Теория проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение сущности теории проблемного обучения, рассмотрение ее исторического аспекта и анализ проблемных ситуаций как основы проблемного обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ ММП.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

     - проблемные ситуации при решении  технических задач возникают  тогда, когда между схематическим  изображением и конструктивным  оформлением технического устройства  отсутствует прямое соответствие.

     - проблемные ситуации создаются  и тем, что существует объективно  заложенное в принципиальных  схемах противоречие между статическим  характером самих изображений  и необходимостью прочитать в  них динамические процессы (Кудрявцев Т.В., 1975. С. 264-268).

       Для создания проблемной ситуации  необходимо следующее: перед учащимся  должно быть поставлено такое  практическое или теоретическое  задание, при выполнении которого  он должен открыть подлежащие  усвоению новые знания или  действия. При этом следует соблюдать  такие условия: 

     - задание основывается на тех  знаниях и умениях, которыми  владеет учащийся;

     - неизвестное, которое нужно открыть,  составляет подлежащую усвоению  общую закономерность, общий способ  действия или некоторые общие  условия выполнения действия;

     - выполнение проблемного задания  должно вызвать у учащегося  потребность в усваиваемом знании.

     - предлагаемое ученику проблемное  задание должно соответствовать  его интеллектуальным возможностям.

     - проблемное задание должно предшествовать  объяснению подлежащего усвоению  учебного материала. 

     В качестве проблемных заданий могут  служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.

     Однако  нельзя смешивать проблемное задание  и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

     Одна  и та же проблемная ситуация может  быть вызвана различными типами заданий.

     Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать  учитель путем указания ученику  на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты (Матюшкин А.М., 1972. С. 181-183).  

     Достоинства и недостатки проблемного  обучения 

     Проблемное  обучение направлено на самостоятельный  поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под  руководством педагога активно усваивают  новые знания. Следовательно, оно  обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме  того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает  мыслительные способности обучающихся (Хекхаузен Х.).

     Проблемное  обучение в меньшей степени чем  другие типы обучения применимо при  формировании практических умений и  навыков; оно требует больших  затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

     Недостатки  технологии проблемного обучения проявляются: в больших затратах учебного времени; в слабой управляемости познавательной деятельностью учащихся. (Г.А.Ушаков статья «Плюсы и минусы педагогической технологии проблемного обучения»  «Вестник ВЭГУ» №1)

     Несмотря  на выделенные недостатки, на сегодняшний  день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с  развитием рыночных отношений все  структуры общества в той или  иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода  развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. 

           Заключение 

     В данной контрольной работе была рассмотрена  тема: «Проблемное обучение».

     В результате написания работы, на основании  вышеизложенного материала, можно  сделать следующие выводы.

     Проблемное  обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

     Проблемное  обучение призвано для реализации трёх основных целей:

     Первая  цель - сформировать у учащихся необходимую  систему знаний, умений и навыков.

     Вторая  цель - достичь высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

     Третья  цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

     Достоинства: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме  того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

     Недостатки: в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения

     Список  использованной литературы 

  1. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994. – 159 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 234 с.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. – 585 с.
  4. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. - 365 с.
  5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. – 274 с.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. – 524 с.
  7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. – 175 с.
  8. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990. – 234 с.
  9. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1988. – 184 с.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. – 185 с.

Информация о работе Теория проблемного обучения