться и физическое тело. Это осуществляется через организацию и проведение занятий «Школы будущего первоклассника» в МДОУ № 3 г, Оханска, организацию лагеря дневного пребывания для будущих первоклассников «Первышок» в летний период, факультативный курс для учащихся первого класса «Я - первоклассник» и кружок по развитию познавательных способностей первоклассников «Умники и умницы». С помощью этих средств я формирую у детей следующие качества: мышление, внимание, память, творчество, адекватную самооценку, учебную мотивацию.
Как средство в работе с первоклассниками я выделяю и работу с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, совместные с детьми праздники.
Концепция успешной адаптации первоклассников к школе основывается на материально-технической базе, финансах, кадрах и нормативных документах.
Результат - сформированная положительная «Я-концепция» ученика.
Таким образом, школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. Именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Обобщение собственного педагогического опыта работы по проблеме адаптации первоклассников к школе.
«Нет детей -- есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Помните, что мы их не знаем», - Толстой Л.Н.
5. Система форм, методов и средств, применяемых в педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школьному обучению
Уже давно известно, что начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка, его деятельности и предъявляет серьезные требования к физическому и психическому развитию. А успешность обучения во многом зависит от того, на сколько дошкольник готов к сложным для него и очень трудным учебным нагрузкам, к новому социальному статусу ученика. Над данной проблемой я работаю пятый год и нахожусь в постоянном поиске новых форм и методов успешного вхождения первоклассников в школьную жизнь и организации обучения их в адаптационный период.
Из опыта работы «Школы будущего первоклассника».
О проблеме преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования сказано немало слов, написано много книг. На протяжении не одного десятка лет эта проблема искала своего решения. Однако приходится констатировать, что и в наши дни она не утратила своей остроты. И поэтому возникает необходимость помочь детям, их родителям и самой школе еще в детском саду лучше узнать друг друга, а значит, сделать первые недели пребывания в школе более комфортными, сократить до минимума всегда сложный адаптационный период.
Говорят, что первая учительница - это важный человек в жизни первоклассника. Четыре года назад у меня возникла идея создания программы «Школа будущего первоклассника» (приложение №1). Это была попытка, с одной стороны, помочь дошкольникам преодолеть все еще существующий во многих случаях барьер между двумя ступенями образования, а с другой стороны подготовить дошкольников к обучению в начальной школе.
Цель данной программы: Помочь дошкольникам в социально-психологической готовности к школьному обучению.
Задачи:
- Овладение
дошкольниками основными
Информация о работе Теоретические основы проблемы адаптации первоклассников к школе