Теоретические основы формирования безопасного поведения школьников в повседневной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том что современное общество переживает сложные времена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Очень ответственная задача стоит перед школой - воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимых условий формирования у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной деятельности является воспитание у них общепризнанных норм поведения.[4, c. 63]

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обучение и воспитание школьников в повседневной деятельности 5
1.1. Принципы и методы обучения школьников на уроках ОБЖ 5
Глава 2. Теоретические основы формирования безопасного поведения школьников в повседневной деятельности 12
2.1. Формирование безопасного поведения в повседневной деятельности 12
2.2. Общая характеристика школьного курса ОБЖ 18
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. [7, с.77]

Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Структурно программы курса ОБЖ состоят из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; подготовка по основам военной службы.

Учебные вопросы распределяются по концентрам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

В настоящее время в Минобразовании России разработаны и утверждены временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1236) и обязательный минимум содержания начального общего образования (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1235).

В обязательном минимуме содержания начального общего образования основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности включены в содержание образовательного компонента «Окружающий мир», интегрирующего две области знаний — естествознание и обществознание. Обязательный минимум содержания более подробно раскрывается в примерной программе для четырехлетней начальной школы «Окружающий мир», разработанной Минобразованием России.

В стадии разработки находятся требования к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы. В этих нормативных документах учтены требования федеральных законов «О гражданской обороне» и «О воинской обязанности и военной службе», которые были приняты в 1998 году.

Минимальное содержание начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ориентирует на количество времени, которое необходимо выделить на изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе, является основанием для разработки примерных и авторских программ, учебников и методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. [8, с.147]

До выхода в свет новых учебных программ и учебников обучение по курсу ОБЖ следует проводить по действующим программам, согласованным с Минобороны России и МЧС России и рекомендованным Минобразованием России (см. каталог-справочник «Российский учебник» на 1997/98 учебный год. Изд-во «Академия»), и учебникам, включенным в Федеральный перечень учебников и пособий, рекомендованных Минобразованием России на 1998/99 учебный год.

С 1 сентября 1998 года вводится новый Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 года № 322), в котором учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) включена в образовательную область «Физическая культура» и на ее изучение в 10—11 классах отводится по 1 часу в неделю за счет времени инвариантной части плана.

С целью изучения курса ОБЖ в объеме, предусмотренном действующими программами соответственно для каждого класса, рекомендуется использовать время вариативной части Базисного учебного плана и включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности.

В начальной школе особенностью является то, что вопросы безопасности жизнедеятельности включены в содержание утвержденных Минобразованием России курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, на водоемах, противопожарной безопасности, личной гигиены, а также необходимые навыки по гражданской обороне.

На изучение основных вопросов безопасности жизнедеятельности в курсе «Зеленый дом» (авт. А.А. Плешаков) отведено более 25 часов; в курсе «Природа и люди» (авт. З.А. Клепина) — более 20 часов; в курсе «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова) — более 25 часов; в курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вах-рушев) — более 15 часов.

Навыки по гражданской обороне отрабатываются обучающимися начальной школы согласно общему плану мероприятий образовательного учреждения по ГО. Обучающиеся изучают правила поведения по единому сигналу «Внимание всем!» и речевым сообщениям, поступающим из органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, осваивают приемы изготовления и применения простейших средств защиты органов дыхания, знакомятся с коллективными средствами защиты гражданской обороны. [12, 103]

Для расширения содержания по основам безопасности жизнедеятельности, представленного в учебниках, обеспечивающих вышеуказанные курсы, можно использовать учебники-тетради для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авт. В.В. Поляков, изд-во «Дрофа»); альбомы-задачники «Жизнь без опасности»( авт. Л.П. Анастасова и др., изд-во «Вентана-Граф»); рабочие тетради «Безопасное поведение» (авт. А.В. Гостюшин, изд-во «Открытый мир»); дополнительные пособия из серии «Азбука безопасности» (авт. А. Иванов, изд-во «Аст~Пресс»).

Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе может быть также организовано в соответствии с действующими программами курса ОБЖ за счет свободных часов вариативной части Базисного учебного плана.

В основной школе преподавание курса ОБЖ представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием времени, предусмотренного на его изучение в инвариантной части Базисного учебного плана, и наиболее полно может быть раскрыто за счет времени, выделяемого на региональный и школьный компоненты содержания образования.

Изучение отдельных вопросов, касающихся безопасности жизнедеятельности, может быть включено в учебные программы соответствующих предметов, реализующих инвариантный компонент содержания образования («Природоведение», «География», «История», «Биология», «Технология», «Химия», «Физика» и др.), и должно опираться на знания, полученные по этим предметам.

На второй ступени общеобразовательной школы завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).

