Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:07, контрольная работа
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи,
помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.
1.Формы и методы диагностики математического развития детей.
2.Ознакомление с овалом в процессе лепки.
3.Конспект НОД ,самоанализ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра музыкального и дошкольного образования
Институт культуры и искусства
Контрольная работа по дисциплине
«Теория
и методика развития математических
представлений у детей
Студентки ИКИ
ОЗО группы ДО №32
Леонтьевой И.В.
ПРОВЕРИЛА:
Старший преподаватель
Кафедры музыкального
Дошкольного образования
Тарасенко Т.В.
Липецк 2014
План:
1.Формы и методы
диагностики математического
2.Ознакомление с овалом в процессе лепки.
3.Конспект НОД ,самоанализ.
Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
Полноценное математическое развитие
обеспечивает организованная, целенаправленная
деятельность, в ходе которой воспитатель
продуманно ставит перед детьми познавательные
задачи,
помогает найти адекватные пути и способы
их решения. Специально организованная
деятельность обучающего и обучаемых,
протекающая по установленному порядку
и в определенном режиме, называется формой
обучения.
Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников осуществляется
на занятиях и вне их, в детском саду и
дома.
Занятия являются основной формой развития
элементарных математических представлений
в детском саду. На них возлагается ведущая
роль в решении задач общего умственного
и математического развития ребенка и
подготовки его к школе. С помощью занятий
удается вооружить детей знаниями второй
категории (по определению А. П. Усовой),
повышенной трудности, достаточно обобщенными,
лежащими в «зоне ближайшего развития».
Самостоятельно приобрести их ребенок
не в состоянии. На занятиях реализуются
практически все программные требования;
осуществление ; образовательных, воспитательных
и развивающих задач происходит комплексно;
математические представления формируются
и развиваются в определенной системе.
Занятия по формированию элементарных
математических представлений у детей,
или занятия по математике в детском саду
(как они названы в последних программных
документах), строятся с учетом общедидактических
принципов: научности, системности и последовательности,
доступности, наглядности, связи с жизнью,
индивидуального подхода к детям и др.
Во всех возрастных группах занятия проводятся
фронтально, т. е. одновременно со всеми
детьми. Лишь во второй младшей группе
в сентябре рекомендуется проводить занятия
по подгруппам (6—8 человек), охватывая
всех детей, чтобы постепенно приучить
их заниматься вместе. Количество занятий
определено в так называемом «Перечне
занятий на неделю», содержащемся в программе
детского сада. Оно относительно невелико:
одно (два в подготовительной к школе группе)
занятие в неделю. С возрастом детей увеличивается
длительность занятий: от 15 минут во второй
младшей группе до 25—30 минут в подготовительной
к школе группе. Поскольку занятия математикой
требуют умственного напряжения, их рекомендуют
проводить в середине недели в первую
половину дня, сочетать с более подвижными
физкультурными, музыкальными занятиями
или занятиями по изобразительному искусству.
Каждое занятие занимает свое, строго
определенное место в системе занятий
по изучению данной программной задачи,
темы, раздела, способствуя усвоению программы
развития элементарных математических
представлений в полном объеме и всеми
детьми. В работе с дошкольниками новые
знания даются небольшими частями, строго
дозированными «порциями». Поэтому общую
программную задачу или тему обычно делят
на ряд более мелких задач — «шагов» и
последовательно реализуют их на протяжении
нескольких занятий. Например,, вначале
дети знакомятся с длиной, затем шириной
и, наконец, высотой предметов. Для того
чтобы они научились безошибочно определять
длину, ставится задача распознавания
длинной и короткой полосок путем их сравнения
приложением и наложением, затем подбирается
из ряда полосок разной длины такая, которая
соответствует предъявленному образцу;
далее на глаз выбирается полоска самая
длинная (или самая короткая) и одна за
другой укладываются в ряд. Так, длинная
полоска на глазах самого ребенка становится
более короткой по сравнению с предыдущей,
а это раскрывает относительность смысла
слов длинный, короткий. Такие упражнения
постепенно развивают глазомер ребенка,
приучают видеть отношения между размерами
полосок, вооружают детей приемом сериации
(укладывание полосок по возрастающей
или убывающей длине). Постепенность в
усложнении программного материала и
методических приемов, направленных на
усвоение знаний и умений, позволяет детям
почувствовать успехи в своей работе,
свой рост, а это в свою очередь способствует
развитию у них все большего интереса
к занятиям математикой.
