Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:49, контрольная работа
Целью данной работы является определение сущности теории проблемного обучения, рассмотрение ее исторического аспекта и анализ проблемных ситуаций как основы проблемного обучения.
-
проблемные ситуации при
-
проблемные ситуации создаются
и тем, что существует
Для создания проблемной
- задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
-
неизвестное, которое нужно
-
выполнение проблемного
-
предлагаемое ученику
-
проблемное задание должно
В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.
Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Возникшую
проблемную ситуацию должен формулировать
учитель путем указания ученику
на причины невыполнения им поставленного
практического учебного задания или невозможности
объяснить им те или иные продемонстрированные
факты (Матюшкин
А.М., 1972. С. 181-183).
Достоинства
и недостатки проблемного
обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся (Хекхаузен Х.).
Проблемное обучение в меньшей степени чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Недостатки технологии проблемного обучения проявляются: в больших затратах учебного времени; в слабой управляемости познавательной деятельностью учащихся. (Г.А.Ушаков статья «Плюсы и минусы педагогической технологии проблемного обучения» «Вестник ВЭГУ» №1)
Несмотря
на выделенные недостатки, на сегодняшний
день проблемное обучение является наиболее
перспективным. Дело в том, что с
развитием рыночных отношений все
структуры общества в той или
иной мере переходят с режима функционирования
(что в большей степени было
характерно для советского периода
развития страны) на режим развития.
Движущей силой любого развития является
преодоление соответствующих
Заключение
В данной контрольной работе была рассмотрена тема: «Проблемное обучение».
В результате написания работы, на основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей:
Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель - достичь высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Достоинства: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.
Недостатки: в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения
Список
использованной литературы