На этой стадии обучения большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

В подготовленных примерных программах курса ОБЖ имеются некоторые отличия от ныне действующих программ. Например, в 9 классе планируется дать обучающимся систематизированные знания и практические навыки безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности. Правовые же вопросы, связанные с подготовкой к военной службе (как это предусмотрено действующими программами), из 9 класса рекомендуется перенести в 10 класс, включив их отдельно в курс ОБЖ. [14, 98]

Изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10—11 классах общеобразовательных учреждений (государственных, муниципальных и негосударственных) организуется в соответствии с минимальными требованиями к уровню содержания среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы. Проекты названных документов согласованы с Министерством обороны Российской Федерации и в полной мере отражают сущность Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в программы курса ОБЖ для обучающихся 10—11 классов вводится раздел «Основы военной службы».

Содержание курса ОБЖ на этой ступени общеобразовательной школы прежде всего направлено на подготовку обучающихся к военной службе и включает изучение следующих вопросов: основы обороны государства; воинская обязанность граждан; основные мероприятия гражданской обороны по защите населения; правовые основы военной службы; прохождение военной службы по призыву; прохождение военной службы по контракту; ответственность военнослужащих; военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Действующими программами на изучение курса ОБЖ предусмотрено выделение не менее двух часов в неделю в 10 классе и одного часа в неделю в 11 классе. В целях реализации требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Минобразование рекомендует органам управления образованием выделять на изучение основ военной службы дополнительное время за счет вариативной части Базисного учебного плана.

Обучение приемам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке рекомендуется проводить на занятиях по физической культуре. [17, с. 81]

Изучение вопросов огневой и тактической подготовки, выполнение начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техникой части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце 10-го года обучения, организуемых военными комиссариатами на базе воинской части или учебного подразделения РОСТО. На проведение сборов выделяется 40 часов учебного времени, предусмотренного программами ОБЖ.

Составной частью подготовки по основам военной службы и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений призвано стать патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся.

Главной задачей патриотического воспитания является формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностях и традициях личности гражданина-патриота.

Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.

Логическим продолжением программы ОБЖ во внеурочное время является участие обучающихся во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов военно-патриотической направленности. Наряду с введением новых форм и методов воспитательной работы необходимо использовать положительный многолетний опыт в организации оборонно-спортивных лагерей старшеклассников, лагерей юных спасателей, туристических походов и слетов, детских игр и соревнований. [19, с. 26]

Действующие программы курса ОБЖ предусматривают изучение в 10 и 11 классах одних и тех же вопросов одновременно для девушек и юношей. Учитывая, что изучение основ военной службы является обязательным для юношей и добровольным для девушек, в новых программах курса ОБЖ по отдельным темам целесообразно предусмотреть деление класса на две группы: девушек и юношей. Деление классов на две группы предусмотрено нормативными документами.

В 10 классе время, выделенное на проведение пятидневных учебных сборов (40 часов), может быть использовано для проведения раздельных занятий с девушками по программе, направленной на формирование понятий нравственного и физического здоровья женщин. В настоящее время разработаны две такие программы.

Минобразование России рекомендует в каждом классе основной и средней общеобразовательной школы обучение по курсу ОБЖ заканчивать подготовкой и проведением Дня защиты детей.

Освоение программ курса ОБЖ в 10 и 11 классах заканчивается итоговой аттестацией выпускников. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ.

В аттестат о среднем (полном) образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В аттестат об основном общем образовании выставляется отметка по этому предмету, если он преподавался самостоятельно.

Одной из нерешенных проблем в организации преподавания курса ОБЖ является отсутствие необходимого количества квалифицированных педагогов. По данным Госкомстата России, в настоящее время на 65 тыс. общеобразовательных учреждений России приходится около 25 тыс. преподавателей ОБЖ.

Преподавание вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе целесообразно поручить учителю начальных классов, в основной школе — учителю-предметнику или преподавателю-организатору ОБЖ, в средней (полной) — преподавателю-организатору ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года № 46.

В настоящее время Минобороны России с участием Минобразования России подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации, определяющего порядок подготовки граждан к военной службе. После принятия этого Постановления Минобразование России подготовит соответствующее разъяснение об организации обязательной военной подготовки в образовательных учреждениях России.

 

 

 

Заключение

 

Итогом обучения ОБЖ в общеобразовательной школе должен стать такой уровень развития школьников, когда они готовы на практике обеспечить личную и коллективную безопасность, ориентируясь на предупреждение неоправданных рисков и опасностей.

Общими критериями сформированности у школьников мотивационной заинтересованности и практики безопасного поведения служат признание и соблюдение следующих положений:

• право на обеспечение допустимого уровня безопасности в жизни есть одно из основных прав человека;

• в любой деятельности безопасность должна быть приоритетной по отношению к ее результатам;

• грамотное отношение к вопросам безопасности во всех сферах деятельности человека является залогом его здоровья и благополучия;

Информация о работе Теоретические основы формирования безопасного поведения школьников в повседневной деятельности