Решению каждой программной задачи посвящается
несколько занятий, и затем в целях закрепления
к ней неоднократно возвращаются в течение
года. Количество занятий по_ изучению
каждой темы зависит от степени ее трудности
и успешности овладения ею детьми. Поквартальное
распределение материала в программе
каждой возрастной группы на протяжении
учебного года позволяет полнее реализовать
принцип системности и последовательности.
В летние месяцы (V квартал) занятия по
обучению математике ни в одной из возрастных
групп не проводятся. Полученные детьми
знания и умения закрепляются в повседневной
жизни: в играх, игровых упражнениях, на
прогулках и т. д.
Нарушение принципа системности и последовательности
в работе по развитию математических представлений
недопустимо. Н. К. Крупская говорила: «...математика
— это цепь понятий: выпадает одно звенышко
— и непонятно будет дальнейшее»1.
На основе программы формирования элементарных
математических представлений с учетом
особенностей детей и уровня их развития
воспитатель определяет содержание каждого
конкретного занятия, четко и лаконично
формулирует его задачи, например: «Учить
детей устанавливать соотношения между
тремя предметами по длине и раскладывать
предметы в ряд в порядке возрастания
длины, ориентируясь на образец; обозначать
соотношения по длине словами самый длинный,
самый короткий, длиннее, короче; закрепить
умение устанавливать равенство групп
предметов при условии различных интервалов
между предметами в каждой из них; упражнять
в счете в пределах б» .
На занятиях, кроме «чисто» образовательных,
ставятся также и
задачи по развитию речи, мышления, воспитанию
качеств личности и черт характера, т.
е. разнообразные воспитательные и развивающие
задачи.
Программное содержание занятия обусловливает
его структуру. В структуре занятия выделяются
отдельные части: от одной до четырех-пяти
в зависимости от количества, объема, характера
задач и возраста детей. Часть занятия
как его структурная единица включает
упражнения и другие методы и приемы, разнообразные
дидактические средства, направленные
на реализацию конкретной программной
задачи. Общая тенденция такова: чем старше
дети, тем больше частей в занятиях. В самом
начале обучения (во второй младшей группе)
занятия состоят из одной части. Однако
не исключается возможность проведения
занятий с одной программной задачей и
в старшем дошкольном возрасте (новая
сложная тема и т. д.). Структура таких занятий
определяется чередованием разных видов
деятельности детей, сменой методических
приемов и дидактических средств.
Все части занятия (если их несколько)
достаточно самостоятельны, равнозначны
и вместе с тем связаны друг с другом.
Структура занятия обеспечивает сочетание
и успешную реализацию задач из разных
разделов программы (изучение разных тем),
активность как отдельных детей, так и
всей группы в целом, использование разнообразных
методов и дидактических средств, усвоение
и закрепление нового материала, повторение
пройденного. Новый материал дается в
первой или первых частях занятия, по мере
усвоения он перемещается в другие части.
Последние части занятия обычно проводятся
в форме дидактической игры, одной из функций
которой является закрепление и применение
знаний детей в новых условиях.
В процессе занятий, обычно после первой
или второй части, проводятся физкультминутки
— кратковременные физические упражнения
для снятия утомления и восстановления
работоспособности у ребят. Показателем
необходимости физкультминутки является
так называемое двигательное беспокойство,
ослабление внимания, отвлечение и т. д.
В физкультминутку рекомендуется включать
2—3 упражнения для мышц туловища, конечностей
(движение рук, наклоны, прыжки и т. д.).
Наибольшее эмоциональное воздействие
на ребят оказывают физкультурные минутки,
в которых движения сопровождаются стихотворным
текстом, песней, музыкой. Возможно связывать
их содержание с формированием элементарных
математических представлений: сделать
столько и таких движений, сколько скажет
воспитатель, подпрыгнуть на месте на
один раз больше (меньше), чем кружков на
карточке; поднять вверх правую руку, топнуть
левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная
минутка становится самостоятельной частью
занятия, занимает больше времени, так
как она выполняет, помимо обычной, еще
и дополнительную функцию — обучающую.
