Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование восприятия изобразительного искусства у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – проблема формирования восприятия живописи у детей 5-7 лет
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить специфику живописи как вида изобразительного искусства.
2. Выявить особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
3. Изучить методику формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Специфика живописи как вида изобразительного искусства . . . . . . . 6
1.2. Особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Методика формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы по первой главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с предметным кругом изображений живопись подразделяется на жанры. Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий [30]. Из жанров живописи наибольшее развитие получили портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, мифологический, батальный, анималистический жанры. Охарактеризуем их кратко

Портрет посвящён изображению человека, группы людей, требование – передача индивидуального сходства. Оно не ограничивается внешними признаками, воспроизводя человека, художник раскрывает его внутренний мир, характер, черты, признаки эпохи и социальной среды. История создания портретов уходит глубоко в века, наиболее известные художники-портретисты последних столетий: Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Эль Греко, Диего Веласкес, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, Ф.И. Шубин, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, П.Д. Корин, С.Д. Лебедева и др. Разновидности портретов: по характеру изображения – парадные (человек в полный рост на коне, стоящий, сидящий)  например А.П. Антропов портрет вел. кн. Екатерины Алексеевны, Д.Г. Левицкий- Смолянки; камерные (поясное, погрудное, оплечное изображение) пример таких портретов это В.Л. Боровинский портрет Екатерины II,  П. Ф. Соколов «Никита Михайлович Муравьев»; костюмированные (человек в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального, литературного персонажа) например,  Валаскес портрет инфанты Маргариты; мифологический, исторический портреты, здесь частично посвятил себя Джордж Ромни, такие картины как портрет миссис Харриет Грир, портрет мисс Уиллоуби; по числу изображений на одном холсте – обычный, двойной и групповой; по размеру – в «натуру», малоформатный, миниатюрный; в особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя (автопортрет) [13:168].

Натюрморт показывает неодушевлённые предметы, размещённые в реальной бытовой среде. Его основной объект –  частная жизнь человека: его повседневные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Особенность природных объектов – их недолговечность, вырванные из окружающей среды, они обречены на скорую гибель: цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция натюрморта – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени. Это придаёт им философскую глубину, привлекательную зрителю. Предметы, изготовленные человеком, вносят социальное содержание, представляя труд и творчество. Натюрморты известны в искусстве античности, средних веков, богата история в Европе (голландские, фламандские, испанские мастера). В России известны имена П.В. Кузнецова, М.С. Сарьян, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Куприна, Р.Р. Фальк, В.Ф. Стожарова и др.                          

В свою очередь натюрморты делятся на однопорядковые или одновидовые  (изображает предметы только одного вида) – И.И. Левитан «Сирень»; смешанные (разные предметы) – С. Костюк «Голландский натюрморт»;    сюжетно-тематический (объединение предметов по теме, сюжету) – И. Хруцкий «Натюрморт с кувшином»; учебные (постановка различных по цвету, форме, структуре предметов, направленная на улучшение восприятия материалов предметов человеком) – А. Гукалов «натюрморт с флейтой»; творческие – Питер Клас «Завтрак» [16:7].

Пейзаж - жанр, посвящённый воспроизведению естественной или изменённой человеком природы, в нём отражается пространственная протяжённость и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения. Важной особенностью является соотношение размеров земли и неба, их цветовое отношение, создающее гармонию колорита. Выделяют архитектурный (И.И. Левитан «Вечерний звон»), городской (С.Ф. Щедрин «Новый Рим. Замок Святого Ангела»), парковый (А.Н. Бенуа «прогулка короля»), индустриальный (К.Ф. Богаевский «Индустриальный пейзаж», морской (И.К. Айвозовский «Море») пейзажи. Созвучие пейзажа с поэзией подразделяет его   на    жанры:    лирический (А.М. Васнецов «Оттепель»), эпический (И.И. Шишкин «Рожь»), романтический (И.К. Айвозовский «Девятый вал»). Мастерами пейзажной живописи в России считаются А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин [27:81].

Бытовой жанр определяется кругом тем и сюжетов из повседневной, частной и общественной жизни человека. Внутренние изменения этого жанра связаны со сменой стилей, идейно-эстетической проблематики, изменением круга социальных интересов, симпатий художников и характера их моделей. Здесь существовали широкие возможности для изображения домашнего быта, любования экзотикой восточных и южных стран, сентиментальных переживаний, романтической страсти. В России известны работы А.Г. Венецианова «Гумно», В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах», И.Е. Репина «Не ждали», К.С. Петрова-Водкина «Новоселье» и др.

Исторический жанр посвящён деятелям и событиям, значимым явлениям в истории человечества. Обращённый в основном к прошлому, он включает и изображение недавних событий, историческое значение которых осознано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими: портретом, пейзажем, бытовым, батальным жанрами. Он зародился в глубокой древности, а собственно исторический жанр начал складываться в Европе с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан). Образы античной и национальной истории показаны русскими художниками А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», К.П. Брюлловым «Последний день Помпеи», И.Е. Репиным «Бурлаки на Волге», В.И. Суриковым «Взятие снежного городка», В.В. Верещагиным «Победители» и др.

Мифологический жанр посвящён героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, которые являются важнейшим источником художественного творчества на ранних этапах их истории, начиная с первобытного искусства. Отмечены такие работы А.А. Иванова «Явление Христа Народу», М.А. Врубеля «Сирень», В.М. Васнецова «Аленушка».

