Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование восприятия изобразительного искусства у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – проблема формирования восприятия живописи у детей 5-7 лет
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить специфику живописи как вида изобразительного искусства.
2. Выявить особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
3. Изучить методику формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Специфика живописи как вида изобразительного искусства . . . . . . . 6
1.2. Особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Методика формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы по первой главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Знакомство детей 5-7 лет с портретом разрабатывала Н.Г. Пантелеева. В дополнение к вышеописанным методам она указывала на серьёзную роль подготовки педагога и предварительной работы: рассматривание предметов и их изображений на картине, заучивание пословиц, поговорок, показ слайдов, выполнение творческих заданий, придумывание историй [21:17].
Методика развития речи через обучение восприятию произведений живописи предложена О.С. Ушаковой, в которой формируется представления о художественном образе произведения с использованием: чтение рассказа педагога, вопросы, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия и его объяснение, запись детских рассказов и чтение их другим детям, приёмы «вхождения в картину», её «словесного рисования», проведение вернисажей [23:85].
В последние
годы в журнале «Дошкольное
Таким образом, единство задач обучения, приёмов и методов, используемых в работе с детьми по развитию восприятия живописи, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоционального отношения к содержанию, первоначальных основ мировоззрения. У дошкольников появляется интерес к общественной жизни, различным видам человеческой деятельности, процессу труда, ценностям, которые создаёт народ, художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется любовь к Родине, нравственное сознание, развиваются эстетические чувства, проявляющиеся у детей в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении с искусством, в собственной художественной деятельности.
Выводы по первой главе
Живопись относится к изобразительному искусству, которую можно определить как вид пространственного, визуального, статичного искусства, не имеющего прямого практического применения, включающий в себя изображение природы, человека, животного мира, событий из современной общественной или частной жизни людей, исторического прошлого, мифологических образов. Восприятие живописи – сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего картину субъекта, движущегося от произведения в целом к идее и мыслям, заложенной художником. Смысл живописи не только в отражении действительности, но и в стремлении к её преобразованию, изменению, улучшению. Воздействуя на сознание человека, вызывая эстетическое переживание, она «проясняет» нравственные чувства и представления. Главный смысл живописи в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. В соответствии с кругом изображений живопись подразделяется на жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный, мифологический, анималистический.
Педагоги и психологи считают необходимым раннее привлечение ребёнка к восприятия живописных произведений, направление его внимание при восприятии, обучение наблюдать и выделять выразительные средств. Восприятие живописи – часть познавательного, нравственного и эстетического развития ребёнка Необходимо создавать предпосылки для самостоятельного вхождения в искусство. Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по программе, учитывающей современный уровень развития живописи с соблюдением принципов постепенности, целенаправленности, последовательности, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей.
Исследователи проблемы знакомства детей с живописью отмечают необходимость создания системы занятий по изобразительному искусству, овладение педагогами системой методов для оптимального использования всех функций живописи в становлении личности ребёнка. В настоящий момент разработаны общие и комплексные программы эстетического развития дошкольников, определены разнообразные формы работы и содержание, выдвинуты принципы и требования по обучению восприятию живописи. Исследователями сформирована система методов, приёмов, форм обучения детей восприятию живописи как вида изобразительного искусства, которая способна обеспечить формирование устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоционального отношения к содержанию, первоначальных основ мировоззрения.