Дидактические игры разной степени подвижности
также могут успешно выступать в качестве
физкультминутки.
В практике работы по формированию элементарных
математических представлений сложились
следующие типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр;
2) занятия в форме дидактических упражнений;
3) занятия в форме дидактических упражнений
и игр.
Выделение их условно и зависит от того,
что является ведущим на занятии: дидактическая
игра, дидактический материал и деятельность
с ним или сочетание того и другого. При
любом типе занятия воспитатель активно
руководит процессом усвоения детьми
знаний и навыков.
Занятия в форме дидактических игр широко
применяются в младших группах. В этом
случае обучение носит незапрограммированный,
игровой характер. Мотивация учебной деятельности
также является игровой. Воспитатель пользуется
в основном методами и приемами Опосредованного
педагогического воздействия: применяет
сюрпризные моменты, вводит игровые образы,
создает игровые ситуации на протяжении
всего занятия, в игровой форме его заканчивает.
Упражнения, с дидактическим материалом
хотя и служат учебным целям, приобретают
игровое содержание, целиком подчиняясь
игровой ситуации.
Занятия в форме дидактических игр отвечают
возрастным особенностям маленьких детей;
эмоциональности, непроизвольности психических
процессов и поведения, потребности в
активных действиях. Однако игровая форма
не должна заслонять познавательное содержание,
превалировать над ним, быть самоцелью.
Формирование разнообразных математических
представлений является главной задачей
таких занятий.
Занятия в форме дидактических упражнений
используются во всех возрастных группах.
Обучение на них приобретает практический
характер. Выполнение разнообразных упражнений
с демонстрационным и раздаточным дидактическим
материалом ведет к усвоению детьми определенных
способов действий и соответствующих
им математических представлений. Воспитатель
применяет приемы прямого обучающего
воздействия на детей: показ, объяснение,
образец, указание, оценка и т. д. В младшем
возрасте учебная деятельность мотивируется
практическими и игровыми задачами (например,
дать каждому зайцу по одной морковке,
чтобы узнать, поровну ли их; построить
лесенку из полосок разной длины для петушка
и т. д.), в старшем возрасте — практическими
или учебными задачами (например, измерить
полоски бумаги и отобрать определенной
длины для ремонта книг, научиться измерять
длину, ширину, , высоту предметов и т. д.).
Игровые элементы в разных формах могут
включаться в упражнения с целью развития
предметно-чувственной, практической,
познавательной деятельности детей с
дидактическим материалом.
Занятия по формированию элементарных
математических представлений в форме
дидактических игр и упражнений наиболее
распространены в детском саду. Этот тип
занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая
игра и различные упражнения образуют
самостоятельные части занятия, сочетающиеся
друг с другом во всевозможных комбинациях.
Их последовательность определяется программным
содержанием и накладывает отпечаток
на структуру занятия.
Согласно общепринятой классификации
занятий по основной дидактической цели
выделяют:
а) занятия по сообщению детям новых знаний
и их закреплению;
б) занятия по закреплению и применению
полученных представлений в решении практических
и познавательных задач;
в) учетно-контрольные, проверочные занятия;
г) комбинированные занятия.
Занятия по сообщению детям новых знаний
и их закреплению проводятся в начале
изучения большой новой темы: обучение
счету, измерению, решению арифметических
задач и др. Наиболее важным для них является
организация восприятия нового материала,
показ способов действия в сочетании с
объяснением, организация самостоятельных
упражнений и дидактических игр.
Занятия по закреплению и применению полученных
представлений в решении практических
и познавательных задач следуют за занятиями
по сообщению новых знаний. Они характеризуются
применением разнообразных игр и упражнений,
направленных на уточнение, конкретизацию,
углубление и обобщение полученных ранее
представлений, выработку способов действий,
переходящих в навыки. Эти занятия могут
быть построены на сочетании разных видов
деятельности: игровой, трудовой, учебной.