Батальный жанр связан с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, боевых действий и эпизодов военной жизни. Важное значение в европейской живописи он приобрёл в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), пережил подъём в 17-18 вв. (Диего Веласкес, Рембрандт), в России над этим жанром работали Ф.А. Рубо В.В. Верещагин, В.И. Суриков, стремящихся передать психологию войска, простых солдат. Выражение сочувствия народам, пережившим трагедию войны, понимание судеб человека на войне отражено в картинах М.Б. Грекова  «Трубачи Первой Конной», А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя 1942г.», С.В. Герасимова «Мать партизана», Кукрыниксов «Залп Авроры», Е.Е. Моисеенко «Песня», Б.М. Неменского «Последнее письмо», Г.М. Коржева «Проводы».

Анималистический жанр посвящён изображению животных и сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, повадкам, среде обитания, выразительности фигуры, силуэта, расцветки. В русском искусстве сложилась группа анималистов, соединивших понимание животных, любовь к природе с яркой образностью: А.О. Орловский «Домашний скот на пастбище», П.П. Соколов «Охота на волка», Н.Е. Сверчков «В бурю зимой», А.С. Степанов «Волки в зимнем лесу».

Н.П. Костерин выделяет следующие виды живописи: декоративную (для украшения вещей, зданий, интерьера в виде панно, реалистическим изображением создающие иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения помещений) сюда следует отнести декоративно-прикладное искусство; театрально-декорационная (помогает раскрыть содержание спектакля – декорации, эскизы костюмов, грима, бутафории) например, Виталий Тимергалеев «Дон Карлос» «Мастер и Маргарита»; миниатюрная (украшение рукописных книг заставками, концовками, иллюстрациями-миниатюрами) к примеру, федоскинская и жостовская миниатюра; станковая (выполняемая на мольберте) сюда можно отнести картины И.И. Шишкина и И.И. Левитана; темперная (выполняемая специальной краской) темперой написана картина С. Боттичелли «Весна»; фресковая (украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций) росписи на стенах относят к фреске; восковая (краски на основе отбеленного воска); мозаичная (собирается из кусочков смальты, цветных камней, закрепляется на специальном цементном грунте); витражная (украшение оконных проёмов, составляемое из кусков цветного стекла, скреплённых прочным металлическим каркасом) [13:94].

Живопись обладает кругом выразительных средств, где важнейшими являются композиция, рисунок, цвет. Под цветом понимают цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого оттенка вместе со светлотой, насыщенностью и яркостью. Краски значительно ниже естественного цвета по диапазону светосилы, многообразию оттенков, интенсивности и яркости тонов. Искусство возмещает эту ограниченность, организуя цветовую систему – колорит. Цветовыми сопоставлениями, контрастами, ритмами художник соподчиняет элементы картины, выделяет главное и вместе с тем, объединяет всё изображённое  в гармоничное целое. Цвет в живописи эмоционален: яркие действуют активно, одни - возбуждающе (красный), другие - успокаивающе (зелёный), менее активны цвета приглушённых тонов. [10:72]. Функции цвета: изобразительная – передать реальную окраску предмета или явления; выразительная – чувства, эмоции, настроение; декоративная – украсить предмет; композиционная – выделить предмет или явление.  Живопись является главной областью, где разработаны принципы цветоведения, взаимосвязи между цветом, формой и светотенью, освещённостью и тенями, системы применения и трактовки цвета. Он является одним из действенных художественных средств, позволяющих выразить сложные замыслы художника и тонкие оттенки мысли и чувства.

Композиция – важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение частей, их соподчинение друг другу и целому, что придаёт произведению единство, цельность и завершённость. Построение художественного произведения обусловлено спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

            Ведущие черты этих законов принципиально правильно были сформулированы Е. А. Кибриком.

            Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

             Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

             Закон контраста. Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.

Закон новизны. Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию.

Закон подчиненности всех средств  композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно содержательное и высокохудожественное произведение. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию.

Закон жизненности требует, чтобы  в произведениях искусства, где  изображено движение во времени, был  передан смысл движения во времени  и тем самым чувство жизненности  отображаемого. Поскольку в таких произведениях время присутствует как фактор, то передача в них ощущения движения во времени выступает как композиционная задача (Н. Н. Волков), без решения которой проблема ощущения жизненности отображаемого, жизненности образа в произведении в полной мере быть решена не может.

             Закон воздействия. Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Одним из главных свойств этого закона является неоднородность изобразительного поля, вызываемого «рамой». Это свойство характеризуется следующими сторонами:

1) предмет, изображенный  на однородном поле близко  к «раме», в результате привычки  у зрителя к ощущению глубины  картины (антиципации), вызванной  наличием «рамы», воспринимается  лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней;

2) предмет, расположенный  не близко к «раме», и особенно  в центральной зоне картины,  воспринимается лежащим в глубине; 

3) ровное плоское поле  благодаря наличию «рамы» становится  пространством, своеобразной «пещерой», перспективно и метрически еще совершенно неопределенной [34].

             В живописи структуру композиции составляют сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т. д.

Рисунок лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика, рельеф). Он составляет начальную стадию работы над произведением пространственного искусства, играет роль в определении очертаний формы, объёма и расположения в пространстве. Поэтому рисунок в широком смысле понимается как совокупность линейно-пластических элементов пространственных искусств. Микеланджело называл рисунок «высшей точкой и живописи, и скульптуры, и архитектуры». Он является средством познания и изучения действительности художником.

Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста