Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:35, доклад
Ребенок нормальный: 1) когда уровень его развития соответствует большинству детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества. 2)когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определение развития его индивидуальных свойств, способностей и возможностей. 3)когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, перспективы адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
Личностно - ориентированный подход является в настоящее время в отечественной и мировой системе образования основной стратегией, требует от педагога владения необходимыми навыками и знаниями, позволяющими обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только среднестатистического ребенка, но и отличающегося яркой неповторимостью и индивидуальностью. В связи с этим «норма» все больше размывается и рассматривается в разных значений.
Статистическая норма – уровень психосоциального развития человека, которая соответствует количественным показателям, полученным при предварительном обследовании группы популяции людей того же возраста, пола, культуры. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных псих. качеств, особенно на этапе первичной диагностики псих. состояния ребенка при опред. характера основного нарушения, его выраженности. Статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого либо качества (рост, вес, уровень развития интеллекта, отдельных состояний), расположенных около среднего арифметического. Попадание в эту зону означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и тд.) ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры из патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, медицинской помощи.
Функциональная норма –
Ребенок нормальный: 1) когда уровень его развития соответствует большинству детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества. 2)когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определение развития его индивидуальных свойств, способностей и возможностей. 3)когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, перспективы адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
Идеальная норма –
некое оптимальное развитие личности
в оптимальных для нее
Теория Л.С. Выготского сложной структуры дефекта при аномальном развитии.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития.
Л.С. Выготский установил, что структура дефекта не сводится к симптомам повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), которые представлены собой первичные симптомы нарушения – первичные дефекты. Недоразвитие ВПФ (например: речи и мышления у глухих; опосредованная память у дебилов; восприятия и пространственной ориентировки у слепых). Со стороны поведения Л.С.Выготский считал вторичный дефект, не связанный непосредственно с основными первичными дефектами, но обусловленными им. Соотношение первичного и вторичного дефекта усложняет структуру дефекта.
Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т. е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».
Адекватное воспитание и обучение способствует преодолению причин, которые порождают вторичные, третичные и т.д. отклонения. Центральная область компенсация дефекта по Л.С. Выготскому – повышение культурного развития и формирование ВПФ. На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Чем дальше стоит нарушение от поврежденного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается коррекции.
Информация о работе Теория Л.С. Выготского сложной структуры дефекта при аномальном развитии