В процессе проведения их воспитатель
учитывает имеющийся у детей опыт, использует
различные приемы активизации познавательной
деятельности.
Периодически (в конце квартала, полугодия,
года) проводятся проверочные учетно-контрольные
занятия, с помощью которых определяют
качество освоения детьми основных программных
требований и уровень их математического
развития. На основе таких занятий успешнее
проводится индивидуальная работа с отдельными
детьми, коррекционная со всей группой,
подгруппой. Занятия включают задания,
игры, вопросы, цель которых — выявить
сформнрованность знаний, умений и навыков.
Занятия строятся на знакомом детям материале,
но не дублируют содержания и привычных
форм работы с детьми. Кроме проверочных
упражнений, на них возможно использование
специальных диагностических заданий
и методик.
Комбинированные занятия по математике
наиболее распространены в практике работы
детских садов. На них обычно решается
несколько дидактических задач: сообщается
материал новой темы и закрепляется в
упражнениях, повторяется ранее изученное
и проверяется степень его усвоения.
Построение таких занятий может быть различным.
Приведем пример занятия по математике
для старших дошкольников .
1. Повторение пройденного с целью введения
детей в новую тему (2—4 минуты).
2. Рассмотрение нового материала (15—18
минут).
3. Повторение ранее усвоенного материала
(4—7 минут).
Первая часть. Сравнение длины и ширины
предметов. Игра «Что изменилось?».
Вторая часть. Демонстрация приемов измерения
длины и ширины предметов условной меркой
при решении задачи на уравнивание размеров
предметов.
Третья часть. Самостоятельное применение
детьми приемов измерения в ходе выполнения
практического задания.
Четвертая часть. Упражнения в сравнении
и группировке геометрических фигур, в
сравнении численностей множеств разных
фигур.
В комбинированных занятиях важно предусмотреть
правильное распределение умственной
нагрузки: знакомство с новым материалом
следует осуществлять в период наибольшей
работоспособности детей (начинать после
3—5 минут от начала занятия и заканчивать
на 15—18 минуте). Начало занятия и его конец
следует посвящать повторению пройденного.
Усвоение нового может сочетаться с закреплением
пройденного, проверка знаний с их одновременным
закреплением, элементы нового вводятся
в процессе закрепления и применения знаний
на практике и т. д., поэтому комбинированное
занятие может иметь большое количество
вариантов.
Руководство познавательной деятельностью
детей на занятиях состоит:
— в четкой постановке учебно-познавательных
задач перед детьми и соответствующей
возрасту мотивации: учебной, практической,
игровой;
— в использовании различных форм организации
познавательной деятельности детей: фронтальной,
групповой, индивидуальной. При фронтальной
форме работы участвуют все дети, их активность
обеспечивается постановкой разнообразных
вопросов. Групповая форма работы предполагает
дифференцирование заданий с учетом индивидуальных
возможностей, уровня развития детей.
Индивидуальная работа обеспечивает высокий
уровень самостоятельности детей, формирование
умений и навыков, контроль за усвоением;
— в активизации обучения через содержание,
методы, приемы, формы организации.
На занятиях используются организационные
средства активизации: «Подумайте, догадайтесь»,
«Выводы будете делать сами» и др., но они
побуждают лишь внешнюю, моторную активность,
способствуя быстрой сосредоточенности
детей на учебном ; задании, ускоряя действия
с наглядным материалом, вызывая непроизвольное
внимание, кратковременный интерес к учебной
задаче.
Активность внутреннюю, мыслительную
удается вызвать разнообразными приемами
активизации, которые в свою очередь зависят
от цели, содержания обучения, степени
усвоения учебного материала. К ним относятся:
— умелое применение дидактических приемов
сравнения, противопоставления, обобщения;
— опора на имеющийся опыт детей, мобилизация
знаний, чувственного опыта на выполнение
задания;
— доступная мотивация дидактических
упражнений, формирование интереса, положительного
отношения к содержанию обучения;
— творческий характер некоторых заданий;
— применение специальных средств активизации
речевой деятельности.
Следует добиваться полной взаимосвязи
между уровнем развития практического
действия и речевого выражения знаний,
способов действия. При изучении нового
материала, первоначальном усвоении практических
действий (счета, измерения, вычислений)
речь ребенка включается непосредственно
в процесс выполнения задания или следует
за ним. Детям предлагается по вопросам
рассказать, что они сделали, как выполнили
задание, для чего. В дальнейшем задавать
вопросы, предлагать учебные задания надо
таким образом, чтобы дети вынуждены были
рассуждать, объяснять, пользуясь усвоенной
терминологией: «Расскажи, как выполнял
задание», «Что узнал, выполнив задание?»,
«Для чего разложил предметы в два ряда?»,
«Докажи, что числа 3 и 4 не равны», «Расскажи,
как можно сравнить эти предметы».
Активизация мыслительной деятельности
на занятиях путем разнообразных средств
и приемов ведет к развитию самостоятельности,
формированию активной позиции ребенка
в учении.
Показателями мыслительной активности
на занятиях по формированию элементарных
математических представлений следует
считать наличие у детей интереса к учебной
задаче и процессу ее решения, проявление
самостоятельности в поиске решения, умение
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки
товарища, задавать вопросы, выдвигать
познавательную задачу в конкретной ситуации.
Целенаправленная познавательная деятельность
вне занятий является эффективной формой
развития элементарных математических
представлений у дошкольников.
В самостоятельной познавательной деятельности
совершенствуются, углубляются и расширяются
представления детей о числах, соотношениях
размеров, разнообразии геометрических
форм, различной длительности временных
отрезков, пространственных отношениях.
Ее организация возможна лишь при определенном
уровне математического развития детей,
наличии разнообразных дидактических,
игровых материалов, игр математического
содержания, руководстве этой деятельностью
взрослым. Кроме этого, дети должны уметь
самостоятельно выполнять некоторые действия,
вызванные интересом.
Признаками самостоятельной познавательной
деятельности являются интерес к ней со
стороны детей, проявление ими творческой
инициативы, самостоятельности в выборе
игры и способа реализации задуманного.
Это могут быть игры детей с дидактическими
материалами, развивающие и обучающие
игры, занимательные задачи и упражнения,
сюжетно-ролевые игры с использованием
объектов, подлежащих количественной
оценке, измерению; ситуации, возникающие
в трудовой и бытовой деятельности. Активные
игровые действия детей вызываются и стимулируются
игровой задачей, возможностью проявить
самостоятельность, смекалку, элементами
соревнования, потребностью самовыражения.
Совершенствование способов действий,
развитие мышления, элементы творчества
— характерные черты самостоятельной
познавательной деятельности.
Самостоятельная познавательная деятельность
детей имеет непосредственную связь с
обучением на занятиях. Соблюдение преемственности
между этими двумя формами развития элементарных
математических представлений дает возможность
разгрузить занятия от второстепенного
материала, сосредоточив внимание на изучении
основного, упражнять ребят в применении
знаний в новых условиях, полнее удовлетворять
их познавательные интересы, развивать
способности.
Под влиянием правильно организованной
самостоятельной познавательной деятельности
у детей развиваются умственные операции
и процессы, творческое воображение, воспитываются
интерес, волевые черты личности, желание
учиться, сосредоточенность, привычка
к умственному напряжению и труду. Самостоятельная
познавательная деятельность должна организовываться
не только в детском саду, но и в домашних
условиях.
Цель: Познакомить детей с
Программное содержание:
Продолжать учить видеть геометрические
фигуры в формах окружающих предметов.
Закреплять представления о круге, квадрате,
треугольнике.
Развивать зрительное и слуховое восприятие,
образное мышление.
Формировать коммуникативные навыки.
Оборудование:
Раздаточный материал: билеты - парные
карточки с изображением геометрических
фигур для обозначения мест в кинотеатре;
наборы геометрических фигур на каждого
ребёнка.
Демонстрационный материал: плакат с изображением
овощей, схематическое изображение животных
(зайца, медведя, лисы), геометрические
фигуры для фланелеграфа.
Предварительная работа:
- Беседа о правилах поведения в кинотеатре;
- Сюжетно-ролевая игра «Кинотеатр»;
- Дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери
предмет по форме», выкладывание разных
предметов из геометрических фигур (по
схеме и по замыслу);
- Разучивание пальчиковой гимнастики;
- Подвижная игра «Если да - похлопаем,
если нет - потопаем!»;
- Рассматривание овощей , определение
их формы;
- Лепка «Овощи» (кабачок, огурец, баклажан);
- Рисование «Что собрали в огороде»;
- Аппликация «Овощи на тарелке»;
Методы и приёмы:
Наглядный: показ на фланелеграфе геометрических
фигур; рассматривание муляжей овощей.
Словесный: беседа, вопросы к детям, проговаривание
слов пальчиковой гимнастики, отгадывание
загадок, исполнение роли – словесное
описание геометрических фигур.
Практический: пальчиковая гимнастика,
прыжки, дидактические игры: «Найди пару»,
«На что похоже», «Составь фигуру животного
из геометрических форм».
Описание непосредственно образовательной
деятельности.
Организационный момент:
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный
зал, встают в круг.
Воспитатель: Добрый день, дети! Я очень рада
вас видеть.
Дети: Добрый день! Мы тоже рады вас
видеть.
Затем проводится пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: А теперь дети, поздоровайтесь
друг с другом. (дети встают парами).
Дети: Добрый день! (пожимают руку,
используя все пальцы.)
Рад тебя видеть! (здороваются всеми пальцами,
кроме большого)
Наконец-то встретились! (здороваются
только большими пальцами).
Если что-нибудь случится, обращайся, помогу!
(переставляют указательный и средний
пальцы правой руки по левой руке партнёра,
«доходят до шеи, слегка похлопывают друг
друга ладонью по плечу.)
Воспитатель: Вы любите сказки? (ответы детей).
Сегодня я хочу пригласить вас в кинотеатр,
где вы сможете увидеть сказку «Весёлые
друзья». Чтобы попасть на представление,
сначала надо приобрести билет в билетной
кассе. Давайте решим, как нам туда идти.
Дети: Парами, дружно, спокойно.
Воспитатель: Так не интересно, скучно. Может
быть поскачем на правой ножке? (дети соглашаются
и перемещаются к столу, на котором разложены
карточки с изображением геометрических
фигур).
Основная часть.
Воспитатель: Кто же работает в кассе?
Дети. Кассир.
Воспитатель: Кассиром у нас будет Полина,
а вы, дети вставайте в очередь и получив
билет занимайте свои места в зрительном
зале. (дети берут по одному билету и ищут
стул, на котором лежит парная карточка).
Воспитатель: Если вы не можете найти нужное
место, попросите помощи у товарищей.
Перед началом сеанса контролёр (один
из детей) проверяет выполнение задания.
Если место ребёнком выбрано правильно,
он аплодисментами выражает своё одобрение,
если нет - топает и помогает ребёнку, допустившему
ошибку, найти своё место.
Воспитатель: Внимательно смотрите на экран
(фланелеграф). Быть может, вам придётся
помочь героям сказки.
Жили-были весёлые друзья. А кто они, вы
узнаете, если отгадаете загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я.
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Вы подумайте, друзья,
И скажите, кто же я? (Круг)
***
Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются -
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов – то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Моё имя назовите. (Треугольник)
***
В ворота его не закатишь как мяч.
И он за тобою не пустится вскачь.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожие, точно родные сестрёнки,
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это…(Квадрат)
Воспитатель по ходу рассказа выкладывает
на фланелеграфе изображения предметов,
по форме соответствующие разным геометрическим
фигурам. Дети их называют.
Воспитатель: Друзья жили в уютном доме (выставляет
изображение дома). Какой формы были стены
этого дома, его крыша, окно? (ответы детей)
Друзья часто сидели на стульях с удобными…(квадратными)
сидениями. Стол у них был…(круглый). Накрывая
на стол, друзья ставили…(круглые) тарелки.
В чай они клали…(квадратные) кусочки
сахара. Очень любили друзья… (треугольное)
печенье. Однажды кто-то постучал в дверь
их дома. Вышли друзья на порог и видят:
стоит перед ними удивительная фигура,
немного похожая на круг. (Выставляет на
фланелеграф овал). Стали знакомиться.
Воспитатель предлагает желающим детям
исполнить роли геометрических фигур.
1-й ребёнок (берёт треугольник и говорит
от его имени): Здравствуй, друг! Я - треугольник.
У меня три стороны и три угла. Я похож
на …(перечисляет предметы).
2-й ребёнок (берёт квадрат): А я – Квадрат,
у меня четыре стороны и четыре угла. Я
похож на…
3-й ребёнок (берёт круг): А я- Круг, у меня
нет ни одного угла, я могу катиться. Я
похож на…
Дети (хором): А ты кто?
Овал (за него говорит воспитатель): Здравствуйте
друзья! Меня зовут Овал, я по форме похож
на круг, вот посмотрите. (воспитатель
ставит овал рядом с кругом, накладывает
круг на овал, дети выделяют сходства и
различия фигур).
Воспитатель: Дети, назовите предметы, которые
по форме похожи на овал (ответы детей).
Овал. Пустите меня к себе жить.
Воспитатель: Согласились фигуры и стали
они жить вместе. Каждое утро они выходили
на улицу и делали зарядку. А как они её
делали, я вам сейчас покажу.
Дети встают со стульчиков и делают упражнения
физкультминутки.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - прогнуться, потянуться,
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять и шесть - тихо сесть.
Воспитатель: Вот однажды решили круг, квадрат
и треугольник и овал отправиться на прогулку.
Проказник овал убежал от приятелей и
спрятался на огороде (воспитатель ставит
перед детьми плакат «огород» на котором
находятся изображения овощей). Друзья
огляделись вокруг, нет овала, стали его
искать. Ищут, ищут - никак найти не могут.
Дети, помогите фигурам найти овал. Для
этого выберите овощи, которые по форме
напоминают овал (дети выбирают огурец,
баклажан, кабачок…) Среди овощей нашли
друзья овал. Пошли они дальше. Долго -
ли, коротко - ли они гуляли, но вот пришло
время возвращаться домой (дети садятся
на стулья, воспитатель ставит геом. фигуры
на прежнее место около домика).
Воспитатель. Ну вот ребята, наша сказка
закончилась. Пришло время и нам возвращаться
в детский сад. Понравилось ли вам в кинотеатре?
Что вы сегодня нового узнали, с чем (кем)
познакомились? Вы меня тоже сегодня порадовали!
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 1»
Цель
-закрепить знания
о сравнении предметов по
-упражнять отгадывать
математическую загадку на
-закрепить знания о числе и цифре 1
-упражнять писать цифру 1
-формировать навыки самоконтроля и самооценки
Оборудование: конверты большой и маленький, иллюстрация с изображением Кота в сапогах, карточки с изображением шарфиков, картинка к загадке, карточки с цифрами от 1до 9; на каждого ребенка-карточки с 2 полосками (на верхней части нарисовано 5 зайцев, картинки –яблочки, рабочие тетради «Е. В. Колесникова «Я считаю до 10», цветные карандаши, звездочки, кружки и квадраты-для поощрения детей.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
Воспитатель вносит в группу почтовый ящик и достает из него конверт.
- Ребята, почтальон
принес нам письмо. Догадайтесь,
от кого это может быть? (Дети
высказывают свои
- На конверте есть загадка.
Умён, изворотлив усатый дружок -
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну что, угадали, ребята?
Дети узнают персонажа сказки-Кота в сапогах.
- Да, ребята, вы угадали, а вот и его портрет.
Воспитатель достает из конверта иллюстрацию с изображением Кота в сапогах.
- В конверте есть
еще и письмо. Ребята, Кот в
сапогах задает нам много
Воспитатель зачитывает письмо детям: «Здравствуйте, дети. Я узнал, что недавно в детском саду был праздник. Его всегда отмечают в первый осенний день, что же это за праздник? (ответы детей) .А как называется первый осенний месяц? Молодцы-именно месяц сентябрь стоит первым по счету в новом учебном году. Я хочу Вам пожелать успехов в обучении и всех Ваших делах. »
2. Основная часть.
а) Воспитатель.
-Ребята, вы у меня молодцы! А вот и первое задание Кота в сапогах.
Выставляются на доску карточки с изображением шарфиков. Скажите, какой ширины шарфики (широкий, уже, еще уже, поуже, самый узкий) .
-Хорошо, следующее задание.
Отгадайте загадку. Выставляется картинка
На картинке игрушки.
Помоги считать Петрушке:
Кукла, кубик.
Ведро. машина.
Мяч. получилось ровно (пять)
Почему пять (потому что на картинке пять игрушек)
б) работа с раздаточным материалом
-Ребята, Кот в
сапогах в сказке королю носил
на угощение зайцев. Нам нужно
ему помочь поймать зайчиков.
Для этого нам понадобятся
яблочки, давайте каждому
в) Физкультминутка
Дружно с вами
мы считали и про числа
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
г) работа в тетрадях
-Ребята, вот какие
вы у меня шустрые, со всеми
заданиями хитрого Кота
Эта цифра – единица.
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему? –
Начинает счет всему.
1. Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй»(лист1.№1)
-Нарисуй под
каждой карточкой столько
-Под какими предметами нарисовали один кружок (под яблоком, машиной)
-Под какими геометрическими
фигурами нарисовали один
2. «Учимся писать цифру 1»(лист1, №1)
-Давайте попробуем обвести цифру один по точкам, а затем постараемся написать ее в каждой клеточке до конца строчки.
3. Игровое упражнение «Закрась правильно»(лист 1, №2)
-Закрасьте изображения только тех предметов, которых по одному.
-Какие предметы закрасили (рыбку. грибок, пирамидку-их по одному. а елочек и шариков-по два) .
4. Игра «Соедини правильно» (лист1, №3)
-Из какой сказки эти медведи? (Три медведя) Какого они размера? - (Михайло Иванович – большой, Настасья Петровна – поменьше, Мишутка – маленький) .
Задание: Покажите стрелочкой и скажите, кто на каком стуле будет сидеть? – (Михайло Иванович – на большом стуле, Настасья Петровна – на стуле поменьше, Мишутка – на маленьким)
5. Логическая задача «Когда это бывает? »(лист 1, №4)
Ребята, какое сейчас время года? – (Осень) .
Отгадайте загадку:
В каком месяце лето кончается, а осень начинается? – (Август, сентябрь) .
Задание: Рисунки небольшого размера соединить с большим рисунком, чтобы они относились к одному времени года.
Вопросы: Какие рисунки соединили? – (На дереве мало листьев, овощи, ежик с грибком). С какой картинки не соединили? – (Со скворечником, скворцы прилетают весной) .
3. Подведение итогов
-Ребята, у нас
с вами была сегодня нелегкая
работа. После летнего отдыха
мы с вами очень многое
-Посмотрите, какой сюрприз нас ждал в глубине конверта. Достать маленький конверт в котором лежит еще одно письмо
«Молодцы, ребята, справились со всеми моими заданиями! Вас ждет награда в этом конверте-звездочки тем ребятам, которые выполнили все задания правильно, кружки- тем, кто частично выполнил задания и квадратики-тем, кому нужно постараться в следующий раз. До скорой встречи! »
-Ну вот, получите свои награды за проделанную работу. Раздача подарков
Самоанализ нод по формированию элементарных
математических представлений.
Тема: Число и цифра1.
Проведено в старшей группе.Это занятие относится к разделу «Количество и счет в пределах 10. Сравнение рядом стоящих чисел». На данном занятии изучался новый материал- знакомство с числом и цифрой 9, а также закреплялся ранее пройденный: дни недели, пространственные отношения «над-под».Все занятие было связано единой темой «Космос». При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учет положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринужденной обстановки, осуществление взаимодействия при ведущей роли взрослого. Помещение было достаточно проветрено, освещено, подобран необходимый по размеру демонстрационный материал, перед занятием была проведена зрительная гимнастика. Мною была выбрана традиционная форма проведения занятия с интеграцией областей. Так как занятие требовало большой сосредоточенности, интерес детей поддерживался побуждением делать, как космонавты и появлением необычного персонажа- инопланетянина.